Ирина Козлова
Интеграция сказки в образовательный процесс дошкольного учреждения
▼ Скачать +Заказ
В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности и неповторимости; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на духовно- нравственное развитие дошкольника.
Публикация «Интеграция сказки в образовательный процесс дошкольного учреждения» размещена в разделах
Имея большой практический опыт работы с детьми дошкольного возраста считаю, что наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. И одним из таких методов является воспитание сказкой. Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития. В одной пословице говорится: «Сказка ложь да в ней намёк - добрым молодцам урок». Но разве сказка ложь? Нет, это живое воображение и весёлая фантазия. А именно этого и не хватает современным детям.
Сказка как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка: потребность в автономности, в активности, компетентности. Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как автономность, активность, социальная компетентность. Формирование такой личности требует от нас федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победы добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие. Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. Забавность сказок повышает интерес детей к ним. Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира. Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач. Сказка в системе воспитания решает следующие задачи:
-донесение в доступной форме до сознания детей общечеловеческих ценностей;
-воспитание любви ко всему живому: ко всем людям и природе;
-расширение кругозора и представлений о мире и мироустройстве;
-закладывание нравственных основ и начал, формирования нравственно -здоровой личности ребенка;
-развитие связной, образной речи.
Крупнейший педагог в области эстетического воспитания Е. А. Флерина, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия. Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, т. к. очень важно передать своеобразие жанра сказки. Педагогическая точность, данного утверждения, была отмечена и в личном опыте, в связи с чем, приоритетным направлением в педагогической практике, была выбрана систематизация и внедрение в образовательный процесс форм и методов использования сказок для развития духовно-нравственной, эмоциональной сферы и социального поведения ребенка дошкольного возраста.
Отмечено, что сказки органично сочетаются с принципом комплексно-тематического планирования образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Для удобства в работе была разработана картотека сказок.
Тема Русские народные и авторские сказки
Осень. Овощи Репка. Пых. Мужик и медведь.
Фрукты Крошечка - хаврошечка
Ягоды В. Катаев Дудочка и кувшинчик
Грибы В. Сутеев Под грибом
Деревья. Кустарники Как коза избушку строила
Хлеб. Труд Колосок. Деревянный орёл. Лёгкий хлеб
Семья. Человек Маша и медведь. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Царевна-лягушка. Айога (нанайская сказка) Кукушка (Ненецкая сказка) Н. Бажов Серебряное копытце. Каша из топора. У страха глаза велики. Семилетка. Василиса Прекрасная. Сказка о молодильных яблоках и живой воде
Домашние животные Кот, петух и лиса. Волк и семеро козлят. Сивка-Бурка. К. Ушинский Бодливая корова
Подготовка птиц и животных к зиме Зимовье зверей. В. М. Гаршин Лягушка-путешественница.
Зима. Зимние забавы Морозко. Снегурочка. Братья Гримм Госпожа метелица.
Животный мир зимой. Лисичка – сестричка и серый волк
Дикие животные Колобок. Лиса и волк. Два жадных медвежонка. Хвосты. Заяц- хваста.
Птицы Курочка Ряба. Петушок и бобовое зёрнышко. Г. -Х. Андерсен Гадкий утёнок. В. В. Бианки Люля.
Рыбы Байка о зубастой щуке
Одежда. Ткань. Обувь. Ш. Перро Золушка, Г. -Х. Андерсен Новый наряд короля.
Посуда Лиса и журавль. К. И. Чуковский Федорино горе. Братья Гримм Горшок каши
Мебель Три медведя
Транспорт В. Сутеев Разные колёса
День защитника Отечества Г. -Х. Андерсен Стойкий оловянный солдатик Бой на калиновом мосту.
Строительство Теремок.
Весна. Сельскохозяйственные работы Заюшкина избушка. Мужик и медведь. В. В. Бианки Заяц Косач, медведь и весна.
Насекомые М. Михалков Лесные хоромы. В. В. Бианки Как Муравьишка домой спешил.
Безопасность жизни Ш. Перро Красная Шапочка. К. И. Чуковский Мойдодыр. Айболит. Бармалей.
Животный мир севера Г. -Х. Андерсен Снежная королева
Животные жарких стран Р. Киплинг Слонёнок
Наша Родина Никита Кожемяка
Народные промыслы Бычок - смоляной бочок
Музыкальные инструменты Братья Гримм Бременские музыканты
Нравственные качества. Этикет. Кот, козёл да баран. Пузырь, соломинка да лапоть. Гуси-лебеди. По щучьему велению. Л. Н. Толстой Царь и рубашка А. М. Горький Про Иванушку – дурачка. К. Ушинский Умей обождать. С. Т. Аксаков Аленький цветочек
Отмечено, что поучительные и добрые сказки таких авторов как, С. Козлова «Ёжик в тумане» и Е. Каргановой «Сказки про зверят» можно посоветовать воспитателям использовать в своей работе. Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям.
Используя в работе приоритетные технологии речевого развития отмечено, что сказку удобно анализировать и запоминать пользуясь законами мнемотехники, через игры с технологией ТРИЗ: «Да- нетка», «Хорошо -плохо», «Морфологическая дорожка» и др. Дети активно манипулируют с героями сказок, развивая воображение и активную речь.
Занятия с элементами сочинительства: «Салат из сказок», «Что будет если?», «Изменение характера персонажей, «Использование моделей, «Введение в сказку новых атрибутов», «Введение новых героев», «Тематические сказки» проходят на высоком эмоциональном подъёме, приносят детям уверенность в своих силах и способностях, потому, что ни что не стесняет полёт детской фантазии. Творческие задания - могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки). Пальчиковые и артикуляционные гимнастики по сказочным сюжетам запоминаются легко и быстро, а дети их часто воспроизводят в самостоятельной деятельности. Сказкотерапевтические занятия заняли достойное место в системе воздействия на духовно-эмоциональный мир ребёнка, на обогащение опыта ребенка через восприятие и проживание новой сказки, сказочной ситуации, осознание нравственного урока, соединение проблемной темы сказки с личным эмоциональным опытом ребенка, через направленную беседу и проговаривание.
Важным и перспективным методологическим направлением становления современного дошкольного образования является интеграция.
Именно интеграция - одна из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Интегративный подход при решении образовательных задач вызывает интерес, способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. Убеждаюсь, что необходимо стимулировать в детях разные виды творчества, предоставить возможность каждому ребёнку самовыразиться, проявить свой творческий потенциал, и интегрирование лучше всего позволяют это реализовать. Именно сказка, сказочный сюжет построения организованной образовательной деятельности в соединении с интеграцией наиболее полно помогает решить воспитательные, образовательные и здоровьесберегающие задачи, поставленные педагогом. Сказка замечательно сочетается с рисованием, аппликацией, конструированием, лепкой, музыкой, физической культурой.
Эффективность принципа интеграции была доказана в ходе проведения интегрированных занятий : «Модификация русской народной сказки «Колобок»; (образовательные области : коммуникация, познание, социализация, «В гости сказку позовём. По мотивам сказки «Хроменькая уточка» (образовательные области : коммуникация, познание, конструирование из строительного материала); «В гостях у бабушки Арины. По мотивам сказки «Лисичка со скалочкой» (образовательные области : коммуникация, музыка, художественное творчество-лепка из солёного теста).
В свободном общении с детьми, часто обращаемся к проблемной ситуации по сказочному сюжету. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Например: Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г. -Х. Андерсен "Снежная Королева»).- Почему поссорились лиса и заяц? ("Лиса и заяц". Русская народная сказка).
Существует огромный арсенал творческих заданий по сказкам : рассказать знакомую сказку по кругу; разыграть сказку; оформить книжку-малютку; изготовить костюмы-маски; узнать сказку по песенке героев; соединить точки и получить героя сказки или предмета из сказки ; нарисовать сказку, используя нетрадиционные способы (монотипия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому) и др.
Используя в системе многообразие методов и приёмов работы со сказкой, позволяет осуществлять процесс воспитания детей более целостно, т. е. способствует расширению границ нравственного, духовного, патриотического, экологического, эстетического и умственного развития.
Литература:
1. Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ Дошкольное воспитание. -1995- N10.-С. 30-32.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -СПб, 1997 с – 137.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб, 2000. с – 112.
4. Нартова-Бачавер С. К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии Хрестоматия. Сказки народов мира. - М., 1996.-С. 3-14
5. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. - М., 2000.. с – 148.
6. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 1996. с – 93, с – 104.