Галина Асауленко
Методический комплекс как фактор совершенствования качества образовательного процесса в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
(Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Елочка»)
г. Железногорск, Иркутской области
Г. В. Асауленко
Введение.
Формирование системы образования и её дошкольной ступени в соответствии с ФГОС требует сегодня от учреждений переосмысления основных направлений своей деятельности, в том числе и методической. С целью обеспечения самых разнообразных запросов потребителей образовательных услуг ДОО активно включаются в инновационную деятельность. В этих условиях приоритетным становится обеспечение качества оказываемых образовательных услуг.
Публикация «Методический комплекс как фактор совершенствования качества образовательного процесса в ДОО» размещена в разделах
Основная часть.
Методическая работа в ДОО - один из ключевых факторов обеспечения качества дошкольного образования, который напрямую зависит от уровня профессиональных умений педагогов. Повышению профессионального мастерства педагогов и совершенствованию качества образовательного процесса в ДОО способствует инновационное изменение в методической работе : это методический комплекс, который был разработан в целях оптимизации деятельности заместителя заведующего по ВМР по решению годовой задачи ДОО, в целях повышения психолого-педагогической компетентности воспитателей, специалистов ДО и развития их инновационного потенциала, в целях ориентации педагогов на качество конечного результата деятельности ДОО. Методический комплекс ориентирует заместителя заведующего на такие виды профессиональной деятельности, как организационно-управленческий и учебно-воспитательный.
Выбрав актуальную проблему, которая была представлена в виде годовой задачи, а именно: «Создать условия для формирования умения педагогического проектирования для решения задач по основам безопасности жизнедеятельности в системе «ребёнок-родитель-педагог» была спланирована работа со всеми субъектами образовательного процесса. На педагогическом совете «Воспитание безопасного поведения детей дошкольного возраста: проблемы, поиски. решения» рассматривались вопросы: безопасность жизнедеятельности детей как социальная и психологическая проблема, особенности работы с детьми по ОБЖ, формы работы по данной проблеме с участниками образовательного процесса. На методической консультации «Планирование и содержание работы по обеспечению жизнедеятельности дошкольников в ДОУ» шло обсуждение вопроса: как спланировать работу по ОБЖ с детьми младшего и старшего возраста. В результате всей этой работы появился перспективный план работы с детьми дошкольного возраста по ОБЖ согласно комплексно-тематическому планированию учебно-воспитательной работы, где учтены все образовательные области.
Работа по ОБЖ проводится как фронтально, так и наблюдается сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с детьми. Педагоги обращают внимание на совместное нахождение смысла предстоящей деятельности, постановку осознаваемой детьми проблемы, поощрение самостоятельных действий детей. А также стараются дифференцировать способы выполнения деятельности детей.
Для создания условий для самореализации детей были оформлены в группах тематические выставки детских рисунков: «Детские страхи», «Спички детям не игрушки», «Дорожные знаки на улице», «Безопасность на природе», «Опасные предметы».
Постоянно работая над совершенствованием предметно-развивающей среды, в ДОО проведён конкурс по оформлению уголков по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников, который позволил создать в каждой группе уголок «Азбука безопасности». В результате этого предметно-развивающая среда пополнилась игровыми макетами с мелкими игрушками, щитами безопасности, плакатами: «Безопасное общение», «Азбука безопасности на природе», «Один на улице или безопасная прогулка», «Первая помощь», «Безопасность на дороге»;дидактическими и настольно-печатными играми, альбомами: «Как избежать неприятностей», «Пожарная безопасность», «Если малыш поранился», рукотворными книгами «Учимся оказывать первую медицинскую помощь», «Живые опасности», «Если ребёнок заблудился», «Зимние развлечения», библиотечками с познавательной литературой по ОБЖ. Всё это способствовало совместной работе воспитателей с детьми и их родителями, а также способствовало выявлению творческих способностей педагогов.
В рамках решения задач по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников, встречи с родителями носят практическую направленность. Так, в старшей группе родительское собрание по теме «Безопасность и ребёнок» прошло совместно с инспектором по делам несовершеннолетних, где решалась проблема «Как научить ребёнка безопасному поведению с чужими людьми», в средней группе на встрече с родителями «Правила поведения зимой на прогулке» были затронуты вопросы одежды и обуви, рассмотрены травмоопасные ситуации во время зимних забав, проведён блиц-опрос родителей «Знатоки правил опасного поведения». В подготовительной группе инспектор ГИБДД напомнила о необходимости и важности соблюдения правил дорожного движения родителями и детьми. Лейтмотивом встречи с родителями в логопедической группе по эмоциональной безопасности детей стала беседа психолога, что безопасность дошкольников обеспечивается в основном родителями. Общение с психологом заставило родителей задуматься над вопросом: а всё ли я делаю правильно по отношению к своему ребёнку? Наказывая, подумай зачем?
Тщательная подготовка к родительским собраниям позволяет создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, повысить психолого-педагогическую культуру родителей, формировать у них активную позицию и сознательное участие в жизни своих детей. В конце таких встреч родители получают памятки с практическими советами по формированию навыков безопасного поведения дошкольников.
С целью привлечения внимания детей и взрослых к проблеме «Эмоциональная безопасность детей» с помощью позитивных плакатов на всём пространстве ДОО была проведена акция «Эмоциональная безопасность дошкольников». Так, совместные плакаты подготовительных групп были посвящены конфликтам и ссорам детей, старших групп – эмоциональному благополучию, средних групп - детским эмоциям и детским страхам.
Глубокая и содержательная работа по ОБЖ позволила наработать интересный материал и провести «Калейдоскоп проектов». Так, презентации проектов «Ребёнок и природа» (старшая гр, «Школа пешеходных наук» (подготов. гр, «Шагаем по детству с улыбкой» (старш. гр, «Правила поведения зимой на прогулке» (средн. гр) были отмечены Дипломами победителей.
Заключение.
Таким образом, методический комплекс, как инновационная форма методической работы, способствует:
• оптимизации работы педагогического коллектива
• позволяет объединить педагогов, специалистов для изучения и внедрения в практику новой педагогической технологии
• способствует повышению не только профессионального уровня педагогических работников, но и качество образовательной деятельности.
Литература:
1. М. В. Лунькова «Методический комплекс как фактор совершенствования качества образовательного процесса в ДОО». Журнал «Справочник старшего воспитателя», №1 2014г.
2. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», Санкт-Петербург, Детство-Пресс,2002г.
3. О. В. Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников». изд «Учитель»,2008г.
4. Т. Б. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников»,Санкт-Петербург. Детство-Пресс,2011г.
5. Л. Л. Тимофеева «Формирование культуры безопасности»,Санкт-Петербург, Детство-Пресс,2014г.