Ольга Манушина
Организация образовательного процесса в ДОО. Из опыта работы
Происходящие в дошкольном образовании перемены, с одной стороны, предполагают работу ДОУ в инновационном режиме, а с другой стороны, требуют стабильности качественных результатов деятельности на основе накопленного опыта с учетом сложившихся традиций и приоритетов в соответствии с образовательной и социальной ситуацией.
Публикация «Организация образовательного процесса в ДОО, Из опыта работы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.
Целостный образовательный процесс в ДОО – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, самореализоваться.
В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования.
ООП – это модель организации образовательного процесса ДОО. Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т. е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.
Планирование — основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОО.
Основой образовательного процесса является планирование. План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОО, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.
В ДОО используются две основные формы планирования: годовой и календарный план. Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОО основывается на комплексно - тематическом принципе.
• Выбирается тема, рассчитанная на 1-2 недели, которая совпадает с праздниками (событиями) в России, в мире;
• Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему;
• Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях;
• Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т. д.).
Воспитательно–образовательнй процесс включает в себя:
- организацию непосредственно образовательной деятельности воспитанника,
- организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,
- реализацию проектов,
- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).
Практическая часть. Более подробно хочется рассказать о нашем ДОУ. Предложить вашему вниманию организацию непосредственно образовательной деятельности с детьми в разных возрастных группах, поделиться опытом работы над творческими проектами.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, их возрастных и психологических особенностей, решения конкретных образовательных задач.
Непосредственно образовательная деятельность в младшей группе «Как дети учили куклу Олю умываться»
Цель: Формирование представлений о предметах личной гигиены, понятий о чистоте и здоровье. Закрепление культурно-гигиенических навыков. Активизация словаря детей.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Тема недели: Всемирный день здоровья – 7 апреля 2015г
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Всемирный день Земли» Изоэкология.
Цель: Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Тема недели: Всемирный день Земли – 22 апреля 2015г
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе «Поговорим о любви»
Цель: определение моделей любви (человека к окружающему миру, человека к человеку и т. п, формирование понятийных форм взаимоотношений, присущих любви (взаимная, преданная, неразделенная, агрессивная, эгоистичная, «слепая»);
Непосредственно образовательная деятельность в средней группе «Наши пограничники»
Цель: Формирование представлений об армии, о представителях разных родов войск (летчики, танкисты, моряки, пограничники, воспитывать у детей доброе, уважительное отношение к защитникам Отечества, вызывать у детей желание подражать взрослым, совершенствовать свои физические способности.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Тема недели: 23 февраля – День защитника Отечества.
Творческие проекты: «Чудеса с осенней ветки» (поделки из природного материала, осенний праздник, «Новый год к нам мчится…»
новогоднее оформление помещений, совместная деятельность воспитателей, родителей и детей, «Поговорим о любви»
совместная деятельность воспитателей и детей, беседы о дружбе, оформление раздевальных помещений к Дню Святого Валентина, «Мой папа самый, самый…»
«Я для милой мамочки»
подготовка к празднику 23 февраля и 8 марта, подарки для папы и мамы, совместная образовательная деятельность взрослых и детей, «Литературное путешествие длиною в год»
новогоднее оформление помещений, подготовка к празднику, организация совместной деятельности взрослых и детей, результат проекта).
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-104059-1445070284.jpg[/IMG]
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-104059-1445070230.jpg[/IMG]
В работе детского сада могут быть запланированные мероприятия, которые прописаны в годовом плане, в календарных планах, а могут пройти мероприятия, о которых мы узнаем за 1 час. Например: неожиданно выпал снег, проезд к зданию детского сада занесло снегом, участки для прогулок тоже. И вот проходит акция «Добровольник» по расчистке участков от снега и подъездных путей к зданию. Совместный труд взрослых и детей приносит свои результаты: радость общения, заряд бодрости и хорошего настроения.