Татьяна Куртова
Организация образовательного процесса в средней группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р утверждена стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Основными задачами стратегии являются: адаптация системы образования с целью формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, а также формирование системы непрерывного образования.
Человек ХХI века должен обладать следующими качествами:
Ориентированность на знания и использование новых технологий.
Активное стремление расширить жизненный горизонт.
Публикация «Организация образовательного процесса в средней группе ДОУ» размещена в разделах
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего.
Активное финансовое поведение.
Здоровый и безопасный образ жизни.
Эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации.
Как это связано с дошкольным образованием? Система образования на всех этапах, начиная с дошкольного, в части содержания и в части методов и технологий обучения (преподавания) должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности. Будет поощряться развитие креативности и приобщение к творчеству в любой сфере деятельности.
Главным событием в общем образовании (2004-2013г. г.) стало создание новых образовательных стандартов а так же введение уровня дошкольного образования.
В сфере дошкольного образования произошли положительные изменения: увеличение вариативности программ и средств обучения обогащение содержания дошкольного образования; отказ от жестко регламентированных форм обучения; принятие идей гуманистической педагогики.
ФГОС ДО представляет собой совокупность государственных гарантий получения бесплатного доступного качественного образования посредством расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста; обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности ребенка; приобщения детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству; реализации вариативных образовательных программ; соблюдения прав ребенка, родителей и других участников образовательного процесса.
ЦЕЛИ ФГОС ДО
-обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования;
-сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования;
-обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения.
В связи с введением ФГОС необходимо придерживаться педагогических технологий вместо используемых ранее педагогических методик. Они направлены не на процесс (воспитание, обучение, развитие речи и т. п., а на развитие личности в целом. Технологии включают в себя совокупность средств, методов и форм воспитания и обучения. В педагогических технологиях существуют два субъекта: педагог и ребёнок. При организации образовательного процесса в ДОО используется комплексно-тематический принцип.
Планирование – заблаговременное определение системы и последовательности осуществления педагогического процесса в ДОУ.
Основная функция планирования в ДОО – обеспечить системность и качество педагогического процесса, преемственность в развитии и образовании детей на разных ступенях дошкольного возраста, а также внутри каждой возрастной группы.
Планирование педагогического процесса направлено на целостное развитие ребенка как субъекта детской деятельности и поведения.
Это предполагает учет интересов детей и их планомерное развитие; поддержание детской активности и самостоятельности; ориентацию на проявление и развитие творческих способностей ребенка; предоставление ребенку возможности выбирать виды и способы осуществления деятельности, решать задачи детской деятельности в сотрудничестве с взрослыми и сверстниками.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса практически невозможен вне взаимосвязи с принципом интеграции. Полноценная реализация «темы» невозможна без интеграции не только содержания, но и ее организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды деятельности.
Темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, должны, с одной стороны быть социально значимыми для общества, семьи и государства, с другой стороны, вызывать и личностный интерес детей, обеспечивающей мотивацию образовательного процесса «здесь и сейчас».
При реализации комплексно-тематического принципа планирования образовательного процесса мы охватываем все направления развития ребёнка (т. е. образовательные области) такие как: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Это обеспечивает гармоничное развитие личности в различных видах деятельности.
Примерный комплексно-тематический план на март 2015года для средней группы ДОУ.
Неделя
Тема
Формы и методы работы с детьми
1
Моя семья
Чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе»
Игровое упражнение «Накроем стол для чаепития»
Игровое упражнение «Поручение»
Аппликация «Вырезывание и наклеивание красивого цветка в подарок маме и бабушке (для украшения группы к празднику 8 Марта)»
Рисование «Расцвели красивые цветы».
Составление рассказов по картинке с изображением семьи.
Сюжетная игра «Уберем и украсим комнату»
Индивидуальная игра «Помогаю маме»
Игра малой подвижности «Передай клубок бабушке»
Игра на свежем воздухе «Курочка и цыплята»
Автодидактическая игра «Мама умеет»(по сюжетным картинкам)
Игра на музыкальных инструментах «Песенки для мамы»
Изготовление родителями плакатов, рисунков «Генеалогическое древо моей семьи»
«Самая талантливая семья» ( презентация опыта творческой деятельности: поделок, кулинарных шедевров, песен, танцев и т. д.)
«Наши семейные традиции», «Отдыхаем всей семьей!» фотовыставка.
конструирование (из снега, песка) с использованием пластмассового конструктора.
работа по звукопроизношению: проговаривание короговорки
«У лодыря Федорки всегда отговорки».
2
8 марта
Беседа «Как поздравить мам и бабушек с праздником».
Игра «Добеги до корзинки, положи в корзинку овощ (фрукт)».
Игры «Собери цветок из лепестков», «Поварята».
Спортивная игра «Солнышко в окошке» – броски мячом
Совместная игра «Мамочке подарок»
Сюжетно-ролевая игра «Мамины помощники»
«Букет для бабушки и мамы» – обвести трафареты цветов и заполнить объем клочками цветной бумаги.
«Праздник для МАМЫ!» Ролевое участие родителей в праздничных постановках
«Как воспитать у детей любовь к семье, матери?» (беседа с родителями).
Очищение скамеек от мокрого снега.
Игровая ситуация «Поможем зайчатам поздравить маму
с праздником».
конструирование (из снега, песка) «Клумба» с использованием природного материала.
скороговорка: «Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом».
3
Весна
Экскурсия на тему «На улице тепло». наблюдение за таянием снега, льда, движением воды в ручейке.
конструирование (из снега, песка) «Канавки для ручейков».
Разучивание отрывка из стихотворения Е. Благининой «Ручейки звенят, поют…»
Слушание стихотворения Г. Бойко «Солнышко».
подвижная игра «Перепрыгни через ручеек».
Беседа «Признаки весны».
Рассматривание картин с изображением весеннего пейзажа.
наблюдение за сезонными изменениями на территории детского сада.
подвижная игра «Веселые птички» (имитация движений птиц).
Разучивание загадки:
Тает снег, звенят ручьи,
Все сильней потоки.
И летят уже грачи
К нам из стран далеких. (Весна).
Слушание стихотворения Е. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!»
работа по звукопроизношению: игра «Когда это бывает?».
работа по звукопроизношению: проговаривание потешки: «Пошли коровушки около дубравушки, овечки около речки, свинушки около нивушки…»
Разучивание потешки «Солнышко-колоколнышко»
Рисование «Мое любимое солнышко»
Игра «Назови признаки весны».
Поручение «Уборка мусора с участка».
Игровая ситуация «Весна пришла»
Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна»
Игра-ситуация «Мы увидели мусор в лесу».
Обучение рассказыванию: работа с картиной-матрицей и раздаточными картинками.
Рассматривание и обсуждение сюжетных картинок «Труд людей весной».
Игра «Найди необходимые инструменты».
Конструирование «Домик для скворца» – выкладывание из спичек по принципу колодца.
Организация маршрута выходного дня с детьми, родителями и педагогами на природу
Семейная акция: «Сделаем скворечник своими руками»
4
Знакомство с народной культурой и традициями
Игра-ситуация «Лепная игрушка»
Рассматривание дымковских игрушек; игра «Опиши игрушку».
Игровая ситуация «Играем с матрешками»
Музыкальная игра «Веселая карусель» (русская народная мелодия).
Игра-ситуация «Посиделки»
Конструирование «Терема»
чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»
Дидактическая игра «Что из чего сделано».
Декоративная аппликация на квадрате
Декоративное рисование «Украсим платьице кукле»;
Лепка «Мисочка», лепка из глины
Рисование «Украшение пряника».
Рассматривание и обсуждение дымковских игрушек; беседа «Для чего человеку нужны руки?».
Организация выставки «Декоративно-прикладное искусство».
Чтение русских народных потешек «Идет Кузьма из кузницы…», «Иголка, иголка…», «Иван, Иван, вырывай бурьян…»; чтение рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны?»
работа по звукопроизношению: проговаривание скороговорки: «Я по камешкам пошел, шубу шелкову нашел».
Составление библиотеки русских народных сказок
и потешек в помощь родителям.
Конкурс для родителей на лучшую поделку декоративно-прикладного творчества, изготовленную дома вместе с детьми.
Фольклорный праздник «Эй, матрешки, расписные сарафаны и ложки» детей, родителей и педагогов.
Беседа с родителями: «Как приобщать ребенка
к русскому народному творчеству?»
Консультация для родителей: «Какие русские народные сказки читать детям?»
Организация комнаты русского быта для детей силами педагогов и родителей. Предложение родителям принести из дома для экспозиции в музее предметы русского быта.
Заключение.
При реализации комплексно-тематического плана мы решаем задачи развития ребёнка в разных образовательных областях. Темы, предложенные детям, прорабатываются различными средствами и методами. Качество восприятия материала улучшается так же через взаимодействие с родителями в рамках данной темы.