Папки-передвижки

Система работы старшего воспитателя (педагога-психолога) с педагогическим коллективом по здоровьесберегающим технологиям

Марина Храмова
Система работы старшего воспитателя (педагога-психолога) с педагогическим коллективом по здоровьесберегающим технологиям
▼ Скачать + Заказать документы

В данной методической разработке представлена система работы старшего воспитателя (педагога-психолога) с педагогическим коллективом по вопросам сохранения психологического, физического и эмоционального здоровья с целью профилактики «Синдрома эмоционального выгорания» и комфортной для личности каждого педагога профессиональной деятельности в условиях дошкольного учреждения.

Актуальность:

Публикация «Система работы старшего воспитателя (педагога-психолога) с педагогическим коллективом по здоровьесберегающим технологиям» размещена в разделах

«Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия»

А. Шопенгауэр

«Здоровый вид лучше, чем рекомендательное письмо», - гласит французская поговорка.

Стресс - это не то, что

с вами случилось, а то, как

вы это воспринимаете.

Все слышали о людях, у которых от беспокойства начинает болеть голова, отсюда распространенные выражения типа "Эта работа – сплошная головная боль!" (Эрих Берн).

В последнее время, анализируя здоровье педагогов, медики пришли к выводу, что оно ухудшается. Статистические данные показывают, что у педагогов ежегодно возрастает число заболеваний нервной, сердечно-сосудистой, костно-мышечной систем. И не случайно в последние годы все чаще говорят о синдроме эмоционального выгорания, поэтому все активнее в практику преподавания входят здоровьесберегающие технологии. Учебный процесс невозможен без педагога. Поэтому эта тема будет актуальна всегда.

Без внедрения новых идей и технологий в работе каждого дошкольного образовательного учреждения невозможно реформирование всей системы дошкольного образования.

Современная практика образования характеризуется активным включением большинства педагогов в инновационную деятельность. Под инновационной педагогической деятельностью понимается освоение педагогами новых, инновационных способов организации образовательного процесса, использование в воспитании детей современных образовательных программ.

Формулировка “Инновационные технологии” может предполагать новые подходы к работе над устранением того или иного отрицательного фактора, который ведет к получению положительного результата.

Под инновацией чаще всего понимается (зачастую – в неявной форме, так сказать «по умолчанию») не просто нововведение, а такое нововведение, которое связано с осуществлением неких перемен. По-английски innovate - вводить новшества, делать нововведения, производить перемены.

Инновация – это введение в производство новинок, это новая техника, технология, являющаяся результатом достижений научно-технического процесса.

Планируемые задачи для педагогов :

1) Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления своего организма.

2) Повышение профессионального уровня педагогов.

3) Улучшение качества работы по снятию мышечного напряжения, использовать здоровьесберегающие технологии.

4) Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение.

Одной из серьезных проблем является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35-40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает негативизм и усталость, и как результат – талантливый педагог становится профнепригодным.

Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами. У педагогов общение с коллегами влияет на настроение и работоспособность. Не всегда удается найти общий язык и с родителями. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс. Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов: методикой обучения и воспитания, учётом возрастных особенностей детей, уровнем их развития. Важным фактором детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя.

Профессиональный педагог – это человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей.

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь, страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. А это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально, морально и психологически к работе с детьми.

Поэтому основными задачами здоровьесбережения педагога являются :

- обеспечение укрепляющей здоровье среды;

- пропаганда индивидуальной, семейной и социальной ответственности за здоровье;

- создание условий для реализации интеллектуального, физического, психологического и социального потенциала педагогов.

С целью предупреждения всех негативных качеств ведется работа с педагогическими кадрами по формированию здорового образа жизни. Ведь если педагоги не умеют сохранить свое психоэмоциональное состояние на должном уровне, то невозможно говорить о создании благоприятного климата в коллективе.

Психологом разработаны памятки, консультации, рекомендации по сохранению здоровья в социуме.

С педагогами планируется провести следующую работу :

- по снятию психоэмоционального напряжения;

- снижению уровня тревожности;

- обучению приёмам релаксации и снятию страхов, обучению аутогенной тренировке, здоровьесберегающим технологиям.

Планируется провести следующие психодиагностические исследования:

- Оценка психологического климата в педагогическом коллективе.

- Оценка агрессивности педагога (А. Ассингер).

- Способность педагога к эмпатии (И. М. Юсупов).

- Оценка общительности педагога (В. Ф. Ряховский).

- Определение профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой).

- Определение психического выгорания (А. А. Рукавишников).

После результатов диагностик, будет проведена коррекционная работа, которая включает в себя:

- выработку и закрепление эффективных форм адаптивного межличностного поведения;

- эмоциональное раскрепощение педагога;

- формирование потребности в общении;

- самораскрытие, самоактуализация личности.

Необходимость все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ставит перед педагогическими работниками задачу «активно использовать в образовательном процессе современные здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии для достижения позитивных результатов по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни».

Большое внимание уделяется вопросу сохранения психического здоровья педагогов. Планируется практическое занятие по усвоению методов снятия нервного напряжения и утомления, разработаны памятки и рекомендации. «Продолжительность жизни измеряется годами, а её качество – здоровьем», - считает врач-психотерапевт Ю. А. Мерзляков. Современный педагог ведёт очень интенсивный и психически истощающий образ жизни. Он часто не досыпает, готовясь к рабочему дню, продумывая мероприятия, содержание деятельности. Напряжённая работа педагога с детьми, хроническая усталость, стрессы, неумение активно отдыхать, постоянное нервное напряжение, неумение правильно реагировать на отрицательную информацию, радоваться жизни и бороться с огорчениями – всё это подрывает здоровье педагога.

Неинициативный, неактивный, нездоровый, неэмоциональный педагог никогда не воспитает творческую, созидательную, здоровую личность.

В детском саду преимущественно работают женщины. Известно, что каждая женщина хочет быть красивой, здоровой, привлекательной, но не каждая может этому уделять достаточное внимание.

Движение и спорт закаляют тело, предохраняя его от заболеваний и замедляя процесс старения. С помощью чередования работы и отдыха можно победить свои слабости и изменить свою натуру. Эти и другие мысли мы почерпнули из разных источников, в том числе из методического пособия В. Т. Лободина, Г. В. Лавреновой, С. В. Лободиной «Как сохранить здоровье

педагога», которое стало отправной точкой, практическим руководством по поддержанию и укреплению психического и физического здоровья педагогов

Таким образом, можно сделать вывод о том, что психологическое здоровье является необходимым источником и условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Исследования И. В. Дубровниной, В. Э. Пахальян, О. В. Хухлаевой, показывают, что, с одной стороны, психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. Непрерывность развития является важным свойством психологического здоровья и условием адекватного выполнения профессиональной роли.

Приоритетным направлением работы дошкольного учреждения является физическое развитие, охрана и укрепление здоровья детей и педагогов, формирование системы знаний и определённых привычек здорового образа жизни. Перед педагогами ставится задача воспитание ребёнка как субъекта своей здоровьесберегающей деятельности, творца собственной здоровой жизни, хранителя своего здоровья.

Здоровьесберегающие технологии – это модель педагогической деятельности, в которой учитываются возрастно-половые особенности, состояние здоровья и индивидуальные психо-физиологические особенности.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей; педагогов и родителей.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры

здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).

Понятие «здоровье» определяется ЮНЕСКО как отсутствие патологических отклонений в организме и состояние полного комфорта: физического, психического и социального. Правомерно и необходимо также добавить, что и духовного.

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека.

Понимая важность этой проблемы, сопоставив имеющийся кадровый и информационный потенциал, планируется коррекционная работа по сохранению здоровья педагогов, и повышения уровня их культуры здоровья.

В основу работы положен технологический подход. Технологический подход в здоровьесберегающей деятельности позволяет систематизировать все компоненты педагогической деятельности и акцентировать внимание на ее результаты в образовательном процессе ДОУ. В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации об укреплении здоровья, а способность педагогами осуществлять здоровый стиль поведения.

Компетентность здоровьесбережения включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к здоровью и необходимых для качественной продуктивной деятельности по его сбережению. Это позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на осознании

социальной ценности здоровья личности, идее ответственного отношения каждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью.

Необходимым условием успешного протекания инновационных процессов в учреждении является инновационный потенциал педагогического коллектива, уровень которого в свою очередь зависит от принятия коллектива новых технологий по сбережению здоровья.

Одним из направлений инновационного развития педагогического коллектива является деятельность по работе с педагогическими кадрами «Здоровьесберегающая деятельность в дошкольном образовательном учреждении».

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, педагогов, без ущерба для их здоровья.

Существует десять золотых правил здоровьесбережения :

1. Соблюдайте режим дня!

2. Обращайте больше внимания на питание!

3. Больше двигайтесь!

4. Спите в прохладной комнате!

5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

7. Гоните прочь уныние и хандру!

8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

10. Желайте себе и окружающим только добра!

Принципы здоровьесберегающих технологий :

-принцип «Не навреди!»;

-принцип сознательности и активности;

-непрерывности здоровьесберегающего процесса;

-систематичности и последовательности;

-принцип доступности и индивидуальности;

-всестороннего и гармонического развития личности;

-системного чередования нагрузок и отдыха;

-постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

-возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса

Рекомендации для педагогов на каждый день :

- Начинайте каждый день с чувством радости.

- Поддерживайте это состояние в течение дня.

- Прежде, чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.

- Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.

- Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы люди относились к вам.

- Питайтесь регулярно и разнообразно.

- Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.

- Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.

- Не переедайте на ночь.

- Спите не менее 8-ми часов в сутки.

- Занимайтесь физическими упражнениями.

- Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.

- Любите свою душу и тело.

- Старайтесь окружить себя комфортом.

План коррекционной работы с педагогами : «Мы выбираем здоровье

Цель: Вызвать положительное эмоциональное отношение к ценности собственной жизни. Обеспечить физическое и психическое развитие. Снизить заболеваемость сотрудников детского сада.

Задачи:

1. Содействовать укреплению здоровья каждого сотрудника

2. Обеспечить сотрудников необходимой информацией для формирования собственных технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье

3. Создать условия, направленные на укрепление здоровья в детском саду.

Планируемая работа с педагогическим коллективом :

1. Информационный блок: выпуск газеты, проведение семинаров и консультаций для педагогов и работников. Обучение по медицинским и психологическим проблемам. Педагоги становятся учителями здоровья, обучая родителей и детей на родительских собраниях и на занятиях.

2. Оздоровительно-профилактический блок : приём настойки элеутерококка,, приём витаминных чаёв, витаминов. Занятия в тренажёрном зале, ведение «часа отдыха» в обеденное время. Для профилактики ОРЗ, переутомления проводить ароматерапию.

3. Исследовательский блок: проведение тестирования и анкетирования по проблемам здоровья и эмоционального состояния. Обработка и обсуждение результатов. Мониторинг результатов оздоровительной работы и оценка её эффективности.

Сегодня ни у кого нет сомнения, что большая часть проблем возникающих в здоровье и жизни человека носит психологический характер. Поэтому практическая опора на психологические знания в их разрешении очень актуальна. Особенно это важно в процессе педагогической деятельности.

Проведенный статистический опрос показал, что проблема сохранения профессионального и личностного здоровья педагогов является социально значимой. Причины, которые приводят к ее возникновению, выделялись самые разные – от равнодушия государства и до собственного бессилия каждого отдельного педагога, отсутствие способности самому помочь себе.

Вот примерный перечень причин, выделенных в ходе статистического опроса:

1. Не достаточное количество служб и специалистов, которые бы занимались проблемой психологического здоровья

2. Нет приоритета здоровья

3. Недостаточное внимание к вопросам психологического здоровья учителя со стороны администрации образовательных учреждений

4. Психологическая неграмотность педагогов в вопросах сохранения и поддержания своего психологического здоровья

«Здоровый вид лучше, чем рекомендательное письмо», - гласит французская поговорка. Сейчас очень актуально звучит на всех уровнях тема: «Здоровье, оздоровление, психическое здоровье и т. д.».

В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Как это ни удивительно, но у детей тоже есть свои критерии здоровья : «Мы любим нашу воспитательницу за то, что она красивая и никогда не болеет…» Если взглянуть глазами стороннего наблюдателя на условия, в которых работают воспитатели детских садов, то может показаться, что никакой вредности там нет. Но это только на первый взгляд. Педагогическая профессия – профессия здоровьеразрушающая. Взять нервные нагрузки. Они очень велики. Именно поэтому у воспитателей часто бывает расстройство сна, повышение артериального давления, головные боли, боли в области сердца, желудочно-кишечные заболевания и некоторые другие невротические явления. Очень часто воспитатели жалуются на повышенную утомляемость. А острые респираторные заболевания, грипп? По статистике эта инфекция одна из наиболее частых причин невыхода на работу сотрудниц дошкольных учреждений. Давайте на секунду представим себе такую ситуацию. Воспитатель, постоянно держащийся за поясницу или, что ещё хуже, то и дело чихающий и кашляющий, а рядом бодрые и жизнерадостные дети. И эта картина – весьма привычное зрелище в наши дни, когда многие сотрудники выходят на работу нездоровыми. И оправдательный момент у всех один – некем заменить. При этом нередко забывают, что нездоровый человек не в состоянии трудиться с полной

отдачей сил, а так же является источником распространения инфекции. Как показывают наблюдения педагоги проявляют несерьёзное отношение к своему здоровью. Часто они не хотят ничего делать для себя, несвоевременно обращаются к врачу, принимают лекарства без назначения врачей, несвоевременно проходят обследование, не следят за артериальным давлением и это понятно, после напряжённого рабочего дня сил уже ни на что не хватает.

Планирование мероприятий на год:

Месяц Мероприятия для сотрудников детского сада

Сентябрь Выпуск газеты «Здоровье – это престижно»

Семинар: «Послушаемся предков»

Октябрь Профилактика простудных заболеваний (приём настойки элеутерококка)

Консультация: «Как регулировать эмоциональное состояние»

Ноябрь Выпуск газеты «Чай пить – врачам голодать» (о полезных свойствах витаминных чаёв)

Тестирование «Образ жизни – здоровье» (определить, как относятся к своему здоровью педагоги)

Декабрь Круглый стол: «Наше здоровье – в наших руках» (обмен опытом по оздоровлению)

Январь Выпуск газеты «Волшебный улей» (о лечебных свойствах меда)

Консультация: «Профилактика близорукости»

Февраль Профилактика простудных заболеваний (приём настойки пиона)

Консультация: «Комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики»

Март Выпуск газеты «Лечение без лекарств» (о народных средствах оздоровления)

Практическое занятие: «Лечебная гимнастика: профилактика остеохондроза»

Апрель Круглый стол: «Траволечение: взгляд в прошлое и настоящее» (целебные свойства и побочные эффекты траволечения)

Май Выпуск газеты: «Готовимся к лету» (рекомендации на летний отдых)

Консультация «Профилактика плоскостопия»

Цель: повышение психологической компетентности и здоровья педагогов

Задачи:

Пропаганда и формирование здорового, саногенного мышления у педагогов

1. Раскрытие новых личностных ресурсов

2. Привлечение внимания к психологическому здоровью учителя со стороны администрации школы

3. Популяризация идей ведения здорового образа жизни среди педагогических кадров и учащихся города.

4. Создание базы данных эффективных методов и приемов, направленных на здоровьесбережение.

Перспективы дальнейшего развития данной работы :

• Сбор и подготовка практического материала для дальнейшей организации научного исследования по заявленной тематике проекта

• Проведение психологических тренингов по повышению психологической грамотности здоровья. Создание позитивной социальной рекламы в рамках здорового образа жизни.

Главные принципы данного направления:

• Эмпатия - принятие без оценок.

• Конгруэнтность – осознание своих чувств и адекватное их выражение. Проблемы появляются тогда, когда мы блокируем свою спонтанность, естественность выражения эмоций, движений, чувств, свою творческость /нашу сущность, нашу жизненность. /. Педагог зажат правилами, требованием - «должен воспитывать своим примером».

• Творческость – это способность образования новых способов решения каких-либо затруднений или проблем, это сила, которая обеспечивает самопродвижение человека в своей жизни, в своем решении.

Если создать безопасный доверительный климат, в котором личность чувствует себя свободной настолько, что начнет исследовать свой внутренний мир (экспрессивно, то в этом случае эта личность и выберет наиболее оптимальные условия для своего развития. Есть творческая взаимосвязь между движением, звуком, рисованием, цветом, формой. Наиболее в нашей культуре закрепощено движение. Терапевтическое влияние творческого процесса в обнаружении того, что мы создали (цвет, линия, форма) воздействует на нас, наши эмоции, способствует выражению самого себя, проникновению в свою сущность, в источник собственной энергии.

Итог: организованный процесс приводит к тому, что человек принимает себя в своем многообразии. Парадоксом является то, что человек начинает чувствовать уверенность, открывает в себе ресурсы, внутренние силы и начинает вести себя по-другому. Открывает в себе ресурсы, в том числе, своей радости и здоровья!

Используемая литература:

1. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. —М. ,1966

2. Васильев Т. Э. Начала Хатха-Йоги. М. : Прометей, 1989. 232 с.

3. Верещагин В. Г. Физическая культура индийских йогов. Минск: Полымя, 1982. 144 с.

4. Вишневский В. А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии). – М. : Теория и практика физической культуры, 2002. – 270 с.

5. Е. К. Лютова, Г. Б. Монина «Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители», Санкт – Петербург «РЕЧЬ», 2007 г.

6. Источник: Психология здоровья : теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий : материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч. 4. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008. Редакционная коллегия : Л. Ю. Слепцова, Л. В. Зенькова, Ю. В. Маханьков, Г. Д. Воднева, Е. В. Гречихо, Е. В. Белова, П. В. Зязюлькин, И. А. Ситникова, И. В. Исаченко, С. И. Тарарышко

7. Источник: Современные и традиционные оздоровительные системы : методические рекомендации. – Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2008.

8. Колеченко А. К. Психическое здоровье учителя и педагогические технологии // Проблемы педагогической валеологии : Сборник научных трудов. – СПб. : ГУПМ, 1996. – С. 31-33.

9. Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации. / https://www.minzdrav-health.ru/php/content.php?group=215

Публикации по теме:

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Фотоотчёт «Здорово здоровым быть!» (по здоровьесберегающим технологиям)Фотоотчёт «Здорово здоровым быть!» (по здоровьесберегающим технологиям) Фотоотчёт «Здорово здоровым быть!» (по здоровьесберегающим технологиям) воспитатель Лисенкова Л. В. г. Кириши, Ленинградская область.

Интегрированное занятие по ИЗО-деятельности воспитателя и педагога-психолога в подготовительной группе «Эмоциональные облака»Интегрированное занятие по ИЗО-деятельности воспитателя и педагога-психолога в подготовительной группе «Эмоциональные облака» .

ИОС по здоровьесберегающим технологиям «В гостях у королевы Чистоты» в средней группеИОС по здоровьесберегающим технологиям «В гостях у королевы Чистоты» в средней группе b]Цель деятельности педагога: [/b] формировать у детей понимание ценности здоровья. Задачи: 1. Образовательные -формировать у детей знание.

Опыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психологаОпыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психолога В своей работе педагога - психолога я использую набор ФРОССИЯ. Это мобильный маневренный чудо-комод на колесиках, который в течение дня.

Конспект занятия педагога-психолога и воспитателя в подготовительной группе «Зимушка хрустальная» в рамках проектаКонспект занятия педагога-психолога и воспитателя в подготовительной группе «Зимушка хрустальная» в рамках проекта Конспект занятия педагога-психолога и воспитателя в подготовительной группе «Зимушка хрустальная» в рамках проекта развитие межполушарного.

Опыт работы по здоровьесберегающим коррекционным технологиям. Песочная терапияОпыт работы по здоровьесберегающим коррекционным технологиям. Песочная терапия Продолжаю делиться своим опытом работы по арт-терапии. Итак, на очереди песочная терапия. Игра с песком – это естественная и доступная.

Опыт работы по здоровьесберегающим коррекционным технологиям. Тканевая терапияОпыт работы по здоровьесберегающим коррекционным технологиям. Тканевая терапия Тканевая терапия – одно из направлений арт-терапии. Основная задача тканевой арт-терапии - это развитие воображения и творческого мышления.

Система работы воспитателя по составлению календарного плана Слайд 1 Уважаемые коллеги! Сегодня мы познакомим вас с тем, как воспитатели нашего детского сада «Улыбка» пишут календарный план: на примере.

Технология тимбилдинга как форма работы с педагогическим коллективом ДООТехнология тимбилдинга как форма работы с педагогическим коллективом ДОО Уважаемые коллеги! Представляю вам технологию тимбилдинга. Данный материал могут использовать в работе старшие воспитатели или методисты.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы старшего воспитателя (педагога-психолога) с педагогическим коллективом по здоровьесберегающим технологиям
Опубликовано: 9 июля 2021 в 12:33
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы старшего воспитателя (педагога-психолога) с педагогическим коллективом по здоровьесберегающим технологиям» (включая файлы) размещена пользователем Марина Храмова (УИ 751942) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД