Папки-передвижки

Метод проекта как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Ирина Рыжова
Метод проекта как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Мои воспитанники очень любят образовательную деятельность по экологическому воспитанию.

Систематические наблюдения за природой, рассказы, сказки на экологическую тему учат быть внимательными, любознательными. Дети по природе своей - исследователи. «Почему пожелтели листья?», «Куда течёт ручей?», «Зачем черепахе панцирь?» - эти и другие вопросы они задают взрослым. Я поняла, что нужно не только ответить на вопрос, но и ввести ребёнка в мир природы, раскрыть её красоту, научить любить и охранять этот мир. Традиционных занятий, наблюдений, бесед недостаточно. Современные дети более раскрепощены, самостоятельны. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, желание искать истину подтолкнули меня к использованию в своей работе технологии детского проектирования.

Публикация «Метод проекта как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, формирует навыки сотрудничества. Проекты помогают :

-активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

-осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

- способствуют развитию творческих способностей детей, умению наблюдать, слушать;

-способствуют развитию умений обобщать и анализировать;

-способствуют развитию мышления;

-помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;

-развивают воображение, внимание, память, речь.

На протяжении нескольких лет я работаю по проблеме «Метод проекта как инновационная технология в экологическом воспитании дошкольников».

Цель моей работы:

Сформировать систему экологических представлений и понятий у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности.

Задачи:

1. Создать в группе условия для подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии, природопользования.

2. Сформировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятия себя, как части природы, взаимосвязи человека и природы).

3. Развить познавательный интерес, инициативу, любознательность к миру природы, посредством проектного метода. .

4. Установить взаимодействие с родителями по формированию экологических представлений и понятий детей дошкольного возраста на основе метода проектов.

5. Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле.

Я большое внимание уделяю организации среды в группе. Оборудован научно познавательный центр для детей.

В центре подобран иллюстративный материал на тему: «Виды леса», «Водоёмы», «Птицы». Схемы: «Круговорот воды в природе», «Движение воздушных масс», «Путешествие капельки». Коллаж: «Найди предметы, которые могут быть зеркальными». Схемы обследования свойств глины и камня, схемы последовательности проведения опытов. В достаточном количестве книги, энциклопедии для детей.

Среда является фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивает у дошкольников любознательность, познавательный интерес.

Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда, начинается совместная работа воспитателя и детей. Мотив: «Помощь слабым, беззащитным в природе», постоянная тайна, сюрприз, познавательный мотив (почему так) стимулирует интерес детей, создаётся положительная мотивация детской исследовательской деятельности.

Структура детских проектов состоит из 3 этапов :

Этапы проекта :

1. Подготовительный — постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с родителями и детьми, выбор и подготовка оборудования и материалов.

2. Собственно исследовательский — поиск ответов на поставленные вопросы.

3. Заключительный — обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

На первом этапе, как бы «навожу» детей, помогаю обнаружить проблему или даже провоцирую её возникновение.

Продумываю проблемные вопросы и интеллектуальные задачи:

• Это живое существо?

• Как вы думаете, растение дышит! А чем?

• Ребята принесли в экологический центр маленькую беспомощную бабочку. Что ты скажешь им?

• Если все растения содержат много воды, то почему она не течёт, когда режешь морковку, яблоко, картошку?

Вызываю интерес, «включаю» детей в исследовательскую деятельность, направляю на самостоятельный поиск информации.

Спрашиваю, каким способом мы будем исследовать? Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать? Выслушиваем мнение каждого, выбираем знаки, планируем свою работу:

- понаблюдать,

- подумать самостоятельно,

-посмотреть в книгах,

- провести эксперимент,

- зафиксировать идеи.

- спросить у другого человека (мама, папа.)

В дальнейшем ежедневно возвращаемся к совместно выработанному плану (утром и вечером).

Проект «Птичья столовая», посвященный Международному дню птиц, начался после того как мы с детьми в очередной раз говори о том, что не все птицы улетают на юг. Проект осуществлялся в зимнее время года. Проблема проекта - с наступлением холодов нашим пернатым друзьям очень трудно выжить. И дети решили помочь птицам перезимовать. А чтобы им помочь, нужно своевременно развесить кормушки – «столовую». Вместе с родителями дети изготавливали кормушки. Мы с детьми придумывали, где лучше разместить «столовую».

Во время проекта дети узнали, какой корм едят разные птицы. Они приносили хлеб, семечки, пшено, чтобы помочь зимующим птицам, дежурили в «столовой» - подправляли кормушки и насыпали корм. Гуляя на прогулке, мы с детьми наблюдали за появлением птиц на нашем участке, за их поведением. Познакомились с приметами: если синичка с утра начинает пищать – ночью будет мороз; ворона ходит по дороге – к теплу.

Выставка рисунков, заучивание стихов, песен, праздник - все прошло под одним общим призывом: «Пусть будет зима доброй для пернатых».

Главный итог проекта – сотворчество ребят и взрослых, применение дошкольниками полученных знаний на практике.

Удивительное явление в природе — снегопад. Хочется рассмотреть, потрогать. Во время прогулки решаем с детьми: «Займёмся исследованием этого явления!». Так, на занятиях, в совместной деятельности, во время прогулок и экскурсий веду работу по изучению свойств снега, воды и льда; наблюдаем, читаем стихи, рисуем снежинки, предлагаю детям отгадать загадки, рассматриваем иллюстрации детской энциклопедии в разделе «Осадки».

Провожу эксперимент на сравнение свойств снега, воды и льда, выявление особенностей их взаимодействия.

В проекте «Зеленая елочка – живая иголочка» - по сбережению живого дерева – ели, не оставались в стороне и родители. Проблема проекта – убедить людей в том, что не стоит вырубать ели ради нескольких праздничных дней. Что противопоставить стойкой традиции, связавшей новогодний праздник с присутствием в доме зеленой красавицы? Родители, совместно с детьми, составляли рассказы на тему «Что было бы, если не было бы елей?». В программе проекта был проведен конкурс - «Елочка-елка, зеленая иголка». Дети с родителями делали поделки, собирали информацию, придумывали содержание плакатов в защиту живого дерева - ели. В группе установили свою елку, заменив живую на искусственную. Украсили ее поделками, сделанными своими руками. Мы с детьми и родителями совместно решили проблему.

Итогом проекта стал новогодний праздник у искусственной елки.

Большую радость, удивление и даже восторг ребята испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у юных исследователей чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе исследовательской деятельности я даю детям возможность удовлетворять присущую им любознательность, помогаю почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. При этом я не учитель - наставник, а равноправный партнёр соучастник деятельности — это позволяет ребёнку проявлять собственную активность.

Весь собранный материал дети хранят в папке исследователя. Современные информационные технологии позволяют накапливать материал на электронном носителе. А дети имеют возможность познакомиться с новым для них явлением природы на экране с использованием мультимедийной установки. Предъявление информации на экране компьютера вызывает у детей огромный интерес :

• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

• обладает стимулом познавательной активности детей;

• позволяет моделировать жизненные ситуации.

В конце недели подводим итоги: вспоминаем, что нового и интересного узнали. Предлагаю поделиться своими знаниями с родителями. Залог успеха в моей работе в большей степени зависит от взаимодействия с родителями. Родители, как полноправные участники образовательного процесса, принимали участие в конкурсах, выставках, оказывали помощь, в подготовке электронных презентаций подбирая материал из интернета.

Последний этап проекта самый зрелищный. На презентацию приглашаем родителей, воспитателей и детей из другой группы. На открытое игровое занятие приходила «Царица – Вода». Состоялось торжественное открытое мини – музея воздуха, созданного совместными усилиями детей и взрослых. Исследовательская работа по изучению свойств воздуха, нашла отражение в творческой деятельности детей.

И так, дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде альбома с рисунками или фото, просто выставки или создании мини - музея, выпуска газеты совместно с родителями, отчёта в виде презентации.

Проектная деятельность с детьми, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у дошкольников. Правильное отношение к живым существам, является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.

В настоящее время я продолжаю работу по данной теме. Я уверена, что и будущий год, пройдёт также интересно и насыщенно. Со всеми педагогами, которые принимают участие в жизни детей, мы создадим все условия для их развития. Для этого есть прочная основа: устоявшиеся взаимоотношения с воспитанниками, добрая атмосфера, наше желание находиться с детьми и стремление к профессиональному росту.

Таким образом, дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период формируются познавательные, эстетические, нравственные качества, накапливается эмоционально-чувственный опыт общения с объектами природы.

Публикации по теме:

Система экологического воспитания детей дошкольного возраста в рамках программы «Хранители природы» Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической.

Художественная литература как средство воспитания этических норм у детей старшего дошкольного возраста  Нравственное воспитание одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То,.

Использование русских былин как средство воспитания начал патриотизма и любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста Сегодня, как никогда, актуальны слова академика Д. С. Лихачёва о том, что «…любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается.

Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Мастер-класс "Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении.

Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Проект : педагогический По количеству участников: групповой Участники : дети старшей группы По продолжительности: - долгосрочный Форма.

Народные праздники как средство экологического воспитания детей 6–7 лет Педагогический смысл народных праздников заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание.

Мастер-класс для воспитателей «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания» Тема: «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания» Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов.

Проект «Развитие экологического воспитания в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром» Автор проекта: Хопкина Елена Геннадьевна, воспитатель детского сада № 48. Продолжительность проекта: апрель - май. Тип проекта: познавательно.

Танец — как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста Поскольку танцу присуще образность, сюжетность, это придает ему черты драматургии, которая является корнем, основой детского творчества.

Театрализованная деятельность как средство экологического воспитания детей раннего возраста. Формирование предпосылок экологического сознания детей раннего возраста в различных видах деятельность стало традиционным для нашего детского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод проекта как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 января 2016 в 20:18
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Метод проекта как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Рыжова (УИ 141847) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД