Светлана Косова
Мастер-класс для воспитателей «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»
Тема: «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»
Цель мастер-класса : повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по проведению экспериментирования как метода экологического воспитания старших дошкольников.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Детское экспериментирование как метод экологического воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Обучающие: познакомить педагогов с детским экспериментированием в ДОУ, показать эксперимент по ознакомлению детей со свойством воздуха: воздух имеет место.
Развивающие: развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; развивать навыки и умения экспериментирования.
Воспитательные : воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.
Здравствуйте! Сегодня я хочу представить вам мастер-класс на тему : «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
В одном мгновении видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо - в чашечке цветка.
В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” (В. А. Сухомлинский).
Для этого необходимо уделять больше внимания проведению с детьми наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы. Поэтому в своей работе я руководствуюсь методом познания закономерностей и явлений окружающего мира – методом экспериментирования, который давно занял прочное место в системе образования. Современные исследователи Иванова А. И., Куликовская И. Э., Николаева С. Н., Рыжова Н. А., и др. рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста.
Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществах данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения. Этим и обосновывается актуальность выбранной мною темы.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. А как объяснить детям о важности значения воды на земле, чистого воздуха и многое - многое другое?
Вот вопрос, над которым нужно работать сегодня ведь экологическое сознание ребёнка это неотъемлемая часть общего сознания всего человечества.
-Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: “ Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”.
- А как же мы педагоги можем дать детям этот опыт, который не просто пройдет мимо, а отложится в голове каждого маленького исследователя?
- конечно, это эксперимент, в котором дети самостоятельно добывают знания, через тактильное ощущение, вкусовые, зрительные рецепторы.
Сейчас мне нужно несколько помощников: 2-3
(выходят педагоги)
-Уважаемые коллеги!
- В переводе с греческого слово “атмосфера” означает “воздух вокруг Земли”.
- Воздух: как можно его увидеть и почувствовать. Если педагоги отвечают, то я говорю (а дети затрудняются ответить на этот вопрос.)
- Тогда мы делаем ряд опытов.
А при выявлении какого-либо свойства нужно педагогам изготовить схему- значение этого свойства, которая бы помогла в последующем запомнить все свойства (магнитная доска с магнитами и разрезанные листочки с фломастерами)
-Возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку. Что появилось?
Педагоги: Появятся пузырьки воздуха.
-Какой можно сделать Вывод?
Педагоги При помощи зрения воздух всё же можно обнаружить в некоторых случаях.
-Посмотрите вокруг какого они цвета штора, палас? Ответы
-А как вы думаете, какого цвета воздух?
ответы
Открываем первое свойство воздуха: воздух невидимый и бесцветный. (Педагоги должны после вывода нарисовать схему – значение этого свойства)
-А вот толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно или на слайд.
Что вы видите вверху?
(Небо)
-Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный диск Солнца.
- Воздушный океан очень важен для жизни. Потому что воздухом дышат люди, звери, птицы и растения – все живое на Земле.
-Может ли жить человек без воздуха?
Закройте ладошками рот и нос.
Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха.
Какое было желание?
Педагоги: (Открыть нос).
- Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.
2. Вдохните глубоко, что вы почувствовали?
Педагоги (Ничего).
- Пахнет чем-нибудь воздух?
Закройте глаза. Подношу к носу: апельсин разрезанный, яблоко!
А сейчас?
Ответы
Запах, мы ощущаем, когда частицы вещества попадают к нам в нос.
Значит, какой вывод? Что чистый воздух запаха?
(Чистый воздух запаха не имеет).- рисуют схему – значение свойства
3. Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его.
Какое свойства воздуха мы откроем?
(воздух не имеет вкуса) - рисуют схему – значение свойства
4. Возьмите в руки мяч. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось?
Имеет ли воздух форму?
Педагоги Воздух не имеет формы).- рисуют схему – значение свойства
А когда воздух может иметь форму?
Педагоги (Ответы) потом предлагаю воздушные шары надуть! Воздушные шары разной формы!
- Воздух имеет разную форму если его поместить куда-нибудь!
Из опытов дети узнают свойства воздуха, самостоятельно придумывают схему - значение, по которым потом самостоятельно ориентируются и запоминают их.
Теперь один из вас сможет рассказать нам о свойствах воздуха, которые он сегодня узнал.
Спасибо, уважаемые коллеги!
Хотелось бы ещё поделиться одним из методов работы это модульное экспериментирование.
И мне понадобятся еще 2 помощника
Вода один из главных источников жизни на Земле воды на планете очень много - сушу занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Но, мы люди употребляем только чистую и пресную воду и поэтому важность и значение пресной и чистой воды как раз нужно доказать детям.
И для этого можно использовать следующие модули
- рассмотрите модули и проведите самостоятельно эксперименты :
Очистка воды через ватный фильтр (баночка, воронка, вата, вода с песком грязная)
Очистка воды с помощью активированного угля. (Баночка с водой, чернила, уголь активированный)
-обращается к педагогу- расскажи, что ты делаешь?
Педагог -Постепенно переливаю мутную воду в чистый стакан, через вату
- Что происходит?
Педагог: Вода очищается
- Какой вывод?
- Все нечистоты, которые находятся в воде, остаются на фильтрах, а вода становится чистой
Можно ли сейчас после такой очистки (фильтрации) употреблять эту воду в пищу? (нет)
-Почему?
Педагог: потому что в пищу можно употреблять только кипяченую воду)
Во время кипячения в воде умирают все микробы, которые опасны для организма человека.
Подхожу к другому педагогу
- что произошло с водой, когда ты капнула чернила?
Педагог: она окрасилась
- а когда бросила туда активированный уголь?
Педагог: вода очистилась
- правильно уголь впитал в себя все ненужные примеси в воде.
-С помощью таких модулей - опытов мы даём шанс ребенку самостоятельно делать открытия и свои выводы.
Спасибо, уважаемые коллеги.
Хочется сказать о том, что еще в старшей группе мы формируем устойчивую привычку у детей задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить. А вот в подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их нужно рассматривать не как развлечение, а как путь к самопознанию ребенка.
Я очень хочу видеть своих детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникшие проблемы, самостоятельными, инициативными, любящими свою природу и родной край.
И поэтому в работе я придерживаюсь своего педагогического кредо:
“Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь”.
И еще раз напомню: древнюю китайскую пословицу:
"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму". Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
Спасибо за внимание. До новых встреч коллеги.