Римма Левина
Использование русских былин как средство воспитания начал патриотизма и любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование русских былин как средство воспитания начал патриотизма и любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста
Сегодня, как никогда, актуальны слова академика Д. С. Лихачёва о том, что «…любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Публикация «Использование русских былин как средство воспитания начал патриотизма и любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Богатыри
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были и остаются отрывочны и поверхностны. Причина мне видится в том, что именно былины никогда не являлись объектом глубокого внимания педагогов-дошкольников из-за их трудной читаемости и необходимости подробно разъяснить ее содержание.
К сожалению, в современной России большинству детей гораздо ближе герои американских мультиков или компьютерных «стрелялок», чем, скажем, Илья Муромец или Василиса Прекрасная.
Организуя работу по нравственно- патриотическому воспитанию через ознакомление детей с былинами в октябре мы совместно с моей коллегой по работе при письменном согласии родителей провели обследование.
Основные методы, который мы использовали – это индивидуальный опрос, беседа, наблюдение, как в организованных формах, так и в самостоятельной деятельности. Обследование помогло нам выявить показатели роста каждого ребёнка, целенаправленно спланировать работу содержание педагогического процесса, выбрать формы и методы работы с детьми, специалистами и родителями.
Анализ результатов обследования показал, что большинство детей (50%) соответствует среднему и низкому (40%) уровню. Эти дети плохо знают содержание былин, имеют слабые представления о жизни, быте, основных занятиях людей в древней Руси, не используют в речи малые фольклорные формы. Исходя из полученных данных, мы определили содержание нашей работы.
Проанализировав полученные результаты, мы поняли, что необходима:
• планомерная системная работа по каждому этапу знакомства с государственной символикой, начиная с младшего дошкольного возраста;
• интеграция полученных знаний в образовательном процессе,
• целенаправленная работа по взаимодействию с семьёй в данном направлении;
• сотрудничество с детской библиотекой имени Ленинского комсомола.
В результате проведённой предварительной работы чё тко обозначилась цель: Использование русских былин в образовательном процессе детского сада, как средства воспитания начал патриотизма.
Из цели вытекали следующие задачи:
1. Формировать представления у детей об основных героях и содержании русских былин о жизни, быте, основных занятиях людей в древней Руси.
2. Формировать умение использовать в повседневной жизни малые фольклорные формы.
3. Обеспечить создание условий для целенаправленного взаимодействия с семьёй и специалистами.
Система работы по использованию русских былин, как средства воспитания начал патриотизма включала следующие моменты
• Работа с детьми
• Работа с родителями
• Работа со специалистами
• Работа по созданию предметно - развивающей среды в группе.
Вся работа проходила поэтапно.
1 этап. Подготовительный (работа по самообразованию, составление критериев обследования детей, тематическое планирование, подбор литературы, создание среды).
2. Этап. Основной (организация совместной деятельности, согласование планов работы со специалистами, систематизация материала: выбор содержания, форм и методов работы, обеспечение динамичной предметно- развивающей среды).
3. Этап. Итоговый (организация самостоятельной деятельности детей, выбор активных форм сотрудничества).
В начале работы мы столкнулись с проблемой, связанной с особенностями изложения содержания былины, т. к. она трудна для понимания ребенка и требует подробного разъяснения.
Своё внимание мы остановили на издании «Былины» в пересказе Л. Н. Толстого, в которое включены сказания о русских богатырях. Книга прекрасно проиллюстрирована художником А. А. Митрофановым.
Далее мы наметили перспективный план работы, который определил содержание нашей деятельности на год.
В начале работы с детьми мы использовали самые разнообразные методы и приёмы, способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к предложенной теме. С этой целью проводили рассказы детям с использованием картин известных художников В. Васнецова Н. Рериха и иллюстраций из книг о русских богатырях, их жизни, подвигах.
На первом этапе важно было заручиться поддержкой родителей и убедить их в значимости темы, её актуальности, обеспечить себя их помощью и поддержкой. Информацию о работе мы представляли через объявления, ширму и выступление на родительском собрании.
Особое внимание мы уделили созданию предметно - развивающей среды в группе, в содержание которой мы включили элементы народной культуры (изделия из лозы, дерева и глины, полотенца и т. д.); традиционные игрушки, которые соответствовали возрастным психофизиологическим особенностям детей (тряпичная кукла в русском костюме; несколько видов народного театра: пальчиковый, ложковый, матрёшковый, театр би-ба-бо, атрибуты к разыгрыванию народных сказаний и т. д.); наличие произведений народного искусства, и прежде всего мастеров нижегородского края; картинную галерею о былинных героях.
На втором этапе в работе с детьми и со специалистами мы особое внимание уделяли организации совместной деятельности и старались, чтобы эта работа максимально охватила педагогический процесс. Тщательно продумывали содержание занятий и деятельность детей в режиме дня. Наиболее эффективными в данный период оказались следующие формы и методы работы с детьми: разучивание русских народных подвижных игр, тематические занятия. разучивание пословиц, поговорок, дразнилок и т. д., открытие галереи «Портреты былинных героев»; спортивное развлечение, дидактические и настольно-печатные игры, изготовление альбома «Путешествие в прошлое».
В работе с семьёй на данном этапе мы использовали как хорошо известные формы работы, такие как анкетирование с целью сбора информации об использовании русских былин в семье; консультации «Что рассказывать детям о былинах», «О героях русских былин»; папки – передвижки; так и современные это: блиц - опросы, в которых предлагали родителям вместе с детьми придумать интересные вопросы по содержанию былин : Назовите самый известный подвиг Ильи Муромца? *Назвать имена богатырей русских былин на картине В. Васнецова «Три богатыря» *Почему Садко попал на дно к Морскому Царю? ;творческие задания; домашнее задание; «Сундучок пословиц»,
Мы советовали родителям использовать и такие формы как прогулки и экскурсии и целью знакомства с историческими местами Нижнего Новгорода (близкой истории, памятниками архитектуры; посещение краеведческого музея, и т. д.
Благодаря совместной работе изготовлены куклы русских богатырей, атрибуты к познавательным играм: «Что, где, когда», «КВН», «Умники и умницы» т. д. В среде появились детские индивидуальные и коллективные работы: рисунки, поделки. Особый интерес у детей вызвала совместная работа из бросового материала «Возводим крепость».
Главная задача на последнем этапе была организация совместной деятельности с детьми. Особо эффективными в данный период оказались следующие формы и методы работы с детьми: пересказ былин в игровой форме, инсценировки «Встреча Ильи Муромца и Соловья - разбойника» «Садко в гостях у морского царя» и т. д. ; дидактические и настольно-печатные игры «Не одежда красит человека, а работа», «Илья Муромец», «Собери богатыря в дорогу», «Герои русских былин», «Что лишнее»; рисование портретов любимых былинных героев; просмотр аудиокассеты с записью фильмов о былинных героях Руси; этюды на создание выразительных образов богатырей, Соловья - разбойника, морского царя и т. д. ; ребусы и кроссворды по содержанию былин; использование книжек- раскрасок «Богатыри древней Руси»;
Мы подобрали и внесли в предметную среду соответствующий дидактический материал, сделали пособия, трафареты богатырских доспехов, внесли схемы, модели, подобрали детскую литературу.
Работа с родителями была организована в режиме "Дети - родители - педагоги", мы вместе провели такие мероприятия, как спортивное развлечение «Сильные, смелые, ловкие, умелые», спортивное состязание «Будь отважным – не теряйся, сзади всех не оставайся», КВН «Путешествие по былинам»
Мы убедились, что былины можно и нужно применять в работе с детьми дошкольного возраста. Они помогают духовному становлению ребёнка, сближают всех участников педагогического процесса.
Анализ результатов обследования детей в феврале месяце показал, что 80% находятся на высоком и среднем уровне. (Наглядность)
В данной работе использование содержания былин рассматривается как основное средство для достижения поставленной цели и задач, и вместе с тем предлагается использование как известных педагогических методов и приёмов, так и новых в системе взаимодействия: педагог – ребёнок – семья с последующим внесением изменений в предметно – развивающей среде.
Проделанная нами работа позволяет сделать следующие выводы:
• былины можно и нужно применять в работе с детьми дошкольного возраста, они помогают духовному становлению ребёнка;
• обогащаются представления детей об основных героях и содержании русских былин, о жизни, быте, основных занятиях людей в древней Руси;
• былины сближают всех участников педагогического процесса;
• формируется умение использовать в повседневной жизни малые фольклорные формы.