Получи документы

Народные праздники как средство экологического воспитания детей 6–7 лет

Ольга Коновалова
Народные праздники как средство экологического воспитания детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический смысл народных праздников заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок (но не чаще одного раза в 1,5-2 месяца). В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком

Публикация «Народные праздники как средство экологического воспитания детей 6–7 лет» размещена в разделах

В числе важных факторов, влияющих на экологическое воспитание детей в ходе праздников и развлечений, – деятельность ребенка в коллективе сверстников. Здесь ребенок проявляет свои способности, самоутверждается, глубже осознает, как надо поступать в том или ином случае.

Обозначим общие требования к организации работы по ознакомлению дошкольников с природой родного края. Во-первых, данная работа должна носить целостный системный характер, т. е. охватывать все направления педагогического процесса (воспитательное, образовательное, развивающее, вовлекать в педагогический процесс членов семьи ребенка и т. д.

Во-вторых, организация педагогического процесса по ознакомлению с природой должна строиться на сенсорном развитии детей, тактильном, зрительном, визуальном восприятии окружающей среды. Чтобы знания нашли отражение в поступке, они должны многократно закрепиться в разнообразных жизненных ситуациях, близких и понятных ребенку. Необходимо создавать условия, чтобы ребенок «прожил» эту ситуацию.

При соблюдении этих требований дети оказываются планомерно и последовательно вовлеченными в систему работу по ознакомлению с природой родного края; они занимают активную позицию в изучении материала, соприкасаются с близким природным миром, усваивают нормы поведения в природе, непосредственно воспринимают предметы и явления окружающего природного мира, накопляют и систематизируют разнообразные знания и природных объектах своей малой родины.

Выделим типы праздников и виды развлечений по ознакомлению дошкольников с родным краем:

праздники, имеющие целью дать детям конкретные представления о природе родного края на основе непосредственного или опосредованного восприятия объектов природы;

праздники, способствующие углублению и систематизации знаний детей о природе родного края;

праздники, во время которых дети на основе полученных знаний выражают свое отношение к объектам родной природы.

Исходя из этого, определяем место организации и проведения экологических праздников и досугов со старшими дошкольниками. Местом проведения праздника может быть как помещение ДОУ, так и непосредственная природная обстановка: парк и т. п.

Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю (осенью, снежной и ледяной скульптуре (зимой, весеннему возрождению природы («веснянки»). Летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера.

Одним из наиболее значимых является праздник, посвященный Дню Земли: он создает масштаб видения планеты, ее значения для людей, пробуждает любовь к своей Родине и природе как ее важной части. Сценарии праздника могут быть различными, но в любом варианте должны быть стихи и песни, прославляющие лес, поле, речку, родные просторы, а также национальные и фольклорные танцы. Важным моментом праздника является совместное (дети, педагоги и родители) исполнение торжественных песен, что символизирует любовь к Земле всех людей.

Интересны праздники, посвященные писателям и поэтам, произведения которых дети хорошо знают. Поэтические праздники могут носить сезонный характер: например, в сценарий «Зимушка-зима» включаются стихотворения разных мордовских поэтов – дети узнают, что красота зимы у многих вызывает сильные чувства.

Широкое распространение в практике экологического воспитания в настоящее время получили досуговые виды деятельности, такие как проведение викторин, отгадывание кроссвордов. Эти способы работы используются в старшем дошкольном возрасте и направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требуют воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям. Вместе с тем радость от правильно решенной задачи, удовлетворение, испытываемое ребенком, упрочивает интерес к природе, пробуждает любознательность и, следовательно, эти способы работы также полезно использовать.

Досуги на самые разные темы организует воспитатель. Интересно проходят досуги с участием кукол (концерты для них, чаепития с ними). Например, досуг «Елка для кукол» может быть проведен в конце декабря во всех возрастных группах, он станет своего рода репетицией перед большим праздником. К этому времени дети уже знают много новогодних песен, игр, стихотворений. Воспитатель готовит елку для кукольного уголка, дети украшают ее, наряжают кукол в чистые и красивые одежды, сажают на стулья. Ребята-артисты выступают перед ними, берут их в некоторые игры, а потом вместе пьют чай, угощая кукол печеньями, конфетами.

В качестве методической рекомендации по организации праздников и досугов для ознакомления дошкольников с природой родного края выступает активное включение в данную работу игровой деятельности. Дошкольный возраст характеризуется ведущей игровой деятельностью ребенка. Введение игры, создание разнообразных игровых ситуаций – важная особенность педагогического процесса. В играх тесно связаны слово, мелодия и действие. Посредством игр ребенку прививается уважение к существующему порядку вещей, национальным обычаям, осуществляется приучение его к правилам поведения в природе. Игры для детей – серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, к взрослой жизни.

Дидактическим материалом служат картинки с изображениями птиц, кормушки. В начале игры педагог сообщает, что сегодня в детский сад прилетели друзья – птицы, достает и показывает перелетных птиц, называя их. Вместе с детьми рассматривает и описывает их. Знакомых птиц называют сами дети. Далее педагог предлагает детям взять по одной понравившейся им птице и назвать ее. Затем педагог знакомит детей с зимующим птицами. Наконец показывает детям нарисованную кормушку и предлагает найти зимующих птиц и посадить их в кормушку. Говорит, что зимой мало корма, птицы голодают, поэтому мы должны помогать им – подкармливать их хлебными крошками, зернышками.

Для активизации мыслительной деятельности дошкольников эффективны игры-описания; основная их цель – учить детей узнавать объекты природы по описанию педагога. Материалом служат группы предметных картинок с изображением объектов природы (овощей, фруктов, животных, растений). В ходе игры воспитатель подробно описывает один из представленных предметов, называет форму, окраску и вкус, затем предлагает детям показать и назвать этот предмет. Если ребенок справился с заданием, взрослый описывает другой предмет, и его называет другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока дети не угадают по описанию все предметы. После того как дети усваивают знания о какой-то группе объектов природного мира родного края, педагог усложняет данные игры: описание предмета дается в загадках.

Очень важен стиль руководства взрослого, организующего праздники и развлечения для детей. Следует продумать сценарий таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя не зрителем, а участником совместной деятельности, мог по ходу праздника проявить самостоятельность, выбрать тот или иной способ действия, поступок, проявить сострадание, желание прийти на помощь тому или иному персонажу.

Экологические праздники и развлечения несут в себе определенную нагрузку в соответствии с особым содержанием. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного ее эпизода следует вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

Обновление системы специального образования невозможно без тесной взаимосвязи между дошкольным образовательным учреждением и семьей воспитанников. В семье предоставляется больше возможностей по организации разнообразных встреч с природой, наиболее широко и полно возможно организовать досуг детей для ознакомления их с природой родного края.

Например, в воскресный день по рекомендации педагога родители едут с детьми в лес, на водоем, собирают природный материал для поделок (шишки, желуди, определяют лекарственные травы или редкие растения. Педагог руководит наблюдениями родителей с детьми: помогает наметить план прогулки, отобрать объекты для наблюдения, предлагает вопросы для обсуждения. Итоги воскресных семейных прогулок в природу (рассказы, рисунки детей, фотографии, дневниковые записи родителей) помещаются на специальном стенде. Семью называют «школой чувств». Это очень справедливо, так как именно в семье ребенок учится эмоциональному восприятию мира, получает первые уроки сопричастности тому, что дорого каждому человеку. Микроклимат семьи, взаимоотношения ее членов, отношение к событиям – все это оказывает неизгладимое впечатление, формирует его эмоциональный и нравственный мир.

Родители могут помочь ребенку увидеть то, что в воспитательном отношении наиболее важно: культурное, уважительное отношение людей друг к другу, преобразование облика города и др.

Итак, основные задачи организации праздников и развлечений по ознакомлению дошкольников с родной природой сводятся к следующим:

воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;

– дать элементарные сведения о животном и растительном мире Мордовского края;

– развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны;

– формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять ее от разрушений, а при необходимости восстанавливать.

Итак, процесс экологического воспитания детей 6-7 лет посредством народных праздников возможен, при условии:

• отбора содержание знаний о природе Мордовии старшим дошкольникам с учетом их возрастных возможностей, особенностей региона и сформировавшихся в обществе этнических традиций взаимодействия с природой;

• использования идей и традиций народной педагогики, способствующих накоплению положительного нравственно–ценностного опыта взаимодействия с природой;

• продуманной организации детей, оформлении групповой комнаты (или зала, дидактического материала, способов активизации и поощрения детей;

• целенаправленной работы и тесной взаимосвязи дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Публикации по теме:

Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Вечность и актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения бесспорны. Она одна из основных задач общества.

Осенние праздники с элементами экологического воспитанияОсенние праздники с элементами экологического воспитания Чуть-чуть с запозданием провели наконец и мы осенние праздники. На осеннем празднике дети познакомились с Куркушей-душенькой, узнали что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные праздники как средство экологического воспитания детей 6–7 лет
Опубликовано: 13 мая 2015 в 22:51
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народные праздники как средство экологического воспитания детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Коновалова (УИ 225793) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД