Олеся Волкова
Метод педагогического проектирования в работе с детьми с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Метод педагогического проектирования в работе с детьми с нарушением речи
Современный подход к дошкольному образованию предусматривает, адаптацию ребенка к социальной жизни, сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры. И дошкольные организации, как первая ступень в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать в соответствии с ФГОС ДО.
Публикация «Метод педагогического проектирования в работе с детьми с нарушением речи» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с общим недоразвитием речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Проектная деятельность позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Основными задачами педагогов групп компенсирующей направленности являются: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связанности при построении высказываний, контроль за поставленными логопедом звуками, развитие моторики.
Метод проектов позволяет раскрыть и проявить себя детям, имеющим речевые проблемы, повысить самооценку, преодолеть робость и застенчивость, проявлять эмоции, активизировать словарь, совершенствовать звуковую сторону речи, улучшать грамматический строй.
Решая поставленные задачи по формированию связной речи у детей с ОНР, следует строить работу так, чтобы у ребенка был постоянный интерес к проекту. Все задания должны быть динамичными, увлекательными, мобилизующими детей, вызывающими желание, интерес к тому, что будет происходить дальше. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но не все, иногда даже не замечая главного. А если рядом педагог, родитель, который удивляется вместе с ним, побуждает не только смотреть, но и видеть, помогает мысли обратить в речь, дети хотят узнать еще больше. Взрослые – хранители знаний, умений, культуры. Передать этот опыт ребенку нельзя иначе как с помощью языка - важнейшего средства человеческого общения. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в развитие связной речи. Метод проектов помогает, стимулирует взаимодействие ребенка и взрослого. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка
Проектный метод это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии логопеда, воспитателей групп компенсирующей направленности, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, родителей и ребенка, имеющего ОНР в основе которого лежат следующие принципы:
- информационной достаточности (обогащение родителей, детей знаниями, конкретными приёмами и методами, которые могут быть применены в процессе работы);
- взаимодействия (партнёрское взаимодействие между всеми участниками проекта);
- поэтапности, системного подхода (поэтапная организация деятельности участников с реализацией на каждом этапе конкретных задач);
- деятельностного подхода (приобретение ребёнком знаний и навыков при подготовке к школьному обучению осуществляется через ведущий вид деятельности – игру);
- личностно-ориентированного подхода при взаимодействии с участниками процесса;
- открытости (открытость для инициативы и творчества каждого участника); - гибкости, свободы выбора (деятельность участников не ограничивается заданными рамками);
- природосообразности (ориентирование на внутренний мир ребёнка, создание условий для самовыражения, реализации личностных качеств, развитие творческих способностей).
В нашем детском саду в группах компенсирующей направленности были реализованы:
- Долгосрочный проект нравственно – патриотического воспитания «Праздник со слезами на глазах».
Цель проекта : формирование в детях чувства любви и гордости за свою Родину.
Задачи проекта :
- воспитывать нравственно – патриотические чувства у дошкольников через расширение общего кругозора;
- формировать элементарные знания детей о событиях в Великую Отечественную войну на основе конкретных исторических фактов, доступным детям и вызывающих у них эмоциональные переживания;
- формировать толерантность, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ;
- развивать познавательный интерес детей к истории нашей страны, через приобщение к литературным, художественным и музыкальным произведениям, отражающим военное время и подвиг нашего народа в ВОВ;
В ходе реализации проекта детьми, педагогами и родителями были оформлены:
- уголок военной славы, в котором отмечены звездами все города - герои, собраны коллекция солдат и военной техники;
- стенд «Помним! Гордимся!», «Ни кто не забыт, ни что не забыто» о прадедушках и прабабушках наших воспитанников, воевавших в годы Великой Отечественной войны;
Дети посетили детский музей, детскую библиотеку, где увидели и услышали о пионерах – героях в годы войны.
В детском саду прошел конкурс рисунков, стихов
Итоговым мероприятием стал праздничный концерт «Праздник со слезами на глазах».
В ходе реализации данного проекта у детей сформирована система знаний о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Дети познакомились с историей Великой Отечественной войны, узнали о том, как нелегко досталась нашей стране эта Великая Победа, познакомились с традициями празднования Дня Победы. У детей и родителей сформирован устойчивый интерес к совместной познавательной деятельности, развит интерес и любовь к своей Родине; пополнена развивающая предметно – пространственная среда в группе, активизировано участие родителей в жизни группы и детского сада. Обогащен словарь детей, сформирован грамматический строй речи, ее связанность.
Продолжением данного проекта стало в 2015 году (28 августа) в нашем детском саду прошло мероприятие в рамках проведения Всероссийского экологического субботника «Зеленая Россия». На мероприятие был приглашен ветеран Великой Отечественной войны, который провел с детьми подготовительной к школе группы интересную беседу, рассказал как важно и нужно любить и защищать свою Родину – Россию, ответил на интересующие дошколят вопросы. В благодарность за встречу, дошкольники приготовили для ветерана памятный подарок, изготовленный своими руками, картину, на которой изображено дерево, состоящее из детских ладошек с памятными пожеланиями.
Воспитанники и педагоги детского сада поддержали всероссийский проект «Лес Победы» к 70 – летию Великой Победы над фашизмом и вместе с ветераном, высадили на территории детского сада березку, под лозунгом «Вы и Ваш подвиг не забыты».
Еще один интересный познавательно – творческий проект «Эта удивительная ёлка».
Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года. В процессе бесед, тематических занятий расширялись знания и представления об обычаях встречи новогоднего праздника, его атрибутике, персонажах. Новый год – праздник чудес, главным украшением праздника является, конечно же, ёлка. О новогодней красавице написано много рассказов, сказок и стихотворений. Дети совместно с педагогом и родителям изучали : Почему к ёлке такое особое отношение? Почему в стихах и песнях она оживает? И самое главное, почему именно она является символом нового года? Поэтому и возникла идея разработки проекта в преддверии нового года.
Итогом этого проекта стала выставка творческих работ «Сделаем ёлочку своими руками». Главной работой стала Елка, сделанная совместно детьми, педагогами и родителями.
К юбилею города был реализован среднесрочный проект «Нефтегорск – город мой любимый».
Цель проекта : воспитание у дошкольников любви к родному городу, развитие познавательной активности.
Итоговым мероприятием стала виртуальная экскурсия по улицам нашего города, где экскурсоводами были дети.
В группах компенсирующей направленности реализуются и индивидуальные проекты, когда ребенок (совместно с родителями) по заданию логопеда готовит материал по заданной теме. В таких проектах, в основном, преобладают изобразительное и словесное творчество, когда ребенок составляет рассказ по определенной теме и рисует к этому рассказу иллюстрацию и представляет свой проект перед всей группой.
Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе развивает наблюдательность, творчество, мышление, позволяет участникам быть более активными в дошкольной, а затем и в школьной жизни, способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.
Наши воспитанники групп компенсирующей направленности, очень творческие и активные, в течение года являлись участниками различных творческих фестивалей, конкурсов и смотров, на которых заслуженно получали призовые места.