Любовь Духно
Конспект интегрированного занятия по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников «Умная галка»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Программное содержание
Цель: формирование у детей предпосылок читательской грамотности в процессе знакомства с новым художественным произведением.
Задачи:
1. Образовательные:
познакомить с рассказом Л. Н. Толстого «Умная галка»;
формировать умение понимать текст и переносить текст в жизненную ситуацию;
практиковать умение составлять простое описание-стихотворение на основании технологии «Синквейн».
2. Развивающие:
развивать собственный познавательный опыт через практическую экспериментально-исследовательскую деятельность;
развивать речь, память, воображение, мышление
3. Воспитательные:
воспитывать умение выполнять коллективные задания;
воспитывать любознательность.
2. Словарная работа: птица галка.
3. Демонстрационный материал: книга с рассказами Л. Н. Толстого, картинка с изображением птицы галки.
4. Раздаточный материал: подушки в виде цветов (13 шт, камни в тарелках, накрытые салфетками (6 шт, одинаковые прозрачные стаканы с водой (6 шт, маркеры (12 шт, трафареты птиц галок (12 шт).
5. Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию: написать конспект к занятию. Подготовить раздаточный и демонстрационный материалы. Скачать звук голоса галки. Подготовить умную колонку «Джой». Доска, ватман и маркер, для зарисовки схемы «Синквейна».
6. Предварительная работа с детьми: рассматривание птиц, живущих в нашем регионе, слушание птичьих голосов, создание нескладных стихов-описаний в технике «Синквейн» по разным темам.
7. Методы и приемы, используемые на занятии: словесный, практический, частично – поисковый, наглядный.
8. Организация детей на занятии
На ковре, за столами, свободное передвижение по группе.
9. Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: ребята меня зовут Любовь Александровна, а как вас зовут я вижу на ваших замечательных бейджах. Я пришла не одна, а с гостями. Давайте поздороваемся с ними.
Дети: дети здороваются с гостями.
Воспитатель: давайте присядем на ковре, на подушки.
(дети рассаживаются на ковре).
Воспитатель: я села удобно, мне хорошо, комфортно. А вам?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: я принесла книгу с интересными рассказами и хочу вам ее прочитать.
(раздаются звуки голоса галки)
Основная часть
Воспитатель: ой, а что это за звук?
Дети: ответы детей (вороны, птицы, сороки и тд.)
Воспитатель: интересно, кто же это за нами наблюдает и подслушивает? Тоже хотят послушать рассказ, который я хочу вам прочитать. Эту книгу написал наш русский писатель Лев Николаевич Толстой, рассказ называется «Умная галка».
Воспитатель: кто такая «умная галка»?
Дети: ответы детей (птица, ворона и тд.)
Воспитатель: а давайте спросим у умной колонки, кто такая галка. Колонку зовут Джой. Скажите громко: Джой, кто такая галка?
Дети: Джой, кто такая галка
Ответ колонки: Галка — птица, один из наиболее мелких представителей семейства врановых.
Воспитатель: так кто такая галка?
Дети: птица. (воспитатель показывает изображение галки)
Воспитатель: молодцы. Пора читать рассказ Л. Н. Толстого, «Умная галка».
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать.
Вот это проблема, как же Галке быть, что же делать?
Дети: ответы детей (полететь к ручью, разбить кувшин, и тд.)
Воспитатель, нечаянно, роняет книгу из нее выпадают трафареты птиц галок.
Воспитатель: ой, галки прилетели, видно тоже пить хотят. У меня есть стаканы с водой, давайте напоим их. Но, для начала, разобьемся по парам.
Дети: делятся на пары, подходят к столам, пробуют галок напоить из стаканов.
Воспитатель: ну, что получается?
Дети: не получается.
Воспитатель: а почему?
Дети: ответы детей (клюв не достает, воды мало и тд.)
Воспитатель: возьмите в руки маркеры и отметьте уровень воды в стакане.
Дети: берут маркеры и отмечают уровень воды в стакане.
Воспитатель: что будем делать дальше? Как нам напоить галок?
Дети: ответы детей (стакан наклонить, еще воды принести и тд.)
Воспитатель: что у нас, а столе еще есть?
Дети: тарелки с камнями.
Воспитатель: для чего они нужны?
Дети: ответы детей (рассмотреть, в воду кинуть, посчитать и тд.)
Воспитатель: попробуем в воду положить камни.
Дети, кидают в воду камни
Воспитатель: отметьте сколько теперь воды в стакане.
Дети: ставят новую отметку уровня воды.
Воспитатель: что произошло с водой в стакане?
Дети: ответы детей (больше стало, она поднялась, увеличилась и тд.)
Воспитатель: а как вы думаете, почему воды в стакане, стало больше?
Дети: ответы детей (потому что камни кидали и тд.)
Воспитатель: ребята у воды есть удивительное свойство «тяжелые предметы ее выталкивают». А сейчас галки смогу напиться?
Дети: могут. Пробуют напоить галок.
Воспитатель: интересно, а как поступила галка в нашем рассказе? А ну-ка повторяй за мной!
Физкультминутка
(Прыжки, подскоки, ходьба, размахивание руками)
«Скоком-боком, скоком-боком,
Ходит галка мимо окон.
Прыг, скок, прыг, скок –
полетела на сучок».
Воспитатель и дети садятся на ковер, чтобы дочитать рассказ целиком.
Воспитатель: хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.
Воспитатель: сравните как поступила птица галка и как мы напоили своих птиц галок?
Дети: ответы детей (она камни кидала, и мы тоже и тд.)
Воспитатель: кто помнит, как называется рассказ?
Дети: умная галка.
Воспитатель: почему он так называется?
Дети: ответы детей (она догадалась камни кидать, потому, что она умная и тд.)
Заключительная часть
Воспитатель: давайте сочиним описательное-стихотворение про нашу галку и зарисуем его. (Воспитатель на доске схематично зарисовывает ответы детей). Ребята, кто главный герой рассказа?
Дети: галка.
Воспитатель: какая она?
Дети: ответы детей (умная, находчивая, красивая, черная и тд.)
Воспитатель: что она делает?
Дети: ответы детей (кидает, летает, пьет).
Воспитатель: что делала галка в рассказе?
Дети: ответы детей (пила воду из кувшина. Кидала камни в кувшин.)
Воспитатель: галка – это кто?
Дети: птица.
Воспитатель: давайте расскажем это стихотворение.
Воспитатель и дети вместе рассказывают стихотворение.
Воспитатель: какие вы молодцы. Что вам сегодня понравилось больше всего делать? Вспомните, кто написал этот рассказ? Как замечательно мы провели время. А эту книгу я оставляю вам, чтобы вы познакомились с другими рассказами.