Светлана Ларькина
«Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи».
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Причинами этого роста являются:
* Общая соматическая ослабленность детей;
* Увеличение нарушений перинатального развития детей;
* Педагогическая некомпетентность родителей;
* Эмоциональная депривация в семье.
Публикация «„Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи“,» размещена в разделах
Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие связной речи. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Это является важнейшей задачей логопеда, так как монологическая речь характеризуется пропуском смысловых звеньев, нарушением логической последовательности повествования, длительными паузами, большим числом ошибок в построении предложений.
Учёными выделяются два основных фактора, облегчающих процесс становления связной речи.
Первый, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина – наглядность.
Второй, по мнению Л. С. Выготского – создание внутреннего плана высказывания.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Моделирование состоит из следующих этапов:
- усвоение и анализ сенсорного материала;
- перевод его на знаково–символический язык;
- работа с моделью.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определённой последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:
- знакомство с графическим способом представления информации;
- развитие умения дешифровки модели;
- формирование навыка самостоятельного моделирования.
В качестве элементов модели могут выступать символы разнообразного характера:
* геометрические фигуры;
* символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
* планы и условные обозначения, используемые в них;
* контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания
и многое другое.
Метод наглядного моделирования направлен на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития:
* Фонетическую
* Грамматическую
* Лексическую
* Развитие связной речи.
Игры и упражнения.
При нарушениях слоговой структуры слова.
Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения.
Дети учатся делить слова на слоги с помощью хлопков, соотносить со слоговой схемой.
«Рисуем слова»
Дети учатся с помощью фишек выкладывать слоговую схему слов.
Дошкольникам предлагается прослушать слова и выложить столько фишек, сколько раз они хлопнут в ладоши.
Дом, ка-ша, ба-ра-бан и т. д.
«Пирамида»
Дети учатся делить слова на слоги.
Дошкольникам предлагается расставить картинки на соответствующие кольца пирамиды: на нижнее – с одним слогом, на среднее – с двумя слогами, на верхнее – с тремя.
«Найди своё место»
Дети учатся выделять ударный звук, слог и соотносить со схемой.
При формировании лексико-грамматического строя речи.
Метод моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребёнку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков. Также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.
«Подбери действия»
Дети учатся подбирать слова, обозначающие действия, к предмету
По три шага прошагать-
По три действия назвать:
Как с игрушками играть?
«Кто куда закинул мячик?»
Дошкольникам предлагается назвать и соотнести предлоги со схемой
«Весёлый мяч»
Дети учатся употреблять в речи предлоги «на», «под», правильно строить предложение и соотносить предлоги со схемой.
Вот играет Буратино
В мячик весело с Мальвиной.
Ты,дружок, реши задачу:
Кто куда закинул мячик?
«Поезд»
Дети учатся располагать слова в предложении по порядку, согласовывать их.
Дошкольникам предлагается прочитать предложения и расставить вагоны по порядку.
При подготовке к обучению грамоте
Здесь метод наглядного моделирования позволит решить следующие задачи:
- познакомить детей с понятием «слово» и его протяжённостью;
- научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твёрдые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;
- сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели, научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;
- отработать навык послогового чтения.
«Спичка – ватка»
Дети учатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки и соотносить картинки с символами (спичкой – ваткой)
«Весёлый поезд»
Дети учатся определять место звука в слове и соотносить их со схемой.
Дошкольникам предлагается назвать, что изображено на картинках и определить, где находится заданный звук в слове, а также в каком вагоне «поедет» картинка.
«Куда перелетела бабочка?»
Дети учатся определять и отмечать позицию заданного звука на карточке схеме с помощью бабочки.
Дошкольникам предлагается карточка, разделённая на три части и бабочка. Логопед называет слова, а дети должны догадаться, в какой из квадратов перелетит бабочка: звук в начале слова – в первый квадрат, в середине слова – во второй, в конце слова – в третий квадрат.
При обучении связной речи
В данном случае моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания:
- пересказ;
- составление рассказов по картине и серии картин;
- описательный рассказ;
- творческий рассказ.
На этом этапе метод наглядного моделирования способствует :
- усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями, передачи события при помощи заместителей;
- овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними объединять их в один сюжет;
- формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;
- обучению составлять рассказы-описания по пейзажной картине.
«Загадки-описания»
Дети учатся по признакам, описанным с помощью знаков, определять объект.
Дошкольникам предлагается рассмотреть зашифрованные письма и догадаться, какое животное там спрятано.
Живое
Форма – овальная
Величина – большая
Цвет – рыжий
Мех – пушистый
Живёт – в норе
«Рассказы по модели»
О дарах осени
Дошкольникам предлагается с помощью картинок составить рассказ «О дарах осени»
Сначала определяется схема роста овощей, фруктов от семечки до плода.
План рассказа:
- семечко;
- способы ухода;
- всходы;
- плоды.
«Доскажи сказку»
Дошкольникам предлагается вспомнить персонажей сказки; что происходило до и после события, нарисованного художником. Предлагается рассказать о событиях, следуя тексту сказки; попробовать рассказать о них же в обратном порядке, объяснить, что в результате получилось и можно ли так рассказывать сказки.
«Волшебные картинки»
Дети учатся осмысленно запоминать не только отдельные предметы, но ицелые тексты. Дошкольникам предлагается при прочтении сказки или рассказа разложить картинки и пересказать услышанное.