Дарья Соловьева
Использование метода наглядного моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
Соловьева Дарья Юрьевна
Воспитатель, МБДОУ ЦРР детский сад «Солнышко» г. Сорск
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. [6]
Публикация «Использование метода наглядного моделирования» размещена в разделах
На сегодняшний день важным условием для всестороннего развития малыша, для его удачного обучения в школе является умение общаться с более взрослыми и сверстниками. В последствие этого обучения рассказыванию как методуформирования связной речи у ребят, относится к числу актуальных, но все ещё не до конца исследованных проблем. [2]
Не смотря на разработанность представленной проблемы, она остается актуальна. Огромным значением для формирования полноценной личности является умение овладеть правильной речью. [4]
Дошкольнику важно делать выводы, объяснять, умения логически мыслить, рассуждать, доказывать, аргументировать, обобщать высказанное, а эти умения развиваются в таком типе высказывания, как рассуждение. [7]
По мнению специалистов по психологии, воспитателей, логопедов (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец, Н. Кондратьева, Т. А. Ткаченко, О. С. Гозмяк, О. А. Шорохова.) одним из перспективных направлений совершенствования коррекционно-развивающей работы в целом, в том числе развития и совершенствования лексической стороны речи у ребят дошкольного возраста, считается использование метода наглядного моделирования. [5]
Применение наглядных моделей в коррекционной работе на сегодняшний день не является новшеством, но является более современным подходом в образовании. В своей работе использую метод наглядного моделирования как метод самостоятельной интеллектуальной способности в рамках речевой деятельности.
Данный прием может быть использован в любых видах подготовительной работы, а также в работе над всеми видами связного монологического высказывания таких как:
- пересказ;
- составление рассказов по картине и серии картин;
- описательный рассказ.
Модели, передавая строение рассказа, его очередность, служат своеобразным наглядным планом для создания монологов. Способ наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, текст, предложение, выучиться работать с ними. Это тем более важно для дошкольников, потому что мыслительные задачки у них решаются с преобладающей ролью наружных средств, наглядный материал усваивается лучше, чем какого-либо другого вербального.
В ходе применения способа наглядного моделирования дети знакомятся с графическим методом предоставления информации - моделью. В качестве составляющих модели могут использоваться различные знаки : геометрические фигуры или же полоски; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения, применяемые в них; контрастная рамка – способ фрагментарного рассказывания и все иные. [1]
Наглядная модель выступает в роли плана, обеспечивающего связность и очередность рассказов ребенком. Процесс моделирования состоит из трех этапов:
- усвоение и анализ сенсорного материала
- перевод его на знаково-символический язык
- работа с моделью
Актуальность применения способа наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
во-первых, ребенок-дошкольник просто обучаем и довольно пластичен, но для детей свойственна утрата внимания к занятиюистремительная утомляемость. Внедрение наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить данную проблему;
во-вторых, внедрение символической аналогии упрощает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, создает способы работы с памятью. Так как одно из правил закрепления памяти говорит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей систематизировать полученные знания, видеть главное. [3].
Для того чтобы обучить ребенка поочередно излагать сюжет сказки, применяю наглядные модели сказок. На первых порах дети обучаются составлять модели, которые сопровождаются чтением сказки. Рассказывая детям сказку “Репка”, ребята помаленьку ставят символы-заместители героев сказки. На данном этапе нужно добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало отрывку сказки, который звучит в этот момент. [1].
Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или же геометрические фигуры). Помаленьку ребята от незатейливого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.
Необходимым условием успешности обучения ребенка в школе считается становление связной речи в дошкольном возрасте. Основными видами, в которых осуществляется монологическая речь.
В результате систематической педагогической работы дети, овладели всеми видами связного выражения с помощью моделирования, обучились планировать собственную речь, грамотно оформлять предложения, сами пересказывают литературные произведения, при этом соблюдая логическую последовательность, сочинять сюжетные рассказы. Практика показывает, что использование метод наглядного моделирования, гарантирует успешность обучения ребят в школе. Используя методику В. П. Глуховой «Обследование состояния связной речи детей с ОНР» на конец учебного года получили следующие результаты с высоким уровнем развития речи в группе - 3 детей, со средним (недостаточным уровнем) - 15 детей, с низким развитием - 2 ребенка.
Библиографический список
1. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр —— М. : Лабиринт, 1999. — 352 с.
2. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / М. : ACT : Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158с. /
3. Глухов В. П., Смирнова М. Н. Исследование особенности связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи. // Логопедия. 2005, № 3 (9).
4. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб., 1999.
5. Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит» (С. -П. «Детство-пресс» 2000 г.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
7. .https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00054750_0.html