Елена Сарцева
Консультация «Метод наглядного моделирования, как средство развития музыкальных способностей дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам - он будет долго
и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов
с картинками, и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
В современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими. В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей. Поэтому знания должны стать не столько целью, сколько средством развития ребенка. Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства : сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели.
Публикация «Консультация „Метод наглядного моделирования, как средство развития музыкальных способностей дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования требует обновления содержания, музыкального развития, а также поиска новых технологий в реализации образовательной области «Художественно — эстетическое развитие», в том числе и в части музыкально-творческого воспитания детей дошкольного возраста. Одной из инновационных технологий музыкального воспитания детей является метод наглядного моделирования как средство развития музыкальных способностей дошкольника.
В исследованиях Ветлугиной, Волчанской, Сайкиной, Кононовой, было доказано, что в музыкальном образовании дошкольников можно успешно использовать метод моделирования : музыкальное мышление ребенка можно развивать с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для детей форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Но метод наглядного моделирования с использованием мнемотехники в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста еще недостаточно изучен.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Это графическое или частично графическое изображение персонажей песни, сказки, стихотворений, явлений природы, некоторых действий. Изобразить нужно так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Использование мнемотаблиц помогает развивать :
ассоциативное мышление;
зрительную и слуховую память;
зрительное и слуховое внимание;
воображение.
Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Педагоги ДОУ часто используют алгоритмы процессов умывания, одевания и т. п. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений и песен, потешек, закличек.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание в тексте придумывается картинка (изображение). Таким образом, всё стихотворение или текст песни зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Таким образом, у ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, возникает возможность применения наглядной модели в уме, выделения в рассказах самого существенного, предвидения результата собственных действий, преобразования имеющейся системы в новую. В музыкально – образовательной деятельности мнемотехника используется для сообщения детям общих знаний о музыке («Что такое музыка?», о ее выразительных средствах («Громко – тихо», «Медленно – быстро», «Весело – грустно», о ее жанрах (Марш – танец - песня).
Основная цель внедрения метода моделирования в практику – повышение уровня умственного развития воспитанников и помощь детям в упорядочивании и систематизации музыкально – образовательной информацию.
Последовательность обучения дошкольников приемам моделирования :
I этап.
Цель: научить ребенка читать модель (мнемотаблицу).
1. Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы о музыкальном произведении
2. Рассматривание готовой мнемотаблицы, составленной по содержанию песни, потешки. Расшифровка символов, раскодирование информации.
3. Пересказ информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи воспитателя.
4. Графические зарисовки мнемотаблицы по желанию детей по результатам пения, слушания музыкального произведения.
II этап.
Цель: знакомство с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях.
1. Сообщение темы.
2. Рассматривание общей схемы кодирования. Материалом для общей схемы является любое обобщающее понятие: танец, марш, песня, колыбельная, времена года, композитор, музыкальный инструмент.
3. Составление модели информации о конкретной музыкальной теме с опорой на общую схему. Моделирование осуществляется под руководством музыкального руководителя с использованием подводящих вопросов: Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели?
4. Отгадывание загадок - мнемотаблиц, составленных музыкальным руководителем с опорой на общие схемы (О ком или о чем идет речь в музыкальном произведении)
III этап.
Цель: помощь в самостоятельном кодировании полученной информации.
1. Совместное кодирование информации. Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта.
2. Самостоятельное придумывание детьми мнемотаблиц по пройденному музыкальному материалу.
IV этап.
Цель: отработка навыков кодирования в разных видах музыкальной деятельности.
Моделирование применяется при слушании музыкального произведения как средство активизации воображения, музыкальной памяти, тембрового слуха, в процессе разучивания песни, в музицировании, и в заключительной части занятия как средство анализа полученных знаний. Мнемотаблицы составляются из цветных картинок, с использованием цветобуквенных знаков.
У ребенка, владеющего формами замещения и наглядного моделирования, возникает возможность применения наглядной модели в уме, выделения в рассказах самого существенного. Ребёнок может предвидеть результат собственных действий; расширяется круг знаний об окружающем музыкальном мире; развивается наглядно-образное и логическое мышление; увеличивается объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций; снимаются внутренние зажимы и комплексы, что приводит к благоприятному эмоциональному настрою и повышению интереса детей к занятиям музыкой.
Литература:
1. 1. Большова Т. А. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Санкт-Петербург Детство-Пресс. 2001.
2. Большова Т. А. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Санкт-Петербург Детство-Пресс. 2001.
Интернет ресурс:
1. Международный образовательный портал МААМ. ru https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-297785.html
2. Ведущий образовательный портал России ИНФОУРОК https://infourok.ru/mnemotehnika-na-muzikalnih-zanyatiyah-3091600.html
3. Электронная газета https://gazeta.ipksko.kz/ru/d-o-11/414-ispolzovanie-priemov-mnemotekhniki-na-muzykalnykh-zanyatiyakh-v-detskom-sadu