Эвелина Щелкунова
Метод наглядного моделирования как средство развития монологической речи
▼ Скачать + Заказать документы
Эвелина Щелкунова
Метод наглядного моделирования как средство развития монологической речи
Одним из основных типов монологической речи, связанных с читаемыми детьми текстами, является их пересказ.
Пересказ – это связное последовательное изложение художественного текста, передача содержания с использованием готовых, данных автором речевых форм. Деятельность пересказа – это особая творческая деятельность, в которой отражаются различные взаимосвязанные между собой явления.
Публикация «Метод наглядного моделирования как средство развития монологической речи» размещена в разделах
• во-первых, эстетическое восприятие содержания и формы произведения, понимание конкретного содержания, предметного плана текста, а также заключенных в нем разнообразных смысловых связей;
• во-вторых, такие психические процессы, как логическое мышление, память, владение речевым оформлением мысли;
• в-третьих, эмоциональное отношение к описанным событиям и героям, восприятие морально-нравственных установок текста.
Таким образом, пересказ текста играет большую роль в общем развитии ребенка и активно используется в дошкольных учреждениях, являясь основным видом монологической речи, которому обучают детей с целью подготовки к школе. Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
“Существует очень эффективный способ, – пишет доктор психологических наук Л. А. Венгер, – позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами литературного произведения. Это – моделирование. Оно предполагает умение использовать при решении разнообразных умственных задач, условные заместители реальных предметов и явлений, наглядные пространственные модели, отображающие отношения между предметами”.
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью.
Работа по развитию навыка пересказа по моделям предполагает формирование следующих умений:
– усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
– формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
– передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей.
Детям дошкольного возраста очень близок такой жанр, как сказка.
Поэтому рассмотрим метод наглядного моделирования на примере украинской народной сказки «Колосок».
Работа по моделированию сказки включает в себя 3 основных направления (этапа) работы.
Подготовительный.
Знакомство со сказкой. Правило: Не приступать к моделированию без анализа произведения.
а) Прослушивание выразительного чтения произведения, рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы.
- Как называется сказка?
- Кто жил-поживал в сказке "Колосок"?
- Чем целый день занимались мышата?
- Что делал петушок?
- Кто нашел колосок?
- Почему петушок пошел молотить колосок? И т. д.
Выделение в произведении эпитетов, сравнений и их активное использование детьми при пересказе – обмолотить, намолоть, лапта, чехарда.
б) описание героев и их, их поведения. Мышата – весёлые, беззаботные. Петушок – старательный, трудолюбивый.
в) обучение детей построению полных и выразительных ответов на вопросы по содержанию сказки; выразительное чтение с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной и мимической выразительности.
Основной этап.
На данном этапе идет формирование умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки и узнавать различные сказочные ситуации по показу на заместителях. Под руководством взрослого дети учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь. При этом взрослый ни в коем случае не предлагает что-то конкретное, а только советует, направляет и дает возможность ребенку самому проявить инициативу.
Сказка «Колосок» состоит из четырех частей, в каждой из которых происходит какое-либо событие. Рассмотрим в качестве примера первую часть. Как и большинство сказок, она начинается со слов «жили-были…». Далее мы приступили к выбору моделей для обозначения главных героев. Так как мышат было двое, дети предложили использовать цифру два и обозначить их треугольниками серого цвета.
Когда мы с детьми обговаривали, как обозначим петушка, отметили, что он герой положительный и договорились, что обозначим его треугольником светлого, теплого оттенка. Дети выбрали желтый цвет и решили, что у петушка будет над треугольником круг и на нем будут обозначен гребешок красного цвета.
Таким образом, модель петушка стала выделяться и по цвету, и по размеру.
Когда начали обсуждать, как отобразить в моделях то, как проводили время мышата, детям было предложено придумать предметы, которые бы обозначали каждое действие. Дети предлагали множество разных вариантов, в результате были выбраны следующие предметы – скрипичный ключ (пели, два башмачка, имитирующие танцевальные движения (танцевали, кровать (спали, игрушка пирамидка (играли).
Показать то, что петушок рано вставал, было решено с помощью полукруга и выглядывающего из-за него половинки солнца. Для того, чтобы обозначить работу, за которую принимался петушок, использовали круг и букву «Р» в нем.
Действие, когда петушок подметал двор, нашел колосок обозначили фигуркой петушка и изображением метелки и колоска рядом с ним.
Слово «обмолотить» было детям понятно, это значит отделить зерна пшеницы от колоса, и оно было обозначено кругом, в котором находились маленькие овалы того же цвета, что и колосок.
«Вопросительный знак» обозначал, что кто-то из героев задает вопрос. Нежелание мышат помогать петушку мы обозначили двумя красными полосками, как бы перечеркивающими изображение каждого мышонка. Согласие петушка выполнять работу обозначили знаком «+».
На подготовительном этапе я рассказывала правила игры «лапта», поэтому дети знали, что для этой игры потребуется мяч и бита. Маленький кружочек и изображение биты стали обозначением этой игры.
Затем я спросила у детей, как можно обозначить, что какие-либо действия принадлежат определенному герою. Кто- то из детей предложил помещать модель героя и модель обозначаемого им действия в один кружок, кто-то сказал, что это можно сделать с помощью стрелки от модели героя к модели действия. Выбрали стрелку.
Таким образом, были выбраны условные заместители для обозначения персонажей сказки модели и их действий.
Итоговый этап.
1) развитие умения использовать готовую пространственную модель (наглядный план сказки) при пересказе знакомой сказки.
2) развитие способностей к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями.
Под руководством взрослого дети выбирают нужные элементы и последовательно располагают их в единую модельную цепь. Делаем рамочки для каждого эпизода сказки. Спрашиваем детей: назовите эпизод сказки в 3-ей рамочке, в 6-ой и т. д. Теперь по схеме можно последовательно рассказать, что зачем идет. Данное задание предусматривает не только дословный пересказ. Оно направлено на то, чтобы научить детей воспринимать и передавать общий смысл прочитанной сказки, выделять основные происходящие в ней события. При пересказе нужно выделить главные части и уметь их связывать и последовательно их пересказывать. Модель сказки не даёт детям забыть последовательность сказки.
Таким образом, были выбраны условные заместители для обозначения персонажей сказки модели и их действий.
Итоговый этап.
1) развитие умения использовать готовую пространственную модель (наглядный план сказки) при пересказе знакомой сказки.
2) развитие способностей к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями.
Под руководством взрослого дети выбирают нужные элементы и последовательно располагают их в единую модельную цепь. Делаем рамочки для каждого эпизода сказки. Спрашиваем детей: назовите эпизод сказки в 3-ей рамочке, в 6-ой и т. д. Теперь по схеме можно последовательно рассказать, что зачем идет. Данное задание предусматривает не только дословный пересказ. Оно направлено на то, чтобы научить детей воспринимать и передавать общий смысл прочитанной сказки, выделять основные происходящие в ней события. При пересказе нужно выделить главные части и уметь их связывать и последовательно их пересказывать. Модель сказки не даёт детям забыть последовательность сказки.