Панова Лидия
Конспект занятия по гендерному воспитанию дошкольников на народных традициях «Мастера и мастерицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Верхнекетский детский сад»
«Мастера и мастер ицы»
Занятие по гендерному воспитанию дошкольников
Музыкальный руководитель
Панова Лидия Гавриловна
2018 год
Цели:
Публикация «Конспект занятия по гендерному воспитанию дошкольников на народных традициях „Мастера и мастерицы“» размещена в разделах
• Организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе половой социализации;
• ознакомление детей с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание художественного образа куклы, народных игрушек свистулек, дудочек, трещоток и народных традиций;
• воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной деятельности;
• самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей; предоставление возможности личностно саморазвиваться;
• осознание себя каждым дошкольником уникальной личностью, приобщившейся к тысячелетней традиции, а также наличие при коллективном сотворчестве благоприятной среды для самоутверждения, самовыражения, самоактуализации, самосовершенствования.
Задачи.
Познакомить детей с традиционными народными куклами; учить изготавливать девочек лоскутную куклу «Колокольчик»(кукла добрых вестей); мальчиков зачищать заготовки музыкальных игрушек (свистулек, дудочек, трещоток).Через игрушку знакомить с историей своей родины икалендарными обрядами и праздниками; прививать уважение ккультуре своего народа и семейным традициям; приучать ксовместному труду с другими детьми и взрослыми.
Материалы, инструменты, оборудование.
Музыкальный центр, диски с народными песнями, мелодиями.
Для девочек:
альбом с фотографиями народных кукол и схемами их изготовления;
лоскуты яркой однотонной и цветной ткани круглой формы разных размеров (по 3 на каждую девочку); лоскут белой ткани прямоугольной формы;
шерстяные и хлопчатобумажные нитки; цветные лоскутки для платка;
отделочный материал: декоративная тесьма, узкие ленты, кружева.
Для мальчиков:
деревянные заготовки музыкальных инструментов (кубики, трещотки, дудочки, рубель, свистульки); кусочки наждачной бумаги, фартуки, нарукавники на каждого мальчика.
Предварительная работа
• Посещение музея. Знакомство с русской избой, народной куклой.
• Цикл занятий : «Колыбельные», «Откуда пришли к нам музыкальные игрушки»
• Чтение сказки «Матушкина куколка».
• Дидактические игры: «Расписные матрешки», «Назови народную куклу»
• Слайдовая презентация: «Сергиев Посад – музей игр и игрушек»
• Практическое занятие «Народная кукла своими руками»
• Народный праздник «Кузьминки»
•
Ход занятия
1 часть. Беседа.
Воспитатель, музыкальный руководитель, дети в народных костюмах заходят в группу.
Воспитатель. На нашей Земле живут разные народы. И каждый народ имеет свои традиции и обычаи.
-Ребята, как вы понимаете слово «традиция»? (Высказывания детей) - Каждый уголок Русской земли имеет свои традиции - они составляют культуру народа. Традиции передаются от одного поколения к другому, от родителей к детям. - Вспомните, чему научили вас родители? (Быть добрыми, дружными, не обижать маленьких, помогать старшим и т. д.)-Раньше семьи были большие, в них было много детей, и родители приучали их к труду, обучали разным ремеслам, рукоделию, у каждого ребенка были домашние обязанности. -Какие обязанности есть у вас? (Ответы детей.) -Русские люди много работали, славились трудолюбием и мастерством. О труде сложено много поговорок, загадок, потешек. Вместе с детьми вспоминаем поговорки, потешки о труде.
Воспитатель. Народ придумал много потешек, песен, поговорок, сказок, загадок, плясок, игр, хороводов, которыми сопровождались все события их жизни. Это творчество передавалось и детям. Начиналось все с маминой колыбельной. Какие вы знаете колыбельные песни? (Дети исполняют известные им колыбельные). Воспитатель. Вот такие добрые песни пели малышам мамы. Дети с особым уважением относились к маме, называли ее берегиней. Почему? (Высказывания детей.)
Игровое упражнение «Придумай ласковые слова для мамы».
Воспитатель. Наш народ сохранил много народных игр, песен. Хотите поиграть Игра «Ворон»
Воспитатель. Вы знаете, что дети в русских семьях мастерили игрушки сами. Каждую девочка с пяти лет учили мастерить тряпичных кукол
Тряпичная кукла - одна из самых древних видов традиционной русской игрушки. Издревле в колыбель младенцу клали куколку-закрутку, чтобы та оберегала дитя от сглаза. Тряпичная кукла воспитывала в ребенке ласковое, небоязливое отношение к миру. Музыкальный руководитель. А мальчиков обучали другому мастерству (рассказывает о музыкальных игрушках-свистульках, дудочках, трещотках)
Воспитатель. Хотелось бы вам познакомиться сремеслом наших предков, изготовлением тряпичных кукол и музыкальных инструментов? Приглашаем вас в нашу мастерскую. Девочки проходите в мастерскую кукол, а мальчики в мастерскую по изготовлению свистулек, дудочек, трещоток.
2 часть. Практическая. Воспитатель Мальчики и девочки проходите, и занимайте места по желанию. Выбирайте, что вам необходимо для работы. 1. Воспитатель с девочками мастерит тряпичную куклу. (Показывает схему изготовления, объясняет и показывает, как сделать куклу)Девочки выполняют работу, воспитатель помогает по мере необходимости. 2. Музыкальный руководитель с мальчиками проходит в мастерскую музыкальных игрушек (Милан Викторович – работник детского сада встречает мальчиков, просит помочь зачистить музыкальные инструменты, показывает, как это нужно делать). Мальчики надевают фартуки, нарукавники, садятся за столы, зачищают наждачной бумагой музыкальные инструменты.
Музыкальный руководитель. Делу время, а потехе час. Приглашаем вас отдохнуть и поиграть
Проводится народная игра «Плетень».
Дети после игры продолжают трудиться.
3 часть. Заключительная Подведение итога. Дети демонстрируют свою работу. Мальчики играют на музыкальных инструментах и приглашают девочек на свободный танец. Девочки танцуют с куклами
Рефлексия
Воспитатель. Девочки и мальчики понравилось ли вам трудиться в мастерских. Все ли у вас получилось? Что вам не удалось? Чему бы вы хотели еще научиться?