Светлана Ширяева
Методическая разработка занятия по гендерному воспитанию детей в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка занятия по гендерному воспитанию
в старшей группе «Девочки и мальчики».
Цель: Выявить и закрепить понятия ребенка о себе как о представителе определенного пола. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек, представление о дружбе.
Темочки:
- Гендерное воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Задачи: Формировать представление детей о сходстве и различии людей по половому признаку, о психологических характеристиках мальчиков и девочек.
Расширять знание детей об основных качествах мужественной и женственной личности, дать детям возможность оценивать свои качества как будущих мужчин и женщин, повысить самооценку.
Воспитывать эмоционально-положительное принятие себя и других детей
Предварительная работа: беседы о положительных качествах мальчиков и девочек; о роли мамы и папы в семье, их домашних обязанностях; рассматривание предметов мужской и женской одежды. Дидактические игры: «Имена», «Собери цепочку», «Настроение». Игры-драматизации «Сказка наоборот», чтение художественной литературы: В. Драгунский «Денискины рассказы», «Мальчикам о мальчиках», «Девочкам о девочках».
Материалы и оборудование: проектор, слайд «звездное небо», гелиевый воздушный шар, мяч, модель стены из кирпичей конструктора, силуэты девочки и мальчика, предметные картинки «оцени поступок», корзина, игрушки для мальчиков, для девочек, силуэт фиолетового и красного сердца, воздушные шары, стикеры-«смайлики».
1. Вводная часть
Дети заходят в группу, перед ними через проектор на стене показывается слайд звездной галактики, множество звезд, ребята рассматривают!
Воспитатель.
- Дети, посмотрите как красиво, звездное небо…звезд в небе не счесть, посмотрите как они сверкают, как горят и какие все они красивые!»
- Ребята, как вы думаете, а звезды все одинаковые?
Ответы детей
Воспитатель.
– Ребята доказано, что в нашей галактике нет одинаковых звезд, каждая звезда особенная и по-своемy красива.
Воспитатель.
– Ребята, мне кажется, что y нас со звездами есть некое сходство, мы тоже все похожи дрyг на дрyга, если посмотреть издалека! Что y нас общее?
Ответы детей
– Нос, волосы, две рyки, голова, ноги и др.
Воспитатель.
– Однако, ребята, таких как вы больше нет в целом свете. Наш Ваня один единственный и такой как наша Маша тоже в целом мире больше не найти.
Воспитатель.
- Давайте будем передавать мяч по кругу, называть свое имя и коротко рассказывать о себе. Проводится игра «Кто я»
Воспитатель.
Молодцы, мы еще раз убедились в том, что все мы разные.
2. Основная часть
Воспитатель.
- А теперь, дети, присаживайтесь на стульчики. Ой, посмотрите, как мало стульчиков. Как же нам быть, кому предложить присесть на них? Создается проблемная ситуация.
Выслушиваются предложения детей, после чего мальчики предлагают присесть девочкам и сами приносят для себя стульчики. Воспитатель оценивает поступок мальчиков.
- Так вот, в нас есть самое главное отличие, среди нас есть мальчики и девочки….
Воспитатель.
-Девочки, подумайте, каким должен быть мальчик?
(Выслушиваются ответы детей)
Воспитатель.
-Мальчик должен быть умным, сильным, ловким, смелым, уметь постоять за себя и за девочку, не обманывать… Мальчики не должны обижать девочек, а наоборот, защищать, помогать, уступать им игрушки или первенство в игре. Ведь из мальчика вырастает сильный и смелый мужчина.
(показ слайда – мальчик – мужчина)
Воспитатель.
- Мальчики, расскажите, какой должна быть девочка?
-Девочка должна быть доброй, аккуратной, терпеливой, заботливой. Мальчики не хотят дружить со злой, ленивой, неряшливой девочкой, с обманщицей. Каждая из девочек станет красивой и милой женщиной.
(девочка маленькая –женщина)
Сегодня я предлагаю отправиться в сказку на воздушном шаре. (дети садятся на стулья по кругу, посередине гелиевый шар).
Воспитатель. А пока мы будем лететь, я вам расскажу одну историю о стране, в которую мы летим.
Когда-то очень-очень давно мальчики и девочки в этой стране жили дружно и весело. Но вот они поспорили: кто из них главнее. И так крепко разругались, что стали жить отдельно друг от друга. А злой волшебник построил между ними вот эту стену. Так появились две отдельные страны — Девочек и Мальчиков. Шло время и дети позабыли, что когда-то они жили дружно и счастливо. Им было очень непросто. Ведь девочкам никто не помогал носить тяжести, не защищал от диких животных, а о мальчиках никто не заботился, не учил их хорошим манерам. Так они и живут много-много лет.
Но есть одно тайное средство против волшебства, которое разрушит стену, и тогда мальчики и девочки снова станут дружить. Для этого мы с вами превратимся в спасателей и выполним несколько непростых заданий. С каждым выполненным заданием, стена между девочками и мальчиками постепенно будет разрушаться.
Воспитатель. Ребята, здесь лежит конверт.
Задание 1.
Дидактическая игра «Да – нет».
Воспитатель называет предложение-утверждение, а дети- если согласны, отвечают- Да, да, да! Если же не согласны - Нет, нет, нет!
1. Девочки любят играть в куклы!
2. Мальчики любят играть в машины
3. Девочки любят забивать гвозди
4. Мальчики любят носить бусы
5. Девочки любят обижаться
6. Мальчики любят жаловаться
7. Девочки и мальчики любят есть конфеты
8. Девочки и мальчики любят получать подарки
— Замечательно. Ребята, посмотрите на стену, мне кажется, она стала меньше (воспитатель незаметно убирает один кирпичик со стены, и находит еще один конверт с заданием)
Воспитатель.
Здесь еще один конверт.
Задание 2.
Физкульт-минутка. Дидактическая игра «Чья игрушка?».
Воспитатель. Ребята, в той стране мальчики и девочки не могут играть вместе потому, что никак не могут поделить игрушки. Вам задание – мальчикам найти игрушки для мальчиков. Девочкам – для девочек (по одной).
— Посмотрите ребята, стена стала ещё меньше.
Воспитатель. Но я вижу ещё один конверт.
Задание 3.
Дидактическая игра «Оцени поступок»
Воспитатель.
Чтобы мальчики и девочки не ссорились, они должны заново научиться себя вести. (На столе разложены карточки с изображением «хороших» и «плохих» поступков). Выберите себе картинку, оцените поступок и сделайте так: картинки с изображением хороших поступков разместите возле красного сердечка, картинки с изображением плохих поступков разместите возле темного сердечка. (Дети группируют картинки. Объясняют свой выбор).
Воспитатель.
Ребята стена все меньше и меньше. Давайте расскажем о том, что мы любим и построим «Пирамиду любви».
(Дети по кругу называют то, что они любят, во что любят играть и складывают свои ладони — ладошка на ладошку. Например: «Я люблю играть с конструктором» и т. д.)
Воспитатель.
Вот какой огромной «Пирамида любви» получилась. Посылаем ее в страну мальчиков и девочек: 1,2,3— лети.
— Ребята, я нашла еще одно письмо. Сейчас посмотрим, что в нём (читаю письмо).
«Дорогие мальчики и девочки! Огромное вам спасибо! Вы помогли разрушить стену между нашими странами. И сейчас мы вместе живем в одной стране, которая называется «Дружба».
Игра «Хоровод друзей»
Воспитатель.
Вставайте в маленький кружок, возьмитесь за руки. Слушайте слова песни и повторяйте за мной движения.
Шире круг, шире круг, (дети расширяют круг)
Музыка зовёт (дети идут по кругу)
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод.
Дружат птицы в вышине, (машут руками)
Дружат рыбы в глубине, (изображают рыб)
Дружит с небом океан, (поднимают – опускают руки)
Дружат люди разных стран. (идут по кругу)
Шире круг, шире круг, (дети расширяют круг)
Музыка зовёт (дети идут по кругу)
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод.
3. Заключительная часть. Рефлексия
Воспитатель. Молодцы! Теперь нам нужно возвращаться. Присаживайтесь в наш волшебный шар. И полетели…
- Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Что именно вам понравилось? Чему вы научились? Что было трудным для вас?
Воспитатель.
На память о нашем полете я приготовила вам сюрприз – воздушные шарики. (раздать мальчикам синие шары, а девочкам - красные). А теперь выберите на столе смайлик: если на занятии у вас было хорошее настроение и вам все понравилось, то пусть он улыбнется вам, а если вы грустили, вам было сложно заниматься, то возьмите тот смайлик, который тоже грустит. Приклейте его на свой шарик и мы все увидим ваше настроение.