Елена Шмакова
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Мастера и мастерицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Мастера и рукодельницы
Образовательная область: познавательное развитие.
Цель: развивать духовно-нравственные качества детей прививать уважение к людям труда, помочь раскрыть содержание понятия «мастера» и «рукодельницы».
Задачи:
-Обогащать активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками; формировать интерес к жизни взрослых людей и выборе будущей профессии.
- Продолжать развивать у детей логическое мышление, воображение, слуховое внимание, умение применять полученные знания на практике.
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Мастера и мастерицы“» размещена в разделах
- Воспитывать у детей уважительное отношение к людям труда (мастерам и рукодельницам, бережное отношение ко всему, что их окружает.
- Приобщение родителей в объединении усилий детского сада и семьи в духовно- нравственном развитии дошкольников.
Методы и приё мы: беседа, наглядный, практические действия, игровой, показ.
Предварительная работа: Беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, презентаций, домашнее задание родителям (посещение музея, просмотр телепередач, разучивание стихотворений, пословиц о труде.
Материал и оборудование: презентация «Мастера и рукодельницы», «Моя мама рукодельница» на проекторе.
Для изготовления куколки нам понадобятся:
1. Лоскут белой ткани 20х30;
2. Лоскут цветной ткани 15х20;
3. Треугольный лоскут для платочка;
4. Красные нитки;
5. Узкая ленточка.
Содержание организованной деятельности детей
Организационный момент
Под музыку воспитатель (хозяюшка) в русском народном костюме и дети входят в группу, встают в полукруг.
Хозяюшка: - Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте, с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю.
Дети: - Здравствуйте, гости дорогие! (отдают низкий поклон).
Хозяюшка: - Ребята, я Вас сегодня хочу пригласить в мою избу. У меня изба просторная, всем места хватит.
Эй, честные господа,
Ко мне пожалуйте, сюда.
Хозяюшка: - Проходите, присаживайтесь на самые удобные места.
Дети под музыкальное сопровождение проходят в избу-мастерскую, садятся на лавочку. Звучит тихая спокойная музыка
Хозяюшка: - Дорогие ребята! Мы с вами живем в огромной и красивой стране. Скажите, как она называется?
Дети: - Россия.
Хозяюшка: Наша Родина – матушка-Россия. Так с любовью называли её наши предки.
Хозяюшка: А хотите ли вы, ребятки, увидеть, как жили в старину на Руси?
Дети: - Да, хотим.
- Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим.
“Катись, катись яблочко по блюдечку,
Покажи нам Русь-матушку”
Хозяйка обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта.
По каждому слайду ведё тся небольшой рассказ: СЛАЙД
Хозяюшка: - Столетиями стояли на Руси бесчисленные деревушки с маленькими избёнками, колодцами, огородами.
5 слайд: Столетиями жители этих деревушек работали в поле и на огороде,
6 слайд: занимались ловлей рыбы, скотоводством, сбором ягод и грибов, охотой,
7 слайд: пекли пироги в жарких русских печах. Нелёгкой была эта жизнь, не так уж много было в ней красоты и радости. И люди создавали радость своими руками!
8 слайд: Серые фасады домов расписывали невиданными цветами и травами,
9 слайд: украшали окна деревянной резьбой,
10 слайд: Вытачивали из лесных коряжин оригинальные посудины,
11 слайд: плели кружева,
12 слайд: вышивали на полотенцах и, конечно же, все это они мастерили своими руками, вкладывая в них частичку своего тепла, души. Их берегли, хранили, передавая из поколения в поколение».
Хозяюшка: - Сегодня мы с вами на одно мгновение вернёмся в тот мир и познакомимся с мастерами и рукодельницами своего дела.
Хозяюшка: - Вы, ребята, наверное, слышали, что про некоторых взрослых говорят: «Это – рукодельница», а «этот – мастер».
- Ребята, а кто такой мастер? (Ответы)
- Да, это тоже умелец. Человек, который знает свое дело и умело его выполняет. И главное – он любит своё дело, про такого мастера говорят : «Он работает с душой». С любовью выполненная работа мастером и рукодельницей радует и греет душу всем людям.
- Кто такая рукодельница?
- Женщина, занимающаяся рукоделием, искусница в рукоделии (Кто шьет, вяжет, вышивает,.)
- И мы, ребята, с вами находимся в непростой избе, а в творческой мастерской. Здесь трудятся настоящие рукодельницы. (организовать выставку одной мамы)
-Ребенок. Это моя мама, она любит вязать, вышивать.
- Давайте внимательно рассмотрим работы …. Посмотрите, какая красота! Расскажите нам о ваших работах?
(выставка вязанных вещей) Плетение, Шитье, Вышивка
Хозяюшка. В каждой профессии есть свои орудия труда, отгадайте загадки про них и скажите, к какой профессии они относятся.
- Ребята, а сейчас отгадайте мои загадки.
Дидактическая игра «Отгадай загадки»
Воспитатель загадывает 6-7 загадок про орудия труда
У конька, у горбунка –
Деревянные бока,
У него из-под копыт
Стружка белая летит.
(рубанок)
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
(краски и кисть)
Железная рыбка ныряет,
А хвост на волне оставляет.
(иголка с ниткой)
Ни минуты не молчал,
Все стучал, стучал, стучал.
(молоток)
В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поет заливается.
А как называется?
(скрипка)
_ А сейчас нам ….расскажет о своей маме (презентация)
- А вот иногда про кого-то говорят с восхищением «Мастер на все руки» Как вы это понимаете? (Ответы детей)
- Да, это тот человек, который умело, качественно может выполнить много разных работ: он умеет и шить, и вязать, водить машину, и пирогов напечь, и т. д.
Народная игра «Клубок»
- Ребята, у меня волшебный клубочек, давайте мы с ним поиграем в кругу.
По рукам клубок катай (стоя в кругу, передают из рук в руки «Клубок)
Воеводу выбирай.
Воевода, воевода,
Выходи из хоровода!
«Что мне делать»
Дети предлагают ему сплясать, попрыгать как зайчик, пошагать….
Дети садятся на свои места.
…представляет свою бабушку.
Навыки мастерства передаются из поколения в поколении. ….
Бабушка достает сундучок.
Бабушка - Ребята, а Вы любите играть? Как много у нас игрушек, и все разные. Назовите свои любимые игрушки. (Ответы). Что умеют делать ваши игрушки? (Двигаться, летать, ездить, петь, разговаривать). А вот, когда была я маленькой, моя бабушка научила меня делать игрушку (достает из сундучка куклу). Называется кукла пеленашка.
- Это не просто кукла – в старину верили, что она может защитить ребёнка от всякого зла, болезней. Её клали в колыбель к младенцу
- Ребята, а Вы хотите сами стать игрушечных дел мастерами и сделать самую старинную игрушку – тряпичную куклу? Перед вами на столе лежит кусочек ткани – лоскуток (какой он формы) Из него мы с вами сделаем самую старинную русскую куклу – пеленашку.
Показывает как надо делать куклу. (Работа за столами)
Желаю всем удачи!
- Самостоятельная работа под народную музыку.
Итак, начнё м:
1. Берём лоскут белой ткани 20х30, складываем его пополам и сворачиваем в трубочку.
2. Красной ниткой перевязываем талию куколке и выделяем головку.
3. Возьмём треугольный лоскут ткани и завяжем Пеленашке косынку.
4. Кладём куклу на лоскут цветной ткани и начинаем её пеленать.
5. Ну вот, и дело осталось за малым, необходимо взять ленточку и красиво перевязать Пеленашку.
Кукла - Пеленашка готова. Изготовить такую куколку не составит большого труда, делается достаточно легко и быстро.
Хозяюшка: - Дети, трудно быть мастерами? (Ответы детей).
- Да, дорогие мои, чтобы стать мастером, нужно немало потрудиться, многому поучиться. У вас есть все для того, чтобы в будущем стать настоящими мастерами и рукодельницами.
Хозяюшка: - Ой, какие красивые куколки у Вас получились.
Выставка работ кукол на столе.
Хозяюшка: - Издавна русский народ славился своим трудолюбием. Подтверждение тому - пословицы и поговорки о труде.
-Ребята, а какие пословицы и поговорки вы знаете про труд? (Ответы детей)
1-й ребенок: Без дела жить, только небо коптить.
2-й ребенок: Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда.
3-й ребенок: Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
4-й ребенок: Скучен день до вечера, коли делать нечего.
5-й ребенок: Труд кормит, лень портит.
6-й ребенок: Без нитки да иголки шубы не сшить.
7-й ребенок: Белые ручки, чужие труды любят.
8-й ребенок: Все скоро сказывается да не скоро дело делается.
9-ребенок: Терпение и труд все перетрут.
10 ребенок: Делу время, а потехе - час.
11 ребенок: Маленькое дело, лучше большого безделья, а сделал дело:
12 ребенок: «Мастер своего дела».
Хозяюшка: - Дорогие мои, недаром настоящих мастеров и рукодельниц любят и помнят долгие годы. Красота, нашедшая отклик в человеческом сердце, не умирает, а живет в памяти людей, передается из поколения в поколение. Люди говорят: «Каков мастер, такова и работа»
Работа в ресурсном кругу
Воспитатель
- Ребята, представьте, что вы все взрослые и все стали мастерами и рукодельницами. Про вас можно сказать много хороших слов. Давайте мы эти слова сейчас скажем друг другу. Начну я. Не забывайте ласково задеть соседа, говоря доброе слово, и улыбнуться. ( предполагаемые слова: добрый, умелый, внимательный, добросовестный, старательный, умный, аккуратный, трудолюбивый, душевный, терпеливый, толковый, чуткий.)
Воспитатель спрашивает о том, что нового они сегодня узнали, хвалит их за активность.
Начинает хозяюшка: «Русский народ очень добрый, хлебосольный. И каждая хозяйка угощает своих гостей. А я хочу угостить вас за ваш труд. Хочу вам всем пожелать мира и добра!»
Хозяюшка:
Вот и посидели,
Вот и поговорили,
Вот и поработали,
Вот и повеселились.
До свидания, гости дорогие,
Приходите еще ко мне в гости.