Татьяна Архипова
Логоритмика как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
«Логоритмика как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
В последние годы внимание педагогов, логопедов, дефектологов привлечено к росту числа детей с проблемами речи. По наблюдениям последних пяти лет, примерно у 25-30 % дошкольников, посещающих общеразвивающие группы в дошкольных учреждениях, есть признаки речевого недоразвития без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем у ребёнка с речевыми нарушениями стремительно нарастает.
Публикация «Логоритмика как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Особое значение в дошкольный период придается развитию связной речи, так как ребенок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами об игре, обсуждать действия, происходящие в совместной деятельности, быту. Самое важное то, что правильная, хорошо развитая связная речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению к школе.
Значительные трудности просматриваются в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). У большинства детей дошкольного и старшего дошкольного возраста отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления, для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. В связи с этим формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.
К числу важнейших коррекционных задач логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи, относятся: нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения; навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы; исправления ряда речевых недостатков; а также формирование у них связной речи в образовательной деятельности, в практической деятельности и в самостоятельной деятельности
Логоритмические упражнения развивают функциональные системы ребенка с общим недоразвитием речи, его дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, слуховое восприятие, слуховую и зрительную память, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала, т. е. развивают речевую функциональную систему через неречевые психические процессы.
Логоритмические упражнения также дают возможность преодолевать проблемы в связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
Исходя из вышеизложенного, данный опыт работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством логоритмики имеет социальную значимость и приобретает особую остроту применительно к детям, имеющим речевой дефект. Это подчеркивает актуальность проблемы как в теоретическом, так и практическом аспектах.
Цель логоритмических занятий : систематизировать наиболее эффективные направления в работе по развитию связной речи посредством логоритмических упражнений и обеспечить возможность для своевременной коррекции негативных тенденций развития у дошкольников с ОНР.
Задачи:
1. Формировать взаимосвязь между основными компонентами познания: действием, словом и образом.
2. Систематизировать содержание и организационные формы коррекционной работы по активизации связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством логоритмики.
Предполагаемые результаты: в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы посредством использования логоритмических упражнений произойдут качественные и количественные изменения в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи дошкольного возраста (в частности, активизируется фонетическая, лексическая, грамматическая, монологическая, диалогическая стороны речи).
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Развитие связной речи в дошкольном возрасте является важным условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок, может давать развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов произведений художественной литературы и устного народного творчества.
Формирование связной речи у детей многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. У детей отмечаются трудности смыслового программирования и языкового оформления связного высказывания, недостатки формирования логико-семантических и формально-грамматических операций продуцирования связного высказывания.
Эффективность процесса формирования связной речи зависит, прежде всего, от своевременного его начала и эффективности выбранного метода коррекционного воздействия с учетом выявленных нарушений и особенностей данной группы детей.
Анализируя учебные программы по разделу «логоритмика» в дошкольных учреждениях, можно с уверенностью сказать, что общей программы по логоритмике нет. Опираясь на известные методики Р. Л. Бабушкиной, О. М. Кисляковой, Г. А. Волковой по коррекции неречевых и речевых функций средствами логопедической ритмики можно распределить логоритмические упражнения по этапам усвоения. Данная система включает в себя разделы логоритмических упражнений :
1. Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизаций.
• Дыхательно-артикуляционный тренинг является основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Дыхательно-артикуляционный тренинг проводится сначала изолированно, затем включается в ролевые ситуации. Упражнения выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога: «Говорливый ручеек», Гудок», Повтори-ка», «Ветер, ветер.», «Чудак», «Кричалки», Муравейник», «Щи из топора», «Машинки», «Мыльные пузыри», «Загадки», Загадочная трубочка» и др.
• Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Раздел включает игры и игровые упражнения, выполняемые руками, а также с использованием различных предметов в образно-игровой форме: «Гречневая куколка», «Черепаха», «Вверх, вниз», «Мимическая зарядка», «Что - где?», «Дождик», «Ласковая кисточка», «Пробуждение зайки», «Вот на улице мороз», «Драже» и др., которые способствуют развитию координации речи и движений, ориентировке в пространстве, регулированию мышечного тонуса.
• Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательную игру.
• Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи : они вырабатывают ритмичность, мелодику, интонационную выразительность, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи в таких речевых играх, как «Мать и дитя», «Повстречались», «Озвучиваем сказку», «Лес», «Две руки», Иголочка», «Кто же это?», «Воробей», «Месим, месим тесто», «Летел лебедь», Дождик, лей, лей, лей!» и др. Важность их использования объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу.
С детьми старшего дошкольного возраста с ОНР необходимо проводить упражнения на озвучивание сказок, когда педагог читает текст, дети сопровождают рассказ звучащими жестами, звукоподражанием, договариванием фразы. Для озвучивания фрагментов сказок, стихотворений применяются и музыкальные инструменты, которые педагог выбирает в соответствии с содержанием произведений и характером игровых персонажей.
Также огромное значение придается театрализованным играм, в которых дети выступают от имени героев сказок и песен. Театрализованные игры для детей старшего дошкольного возраста с ОНР должны проходить поэтапно.
На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики, что служит своеобразным прологом к будущим драматизациям. Благодаря этим упражнениям, движения приобретают большую уверенность и управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, обучаются самостоятельно решать двигательную задачу, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.
На втором этапе вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи.
На третьем этапе следует переходить к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее с родителями или воспитателями заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.
На четвертом этапе можно перейти к более сложному виду деятельности – драматизации рассказов и сказок. Для этого подойдут рассказы: «Как Маша стала большой» (по Пермяку Е., «Как собака себе друга искала» (мордовская сказка) и др. Здесь используются разные виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Умелое использование театрализованных игр позволяет не только сформировать у детей разнообразные умения и навыки, но и решить очень важные задачи коррекционно-воспитательной работы. Они помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь более грамотной, выразительной.
2. Танцевально-ритмические упражнения являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры (в том числе, подвижные).
• Игро-гимнастика позволяет чувствовать и развивать определенные группы мышц, регулировать мышечный тонус, а также включает необходимые игры и упражнения для развития координации, пространственной ориентировки, осознания схемы собственного тела. К таким упражнениям относятся «Кенгуру», «Ходьба», «Ветер и ветерок», «У ребят порядок строгий…», «Замри», «Маршрутный лист», «Переходы», «Не зевай!», «Змейка», «Диснейленд», «Головной убор», «Регулировщик», «Полетаем на самолете» и др. Они способствуют развитию звуковысотного слуха, координации движений, ориентировки в пространстве, активизация словарного запаса.
• Игро-ритмика – это двигательные и ритмические комплексы, выполняемые под специально подобранную музыку. Каждая танцевально-ритмическая композиция имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. В танцевальных композициях передается характеристика музыкального произведения при помощи движений рук, пластических жестов и выразительных поз. При исполнении ритмических комплексов используются звуковые жесты тела (хлопки, шлепки, щелчки пальцами, притопывания). Временная организация игр и упражнений поддерживается счетом, музыкой, стихотворными текстами. Для игрового оформления заданий часто используются погремушки, трещотки, камешки, ракушки, «радуги», кубики. К таким упражнениям относятся: «Солнышко и дождик», «Хоп!», «Автобусная экскурсия», «Олени и оленята», «Разноцветная листва», «Скоро поезд отойдет», «Птичий гомон», «Веселый поезд», «Весельчак», «Елочный хоровод» и др.
3. Эмоционально-волевой тренинг. Раздел включает игры и игровые упражнения, имеющие своей целью невербальное и вербальное выражение основных эмоций (радости, печали, удивления, страха, злости, интереса, горя, спокойствия). Являясь недирективным видом деятельности, эмоционально-волевой тренинг направлен, в первую очередь, на развитие сенситивных способностей (эмпатии, коммуникативных навыков) и позитивной самооценки, путем вовлечения ребенка в общую игровую деятельность. Успешность выполнения игровых заданий позволяет ребенку преодолевать комплекс неполноценности, которым страдает большинство наших детей. Основные признаки комплекса неполноценности: страх и неуверенность; чрезмерная застенчивость и сверхчувствительность; зависимость и замкнутость; эмоциональная инфантильность.
Для коррекции «внутреннего образа», исправления ошибочного представления о себе подбираются такие упражнения, при выполнении которых ребенок не боится выражать любые свои чувства, не стесняется возражать, импровизирует и взаимодействует с коллективом. Достижение эмоционального раскрепощения, открытости происходит через эмоциональную разминку. Этюды на развитие мимики, пантомимики, вокальной мимики пополняют опыт экспрессивного реагирования. Релаксационные упражнения снимают мышечное напряжение и позволяют контролировать деструктивные эмоции и действия, овладеть навыками саморегуляции. Параллельно развиваются коммуникативная и регулирующая функции речи : «Прикосновение», «Звери лесные», «Здравствуй», «Бабочка», «Упрямый мотоцикл», «Вождение за нос», «Тень», «Бревнышки», «Бра – брэ – бри – бро – бру», «Сонный поезд», «На солнышке» и др.
1. Креативный тренинг способствует развитию беглости, гибкости и оригинальности мышления, умению планировать и организовывать свою деятельность, переходу от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, формированию конструктивных представлений. Опираясь на музыкальные впечатления, дети создают пластические, графические и словесные образы. В раздел вошли задания на замещение предметов, создание музыкальных речевых сказок при помощи звучащих жестов, графических рисунков, выразительных двигательных, вокальных и инструментальных импровизаций. В креативный тренинг входит большое количество упражнений, таких как: «А что на завтрак?», «Покупатель и продавец», «Чепуха», «Веревочка», «Шляпы», «Волшебный платок», «Танец лоскутка», «Звуковые картинки», «Танец частей тела», «Музыкальный лес», «Калейдоскоп фигур», «Бурчалки» и др., которые способствуют развитию воображения, ритмичности движений, развитию коммуникативных навыков, фантазированию, развитию фразовой речи. В ходе креативных игр на свет рождаются невероятные истории, названия невиданных стран и животных, формируются навыки конструктивного выражения эмоций, развиваются познавательная деятельность, способности к естественной коммуникации, что играет большую роль в общем психическом развитии ребенка.
Вывод: логоритмические упражнения способствуют не только развитию всех сторон речевой деятельности, но и в доступной и интересной форме активизируют познавательную деятельность дошкольника. При правильно подобранной системе логоритмических упражнений у ребенка с общим недоразвитием речи происходит обогащение чувственного опыта, развитие перцептивной деятельности, а также развитие познания и формирования представлений, которые ложатся в основу развития связной речи в целом и мышления.