Получи документы

Консультация на тему «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»

Любовь Смолягова
Консультация на тему «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Русский народный фольклор - это кладезь народной мудрости!

Пословицы, поговорки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы, заклички, русские народные песни, календарные песни, колыбельные, пестушки, народные танцы и игры – всё это многообразие народного творчества

Н. В. Гоголь образно назвал «звучащей историей».

Публикация «Консультация на тему „Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников“» размещена в разделах

Приобщать к ценностям народной культуры необходимо с малых лет, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Детские впечатления неизгладимы. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинно искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Именно фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом и развивает его образное мышление. Благодаря мышлению ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

Русский фольклор – это дорожка от прошлого, через настоящее в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, музыкального фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру. В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетается музыкальный ритм и слово. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представление о добре и красоте, правде и верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В течение многих веков народные песенки, прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро сопровождают малышей, привлекая их внимание, успокаивают, веселят, поучают и приобщают их к высокой моральной культуре своего народа. Ребенок с раннего возраста активно откликается на фольклор и его роль в воспитании детей трудно переоценить.

С русскими народными песнями и мелодиями мы начинаем знакомить детей уже с первой младшей группы. Это такие песни как: «Пирожки», «Ладушки», «Петушок», «Солнышко», «Зайка», «Сорока - ворона» и другие. Они для детей, в возрасте от двух до трёх лет, просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются неторопливо. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка.

Ребёнок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом. Явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития эстетических чувств детей.

Важно с первых же занятий научить детей понимать педагога, повторять за ним простые движения: хлопки в ладоши, похлопывание ладошками по коленочкам, закрывать ладошками глазки. Поэтому на первых занятиях с детьми раннего возраста используют такие потешки, в которых упоминаются части тела. Проговаривая или пропевая их на любой мотив, дети подражают (показывают ротик, носик, ручки и т. д.)

Есть потешки, которые создают позитивное настроение. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, настраивают на занятие. Эти потешки выполняются стоя, в начале занятия, сопровождаются хлопками в ладоши, прыжками, «пружинкой» по показу взрослого.

Некоторые потешки можно использовать в соответствии со временем года, с природными явлениями: светит ли солнышко или идет дождь, снег.

В младшей группе ставится задача овладения простейшими элементами народной плясовой пластики: притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, повороты кистей рук («фонарики», перебежки, «пружинка», прыжки. Некоторые потешки таят в себе рифмованную подсказку к движениям. Их тексты помогают ребенку ярче представить и выразительнее передать в движениях смысл услышанного.

Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.

Все эти малые жанры фольклора детьми младших групп только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое отношение.

В работе с детьми средней, старшей, подготовительной групп часто используются другие фольклорные жанры - песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т. д. - все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора.

Дети в детском саду неравнодушно относятся к народной музыке. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская песня обладает огромной художественно – воспитательной ценностью. Она формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь поэтическими оборотами. Например, зимушка – зима, травушка - муравушка, калина – калинА, рассыплюсь яблонькой, Ваня – простота и многое другое. Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст. На этих песнях, хороводах дети приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание и любовь.

С большим удовольствием дети поют народные песни: «На горе-то калина», «Во кузнице», «Как у наших у ворот», «Пошла млада за водой», «Ах вы, сени», «Блины», всевозможные частушки. Эти песни хороши еще и тем, что их можно инсценировать.

На музыкальных занятиях дети знакомятся с движениями русской пляски. Хороводным, топающим, переменным шагом, шаг с притопом, ковырялочка, присядка и другими элементами русской народной пляски. Кроме плясок разучиваются игры с пением, хороводы, потешки с движением, игра в оркестре. Короткий текст потешек, приговорок, закличек легко усваивается детьми. Яркий образ, динамичность вызывает у них желание двигаться. Игры и потешки дети переносят в свободные игры, а в дальнейшем они же используются на праздниках. Итогом работы с русским фольклором являются утренники : посиделки, ярмарки, праздник Масленицы.

В заключении можно сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.

Произведения устного и музыкального фольклора имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они способствуют развитию образного мышления, обогащают речь дошкольников, развивают музыкальный слух, формируют художественный вкус ребенка, воспитывают любовь к русскому народному творчеству, всесторонне развивают личность ребенка.

Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась душа русского народа, должны наши дети петь русские народные песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры - это значит сохранять традиции и обычаи наших предков.

Публикации по теме:

Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольниковПластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные.

Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей у дошкольников Администрация г. Улан-Удэ Комитет по образованию МБДОУ детский сад №70 «Солнышко» Использование нетрадиционных техник рисования.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Мастер-класс «Фольклор как средство развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №180 «Журавлик» Управления образования г. Чебоксары Мастер-класс «Фольклор.

Объёмная аппликация как средство развития творческих способностей дошкольниковОбъёмная аппликация как средство развития творческих способностей дошкольников «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Проект «Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у старших дошкольников»Проект «Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у старших дошкольников» Проект «Пластилинография - как средство развития художественно-творческих способностей у старших дошкольников". Назначение: украшение интерьера,.

Проект «Театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей дошкольников» Вид проекта: долгосрочный (2016-2017г. ,­творческий, ролевой – игровой Участники проекта:­ дети второй младшей группы и родители воспитанников­.

Самоанализ «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»Самоанализ «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников» Говоря об инновационных технологиях в театральной деятельности дошкольников, начнем с актуальности предлагаемой темы, которая заключается.

Консультация «Сказка — опера как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Смена приоритетов в системе образования, ориентация на формирование творческой личности приводит к интенсивному поиску нового содержания.

Театрализованная деятельность как успешное средство развития музыкальных и творческих способностей дошкольников  Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Если в дошкольном образовательном учреждении есть театр.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация на тему «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»
Опубликовано: 28 июля 2018 в 17:36
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация на тему «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Смолягова (УИ 194534) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД