Наталья Арепьева
Особенности проектной деятельности учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ общеразвивающего вида.
▼ Скачать + Заказать документы
С 2014 года я продолжила внедрение проектной деятельности в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения №33. Деятельность учителя-логопеда на логопункте отличается от работы в группах компенсирующего вида.
Публикация «Особенности проектной деятельности учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ общеразвивающего вида,» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, на логопункте являются индивидуальные занятия, продолжительностью 15-20 мин. и подгрупповые – продолжительностью 20-35 мин. (в соответствии с сеткой занятий специалиста). Групповая работа не предполагается.
Основными задачами логопедической службы являются:
- выявление воспитанников, имеющих нарушения в речевом развитии;
- осуществление необходимой коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста;
- формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
- воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи, сохранению эмоционального благополучия в своей адаптивной среде;
- реализация возможности интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с получением специализированной помощи в развитии речи;
- взаимодействие с педагогами образовательного учреждения и родителями
по формированию речевого развития детей.
Изучив и проанализировав большое количество источников информации, был сделан вывод, что использованию проектной деятельности в условиях логопункта уделяется небольшое внимание. Учителя-логопеды используют на логопункте, в основном, тематические проекты, мотивируя это отсутсвием групповых занятий лексического содержания.
Результатом первого информационно-аналитического этапа явилось создание картотеки по теме самообразования.
Рассмотрев общие основания использования проектирования в дошкольной практике, намечен проект «Такие нужные звуковички», основной целью которого стало формирование навыков самоконтроля поставленных звуков речи у детей.
Проект «Такие нужные звуковички»
Визитка проекта
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №33 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развития детей» г. Орла
Ф. И. О., должность руководителя Павлова Н. С., учитель-логопед;
Тема проекта Автоматизация звукопроизношения у детей
Творческое название «Такие нужные звуковички»
Типология проекта Комплексный
Категория воспитанников Дети подготовительной к школе группы
Продолжительность проекта Долгосрочный
Команда реализации проекта Павлова Н. С., учитель-логопед;
дети подготовительных к школе групп, родители воспитанников группы.
Срок реализации проекта 2014-2015г. г.
Проблема Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки произношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.
Своевременное удаление недостатков произношения помогут предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.
Зачастую самым трудным и длительным является этап автоматизации поставленного звука. Как правило, быстро и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата и добиться правильного произношения звуков, чем ввести правильные звуки в повседневную речь детей, где отсутствует контроль со стороны специалистов и родителей.
Целью автоматизации звуков в речи детей является достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.
Но введение нового звука в речь ребенка процесс долгий и утомительный, требующий от логопеда терпения, а от ребенка усердия. В силу того, что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно.
Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.
Поэтому крайне необходимо определить актуальные для ребенка мотивации самоконтроля.
С этим в дошкольном возрасте прекрасно справится игра, поскольку в ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил. Такая лёгкость образования речевых рефлексов в игре обуславливается эмоциональностью ребёнка.
Цель Формирование навыков самоконтроля поставленных звуков речи у детей
Задачи 1) Образовательные:
• повысить эффективность работы по автоматизации звуков;
• расширение ориентирования в окружающем и формирование словаря;
• формирование звуковой культуры речи;
• формирование грамматического строя речи;
• знакомство с такими понятиями, как омонимия, антонимия и паронимия.
2) Развивающие:
• развитие фонематического слуха;
• развитие чувства ритма, рифмы;
• развитие вербальной памяти;
• активизация всех компонентов речевой деятельности;
• развитие навыка фонематического анализа и синтеза.
3) Воспитательные:
• воспитание целеустремлённости;
• воспитание доброжелательности, взаимовыручки;
• воспитание интереса, уважения и любви к русскому слову;
• стимулирование стремления к выражению собственной детской индивидуальности и инициативности в ходе презентации проекта.
Прогнозируемый результат проекта
Навыки самоконтроля звукопроизношения сформированы, речь ребенка эмоционально окрашенная, четкая и внятная.
Этапы проекта
I.Подготовительный.
-Изучение литературы, новых методик и технологий, создание картотеки.
-Оценка собственных возможностей, ресурсов и условий для решения проблемы.
-Разработка этапов проектной деятельности
-Анкетирование родителей «Изучение отношения родителей к организации коррекционной работы на логопункте ДОУ»
-Информирование родителей: информация в уголке логопеда, практикум по работе над звукопроизношением, оформление стенда «Любимые звуки», индивидуальные беседы.
II.Основной.
-Совместная деятельность детей и родителей по изготовлению проекта.
III.Итог.
-Оформление проекта.
-Презентация индивидуальных проектов детьми в форме проведения занятия с определенным звуковичком.
-Фотомикс «Мы проектируем»
-Высказывания детей о проектной деятельности: «Для чего нам нужен проект?»
Выводы
С целью поддержания детской инициативы детям было предложено самостоятельно придумать имя звуковичка и его образ. Имя звуковичка должно было содержать автоматизируемый звук. Оказалось, что большинство детей ассоциируют образ звуковичка с гномиками из сказочной звуковой страны, но детьми были предложены и другие образы: девочка Рая, тигренок Игрунок, машинка Груня, пингвиненок Шкипер и другие.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Проектная деятельность создает условия для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей в вопросах коррекции недоразвития речи у детей, а так же обеспечивает право родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Анкетирование родителей было направлено на изучение отношения родителей к организации коррекционной работы на логопункте ДОУ, выявление трудностей в закрепление логопедического материала, а так же на поиск путей создания более эффективного процесса коррекции речи.
Родители были проинформированы о системе работы над звукопроизношением (информация в уголке логопеда, практикум по работе над звукопроизношением, оформление стенда «Любимые звуки», индивидуальные беседы, были созданы условия для решения поставленных задач, поощрение родителей и детей за участие в проектной деятельности и внимательное отношение к индивидуальному самовыражению детей (награждение дипломами за участие в проектной деятельности).
Особенно интересной явилась такая форма презентация детьми своих проектов, как самостоятельное проведение занятий со своими Звуковичками в подгруппе детей, объединенных по сходности нарушения звукопроизношения. Дети копировали учителя-логопеда, стараясь четко и эмоционально вести путешествие, строго следили за произношением автоматизируемых звуков. На дальнейших занятиях дети уже самостоятельно выбирали, с кем они сегодня будут играть. Интересными были и высказывания детей о важности проектной деятельности.
Таким образом, проект «Такие нужные звуковички» способствовал не только автоматизации поставленных звуков, но и совершенствованию всех сторон речи ребенка, становлению детской инициативы и самостоятельности, развитию партнерских отношений и умения работать «в команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности, объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.
Список литературы
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М. : Мозаика-Синтез, 2014.-368 с.
2.«Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»/ письмо от 14 декабря 2000г. №2
3. О. И Давыдова. Проекты в работе с семьей. -Сфера, М. -2012