Ирина Коснырева
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей 3–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа художественной направленности «Умелые ручки» разработана на основе Положения о дополнительных образовательных программах.
Проблема развития детского художественного творчества приобретает все большее значение. Детское творчество реализуются в разных видах художественной деятельности, и дело воспитателей создать все условия для приобщения ребенка к различным видам художественной практики. Ручной труд для ребенка привлекателен, поскольку он удовлетворяет их стремление к самостоятельности, самоконтролю и развитию творческих способностей. В процессе создания поделок формируется настойчивость, старательность, целеустремленность. Детям становится понятна связь между действием и полученным результатом (небрежно согнул выкройку — получился нечеткий кривой сгиб, не тщательно проклеил — поделка развалилась и т. п.).
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей 3–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Труд — это целенаправленная деятельность, выполняемая в соответствии с определенными правилами и завершающаяся достижением намеченной цели. Через уроки труда ребенок усваивает самое важное: в продуктах своего труда человек утверждает себя, свои способности к творчеству, к тщательному исполнению задуманного, через продукты своего труда человек может принести пользу и доставить радость другим. Посредством трудовой деятельности углубляются знания детей о свойствах, качествах, возможностях использования различных материалов (бумаги, картона, тканей, природных материалов и др.). Ребенка нельзя научить трудиться никаким другим способом, кроме как участием в труде. Это расширяет кругозор дошкольников, развивает эстетический вкус, эмоции, ощущения, формируют навыки контроля. Самоконтроль позволяет ребенку на основе поставленной цели, анализа образца, намеченного плана следить за своими действиями, результатами, видеть свои ошибки и исправлять их. Контроль формируется у ребенка лишь в деятельности, в процессе которой он поставлен перед необходимостью проверять результаты своей работы, контролировать способы действия по ходу выполнения задания. Развитие самоконтроля приводит к ликвидации детской механической подражательности, к улучшению качества выполнения работы.
Новизна
Изучив ряд методических пособий и литературы по организации и проведению работы в кружках с дополнительным образованием, выявлено, что работа ведётся в узком направлении : либо это занятия по рисованию, либо по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, либо занятия – оригами. Программа “Умелые ручки” – комплексная, включающая занятия по ручному труду, в том числе с использованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.
Цель программы : развитие мелкой моторики рук и развитие творчества детей в процессе деятельности с различными материалами.
Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи:
I. Образовательные:
1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.
2. Обучить детей владению инструментами и приспособлениями.
3. Научить выполнять виды швов.
4. Обучать художественному моделированию из бумаги.
5. Обучить приемам конструирования поделок.
II. Развивающие:
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать внимание, память, воображение, усидчивость.
3. Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
III. Воспитательные:
1. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную самооценку.
2. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Принципы, лежащие в основе программы :
• систематичности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал);
• наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении);
• доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);
• личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей);
• сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи);
• творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативы детей).
Программа «Умелые ручки» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с различными материалами.
Выделяются пять разделов:
1. Работа с бумагой и картоном. Работа в технике оригами. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости. В основе работы лежит объединение фигурок, сложенных двумя основными способами сгибания квадрата: «книжкой» и «косынкой». Создавая бумажные модели, ребё нок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т. д., признаки их сходства и различия.
2. Работа с бросовым материалом. Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.
3. Работа с тканью и нитками. Основы шитья: Учиться пользоваться иголкой приходится так же, как учиться держать ложку, карандаш, кисточку. Необходимо привлекать детей к ручной работе как можно раньше. Это наиболее верный способ научить правильной, даже точной координации движений пальчиков детской руки. Учить надо не спеша, постепенно, как бы играя, предлагать детям новые затеи: пришить что-либо, сшить простой предмет для подарка. Даже изготовление самой простой поделки - трудовой подвиг для ребёнка.
4. Работа с бисером. Занимаясь бисероплетением, дети получают знания, умения и навыки в данной области, знакомятся с красотой, неповторимостью, с преимуществом изделий выполненных из бисера, а также приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами и проволокой. Изложение материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; самоопределения и самоутверждения в коллективе и жизни в целом; общения в совместной деятельности сверстников; самоуважения и укрепления статуса обучаемого, популяризируя даже незначительные успехи в сфере деятельности.
5. Работа с пластилином. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивают простейшие приё мы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даё т предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой.
Содержание занятий «Умелые ручки» по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.