Виктория Зайнуллина
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Читай-ка»
▼ Скачать + Заказать документы
В наш компьютерный век стремительно падает интерес детей к чтению художественной литературы. Дети вне нахождения детского сада практически не читают художественную литературу, очень редко посещают библиотеку. Из-за чего словарный запас детей становится беднее, их речь менее распространенная, невыразительная. Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли. Возраст старшего дошкольника имеет огромные потенциальные возможности для развития художественно-творческих способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен немалый художественный опыт, ребенок имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, а значит, обладает способностью к мыслительным операциям, т. е. расположен к анализу.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности „Читай-ка“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Для социального развития в этом возрасте характерно возникновение особого рода представлений, отражающих степень рефлексивного освоения нравственных норм и правил, которыми руководствуются люди, живя в сообществе. В процессе личностного развития у ребенка вырабатывается способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению и т. д. Дети становятся чрезвычайно чувствительными к оценке взрослых. По мере формированию собственного поведения на основе взаимодействия со сверстниками развиваются и собственные позиции, оценки и предпочтения по отношению к членам сообщества. Все это говорит об определенной подготовленности, а значит, о наличии определенных условий для дальнейшего развития.
Таким образом, выбор содержания, методов и форм организации образования детей 6-7 лет, прежде всего, определяется тем, что они дошкольники. Программа «Читай-ка» направлена на развитие тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей в образовательной деятельности.
Программа «Читай-ка» (далее - Программа) формируется как программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста.
Программа разработана в соответствии с учетом следующих нормативных документов:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
• Правила оказания платных образовательных услуг (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706)
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155);
• Санитарно-эпидемиологические правила и требования к устройству, содержанию и организации режима в дошкольных организациях (Сан ПиН 2.4.1.3049-13)
• Устав Учреждения.
Программа «Читай-ка» разработана на основе образовательной программы «Детский сад 2100» образовательная система «Школа 2100».
Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская. Активизации деятельности старших дошкольников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, посещение библиотеки, инсценировки, встречи с интересными людьми. Данный кружок способен помочь ребенку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через творчество и игру. Игра позволяет детям и педагогу взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат.
Эмоциональная привлекательность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий со старшими дошкольниками.
1.1.1. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по программы дополнительного образования
Главной целью кружка «Читай-ка» является всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Задачи:
- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- развивать умения общения с взрослыми, со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека;
- развивать детскую социальную инициативу;
- расширять представления об окружающем мире, явлений действительности с учетом культурных практик ребенка;
- укреплять и развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к школе, желание учиться;
- формировать личность как члена коллектива, а в будущим как члена общества;
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
1. Применение звукобуквенного принципа помогает детям быстрее познакомится и научиться различать звуки и буквы русского алфавита.
2. Принцип индивидуальности. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.
3. Принцип доступности. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.
4. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
5. Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
6. Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
7. Межпредметности ( предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)
1.3. Значимые характеристики Программы
Направленность программы : социально-педагогическая.
Педагогическая целесообразность – более совершенные представления детей о чтении, о культуре речевого общения.
Отличительные особенности программы занятия в программе «Читай-ка» используется такие виды деятельности как игровая, творческая, исследовательская включены теоретические занятия, что позволяет расширять кругозор дошкольников, а так же дети участвуют в конкурсе чтецов, в викторинах по сказкам, которые проводятся между командами детей посещающих и не посещающих детский сад.
Сроки реализации программы Данная программа предназначена для детей 6-7 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы и режим занятий. Занятия проводятся 1 раза в неделю, продолжительностью 30 минут. Объем занятий в год – 34ч в год, форма организации – подгрупповая.
1.2. Планируемые результаты по освоению Программы
2. Уметь различать понятия «звук», и «буква». (различать гласные - согласные звуки, тврдые- мягкие звуки, звонкие - глухие звуки);
3. Давать характеристику звуку (гласный - согласный, тврдый мягкий, звонкий - глухой, доказывать свой ответ грамотным научным языком;
4. Обозначать звуки буквами; составлять и читать слоги и слова; знать и четко произносить в разных темпах 5- 8 скороговорок.
5. Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
6. Уметь чисто и правильно произносить все звуки родного языка;
7. Связно и последовательно выражать свои мысли, понимать смысл текста и передавать его содержание в разных видах связной речи;
8. Владеть приемами и навыками межличностного общения со взрослыми и сверстниками
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Проектирование реализации Программы в соответствии с контингентом детей, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья.
Учебно-тематический план
№ п/п Тема Всего часов
1. Вводный 1
2. Согласные и гласные звуки 21
4. Мягкий звук 2
5. Твердый звук 2
6. Закрепление, контроль 8
Итого в год 34