Татьяна Малькова
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей второй младшей группы «Куда сбежал воздух?»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Продолжать закреплять знания детей о неживой природе - воздухе; с помощью опытов и экспериментов закрепить знания о свойствах воздуха (прозрачный, не имеет цвета, запаха, вкуса); найти способы увидеть, потрогать и услышать воздух; развивать у детей логическое мышление, наблюдательность, любознательность и поисковые навыки; вызвать желание применять полученные знания на практике во время прогулки; расширять словарный запас детей, умение пользоваться распространёнными предложениями, правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже.
Публикация «Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей второй младшей группы „Куда сбежал воздух?“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Оборудование: детские дудочки, свистульки; мыльные пузыри; воздушные шары; карточки с большими цифрами и рисунком органа чувств на обратной стороне; трубочки для коктейля и стаканчики с водой на каждого ребёнка; фен для волос; веер; баночки из-под шампуня; вертушка для игры с ветром, конверт с письмом и цифрами.
Ход.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет очень интересное и увлекательное занятие. А о чем мы с вами будем говорить вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно – это воздух.
Дети стоят в кругу; воспитатель предлагает сделать небольшую дыхательную гимнастику: на «раз» делаем вдох, на «два» - выдох (делать нарочито громко и показательно)
Воспитатель: Ребята, что мы делаем? Что вдыхаем? А что выдыхаем? А чем мы дышим? Кто ещё умеет дышать? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, животные, птицы, рыбы, насекомые, растения.
- А может его совсем нет? Почему мы его не видим? А воздух какого цвета (ответы детей); Воздух пахнет? (нюхают, отвечают); Давайте его попробуем на вкус…он какой? (пробуют языком, отвечают).
Сюрпризный момент: Обращает внимание на заранее внесённые накануне два воздушных шарика - один сдутый.
Воспитатель: Что случилось с одним из них? (ответы детей)
Воспитатель обращает внимание на привязанное к шарикам письмо, читают: «Здравствуйте, ребята! У меня сегодня хорошее, весёлое настроение и я решил с вами поиграть в прятки; я сбежал из шарика и спрятался, а вы попробуйте меня найти! В конверте подсказки, идите по ним и мы встретимся. Ваш воздух!»
Воспитатель: Давайте разбираться….Выясняют, что идти надо от цифры к цифре.
Цифра 1. На обратной стороне рисунок – ГЛАЗ
Воспитатель: Я так понимаю, мы его должны….увидеть, а может быть воздух под платком? Давайте посмотрим. (под платком накрыты стаканчики с водой, рядом в коробке трубочки для коктейля; мыльные пузыри) Зачем нам это, не понимаю (предположения детей).
Опыт : Берут трубочки дуют (демонстрируют вдох и выдох); потом проделывают это с водой: появление пузырьков свидетельствует о наличии воздуха (воздух выпрыгивает из воды, и мы его видим);
Опыт : Давайте прятать воздух в мыльных пузырьках (играют с пузырьками…они лопаются) – Воздух опять убегает. (Делаем вывод) Воздух можно увидеть!
Цифра 2. На обратной стороне – УХО
Воспитатель: Мы что ещё и услышать должны…непонятно, а как? Давайте посмотрим, что здесь лежит, вдруг отгадка (в коробке детские дудочки, свистульки) Кто догадался, что с ними делать?
Опыт : Делают глубокий вдох и выдыхают воздух в дудочки и свистульки; появляются звуки разной высоты (зависит от силы выдоха).
Воспитатель: Мы поиграли с детскими музыкальными игрушками, а у взрослых есть большие музыкальные инструменты, они называются ДУХОВЫЕ, кто догадался почему? (ответы детей)
Цифра 3. На обратной стороне – РУКА
Воспитатель: Как вы думаете можно поймать или потрогать, почувствовать воздух? (ответы детей; напомнить как они ловили воздух в пакет)
Дети рассматривают что лежит в красивой коробке: баночки из-под шампуня, веер на пару, фен, вертушка.
Опыт : игра с вертушкой: дети дуют сначала на ладошку – делают тихий ветерок, а потом с силой на вертушку, она начинает крутиться и мы видим движение; воспитатель даё т определение: «ветер – это движение воздуха»; повторяют несколько раз (нет ветерка – не кружится, есть ветерок – двигаются лопасти, ветер заставляет их вращаться).
Опыт : искусственный ветерок – веер (дети в парах машут друг на друга веером, чувствуют воздух и маленький ветерок)
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише
Деревцо всё выше, выше.
Опыт : Воспитатель: Может наш воздух в этих баночках? (Дети нажимают на пустые баночки из-под шампуня, из них под давлением выходит воздух, ощущают движение воздуха на лице.)
Опыт : А зачем нам фен? (предположения детей)
Воспитатель: Я буду на вас дуть, а вы попробуйте поймать воздух в ладошки, подставляйте их; (воспитатель направляет поток воздуха на руки детей, они пытаются его поймать («Хитрый воздух убегает от ребят, выпрыгивает у них из ладошек») – дети делают вывод: он НЕУЛОВИМЫЙ.)
Воспитатель: Что же делать, как нам его поймать: в руки не даётся, из пузырей убегает, в баночке сидеть не хочет; как же вернуть наш воздух-шалунишку в шарик? ( дети предлагают простой вариант: надуть шарик)
Воспитатель надувает сдувшийся шарик, и возвращает воздух на «место».
Подведение итогов.
Воспитатель: Что мы сегодня с ребятами делали? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы разговаривали о воздухе, искали, ловили, пытались его увидеть, услышать.
Сюрприз в цветном ведё рке: За помощь дети получают в подарок по воздушному шарику.