Александра Бочарова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Космос — это здорово!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
«Космос - это здорово!»
Воспитатели: Бабкина Н. В.
Петракова В. С.
9 апреля, 2015 г
Цель: закрепить знания детей с основными планетами, закрепить знания о космосе.
Задачи:
Образовательные:
-Закрепить знания детей с названиями планет: Земля, Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Нептун, Плутон;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Космос — это здорово!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
-Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке;
-Отражать в речи порядок расположения предметов и соотношения между ними по размеру;
-Систематизировать детские представления о солнечной системе и ее планетах;
-Обогатить и расширить представления и знания детей о космосе.
Развивающие :
-Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей, творческий потенциал и становление субъективно-оценочного отношения к окружающей действительности по данной теме;
-Учить быть внимательными, любознательными.
Воспитательные:
-Продолжать воспитывать у детей любовь к Родине;
-Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса;
-Воспитывать бережное отношение к тому, что есть на нашей планете.
Материал: маски с планетами для детей, макет солнечной системы, обруч с лентами и цифрами от 1 до 9, костюм Звездочета, дидактические игры (схема-таблица ракеты, части рисунка скафандра, музыкальное сопровождение, планеты из папье-маше, мячи, массажные дорожки.
Предварительная работа: чтение познавательных рассказов из детской энциклопедии «Космос», серия бесед на тему «Земля- планета, на которой мы живем», наблюдение за небом в вечернее и утреннее время, чтение художественной и документальной литературы о космосе; рисование, лепка, заучивание стихов, просмотр презентаций, п/игра «Космонавты».
Ход занятия:
Организационный момент. (Входят дети, здороваются с гостями)
- Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
- Здравствуйте.
Эмоциональная настройка.
- Ребята, какое у вас сегодня настроение?
- Хорошее, радостное, веселое.
- Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Основная часть. (Дети стоят полукругом)
Воспитатель: – Скажите, пожалуйста, какой праздник скоро приближается (День космонавтики, правильно, ребята, он отмечается 12 апреля. И я предлагаю вам сегодня вместе со мной не надолго отправится в космос, и увидеть все то, что видят космонавты и узнать, что же находится там за облаками нашей любимой планеты.
Воспитатель: Ребята, если взглянуть под ноги на улице, что мы увидим?
Дети: Мы увидим землю, асфальт, траву.
Воспитатель: А если посмотреть вверх, что увидим?
Дети: Увидим небо, облака, солнце, а ночью звезды, луну.
Воспитатель: Как называется планета, на которой мы живем?
Дети: Планета, на которой мы живем, называется Земля.
Воспитатель: На что похожа Земля?
Дети: Земля похожа на шар.
Воспитатель: Правильно. Земля и небо – это наша планета с морями и океанами, реками, озёрами и сушей. За её пределами космос.
Чтение стихотворения. Читает ребенок
Пилот в космической ракете
На небо глянул с высоты,
Еще никто, никто на свете
Такой не видел красоты!
Ах, какая красота!
Не страшна нам высота!
И мы скажем вам ответ,
Что Земли прекрасней нет.
(дети приглашаются на подушки-звезды)
Показ презентации «Знакомство с планетами»
Рассказ воспитателя:
В необъятных просторах космоса вращается наша Земля.
(1 слайд)Она – одна из планет Солнечной системы. Солнечная система – это объединение планет и их спутников –
вращающихся вокруг звезды – Солнца.
(2 слайд) Планет всего девять, все они разные. тела изо льда, пыли и камней.
(3 слайд) Земля - третья от Солнца планета.
Она представляет собой огромный каменный шар, большая часть поверхности которого покрыта водой.
Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой.
(4 слайд) Звезды кажутся нам издалека светящимися огоньками, потому что они находятся очень далеко. На самом деле каждая звезда – это гигантски газовый шар, подобный нашему солнцу, который излучает тепло и свет.
(5 слайд) Первым человеком покорившим космос, был советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
Корабль «Восток» совершил один оборот вокруг Земли.
Воспитатель: А вы мечтаете побывать в космосе?
Ответы детей.
Воспитатель:
Если в космос вы хотите,
Значит скоро полетите
Самым смелым будет наш
Веселый дружный экипаж.
Сюрпризный момент
(Раздается стук в дверь. Под музыку заходит Звездочет, в руках у него конверт с заданиями.)
Звездочет: Здравствуйте, ребята! Я – Звездочет. Однажды, пролетая над детским садом, я увидел группу детей, которые наблюдали за солнцем, потом я заметил, как в вечерние и утренние часы вы наблюдали за звездами и луной. Вы такие любознательные, а я очень люблю умных и любознательных детей. Скажите, ребята, вам понравилось путешествовать по моему космическому царству? Ответы детей.
Поэтому я вас хочу пригласить в необычное космическое путешествие. Вас ждут интересные приключения, различные испытания. Вы согласны? Не боитесь трудностей? Ответы детей.
Воспитатель: Давайте поиграем. Сначала вспомним, что необходимо подготовить для полета в космос.
Дети: Раз мы собираемся в полет – строить надо. (ракету).
Воспитатель: Правильно. А строить мы будем по проекту, который любезно предоставит нам наш друг Звездочет.
Звездочет предлагает конверт с заданиями.
Дидактическая игра «Построй ракету» Дети строят из геометрических фигур ракету. (на полу)
Звездочет: - Ну вот, ракета готова. А теперь ребята вам нужно пройти подготовку для космонавтов.
(Раскладываются атрибуты –дорожка, мячи, музыкальное сопровождение)
2. Физкультурная пауза «Зарядка для космонавтов»
Упражнение 1. Бег по комнате - для разминки.
Упражнение 2. Ходьба на носочках, на пяточках, ходьба по массажной дорожке (любой другой массажной поверхности – крупе, камушкам, карандашам и т. п.).
Упражнение 3. Тренируем вестибулярный аппарат (все как у настоящих космонавтов). Дети садятся на мячики и крутят попой в разные стороны.
Звездочет: Чтобы полететь в космос вам необходимы специальные костюмы – скафандры. Я предлагаю вам собрать их.
3. Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Дети собирают скафандры- пазлы за столом.
Воспитатель: А сейчас с вами дети, улетаем на ракете. Наденьте воображаемые скафандры. (Дети постукивают себя пальчиками по голове, плечам, рукам, туловищу, ногам.) (Дети садятся на подушки-кресла)
Воспитатель:Пройдите в салон корабля, выберите космическое кресло. Необходимо надеть лямки и пристегнуть ремни. Звездолет, звездолет отправляется в полет. Пять, четыре, три, два, один (шум взлетающей ракеты) Во время запуска нас немного будет трясти. (дети имитируют тряску) Это не долго, скоро наш корабль войдет в спокойный режим полета (тряска прекращается, звучит песня «Трава у дома»). Ребята, мы вошли в спокойный режим. Слушайте команду «Расстегнуть ремни». Теперь можно свободно передвигаться по космическому кораблю. Посмотрите, что вы видите в иллюминаторе (Показ мини клипа на ноутбуке «Полет в космосе»)
Дети: Мы видим Солнце, планеты, звезды. Рассматривают планеты из папье-маше на потолке.
Воспитатель: Мы живем в Солнечной системе, в большой «семье» планет. Все они - разные и по величине, и по природным условиям. Разными дорогами летят вокруг Солнца. Одни ближе к нему, другие дальше. Планеты можно видеть на небе, потому что они освещаются Солнцем. Особенно хорошо видны они ночью, когда светятся, как яркие звездочки. Земля- третья по счету планета от Солнца. ( Далее дети называют другие планеты: Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Сатурн.
Воспитатель: -Давайте рассмотрим солнечную систему поближе.
(Показ макета солнечной системы). Вопросы к детям.
Звездочет : Ребята, у меня для вас осталось последнее задание. Нужно планеты расставить по своим местам. (Дети стоят полукругом)
4. Дидактическая игра «Расположи планеты правильно».
У каждой планеты свой собственный путь.
Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.
Вокруг Солнца вращаются наши планеты.
По-разному все они Солнцем согреты.
Выбирается ребенок «Солнце», на него одевается пояс с пришитыми лучиками-ленточками разной длины. Их девять. У девяти детей на головах шапочки с изображением планет, они отличаются по величине, цвету. На шапочке Сатурна – кольца. На конце каждой ленты – цифры от 1 до 9.
Воспитатель загадывает загадки.
Крохотулечка -планета
Первой Солнышком согрета.
(Меркурий, потому что он ближе всех к солнцу и самая
маленькая планета)
Ребенок- Меркурий берется за ленточку №1.
Воспитатель:
Нужно пять часов, чтоб свету
Долететь до той планеты,
И поэтому она
В телескопы не видна.
- Что это за планета? (Плутон. Какая самая дальняя планета)
Ребенок – Плутон берется за самую длинную ленточку № 9.
Воспитатель:
На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери.
- На какой орбите вращается наша планета Земля? На каком месте от солнца находится наша планета? (На 3-м месте)
Ребенок- Земля берется за ленточку № 3.
Воспитатель:
Только Солнце и Луна
В небе ярче, чем она.
Да и горячей планеты
В Солнечной системе нету.
- Венера. Самая горячая планета.
Ребенок-Венера берется за ленточку № 2.
Воспитатель:
Над планетой этой кружат
Каменюки Страх и Ужас.
Нет горы нигде на свете
Выше, чем на той планете.
- Какое место займет Марс?
Ребенок- Марс берется за ленту № 4.
Воспитатель:
Великан-тяжеловес
Мечет молнии с небес,
Полосат он, словно кошка,
Жаль худеет понемножку.
- Самая большая планета, как называется? Гигант. На какой орбите находится? (Юпитер, орбита № 5)
Ребенок- Юпитер берется за ленту № 5
Воспитатель:
Пышный газовый гигант
Брат Юпитера и франт
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли.
Ребенок- Сатурн занимает орбиту № 6.
Воспитатель:-Эта планета находиться рядом с Сатурном и имеет кольца только поменьше.
Ребенок- Уран занимает орбиту № 7.
Воспитатель:
На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Ребенок- Нептун занимает орбиту № 8.
Все дети заняли свои места и начинают вращаться вокруг «Солнца».
Все вместе :
-Кружится хоровод планет.
У каждой свой размер и цвет.
Для каждой путь определен,
Но только на Земле мир жизнью заселен.
Звездочет:Я вижу что вы справились со всеми заданиями, молодцы. Думаю что кто-то из вас обязательно станет космонавтом. Ну мне пора возвращаться в мое космическое царство, нужно пересчитать все звезды. До свиданья!
Воспитатель: - Пора и нам возвращаться на Землю. Встаньте в круг, дайте друг другу ладошки, возьмитесь за руки. Закройте глаза, включите энергию любви к родной Земле и передайте эту энергию своим друзьям. Вот мы с вами и вернулись на нашу любимую планету Земля.
Показ видео клипа «Голубая жемчужина планет»
Летим домой! Вот мы и дома. Давайте снимем скафандр. ( Дети хлопают в ладоши вокруг своего тела: слева, вверху, справа, внизу.) Хорошо!
Улыбнитесь друг другу доброй улыбкой. Пожелайте мысленно всем своим друзьям здоровья! И я тоже желаю вам всем здоровья!
Итог занятия.
Воспитатель:-А в конце нашего космического путешествия давайте поблагодарим нашего Звездочета и пожелаем ему удачных полетов в космос и новых космических открытий! (Дети прощаются со Звездочетом)
Скажите, что же нового мы узнали? (что солнечная система, орбита, планеты). А сколько еще интересного и неизведанного нас ждет впереди.
Воспитатель: - Ребята, давайте поблагодарим наших гостей и подарим им частичку космического пространства. До свидания!