Наталья Усцелемова
Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности музыкального восприятия детьми
.
Музыкальное воспитание играет важную роль в духовном становлении личности человека. Воспитание музыкой имеет точное, целесообразное влияние на развитие духовного мира каждого ребенка, связывается с его общим развитием, осуществляется в контексте становления целостной личности.
Публикация «Особенности музыкального восприятия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Педагог должен развить чувствительность детей к музыке, ввести их в мир добра и красоты, помочь открыть в музыке животворный источник человеческих чувств и переживаний, воспитать способность к активной разносторонней деятельности, формировать ценностно-ориентационное становление к музыкальному искусству, способствовать развитию художественно-творческих способностей детей.
Умение слушать и слышать музыку не является врожденной чертой. Познавательно творческие возможности детей дошкольного возраста развиваются в общении с музыкой, в процессе целенаправленного анализа музыкальных произведений. Ведь собственная деятельность является залогом глубоких переживаний, эстетического наслаждения, высоких художественных вкусов.
Музыкальное восприятие - основной вид музыкальной деятельности, поскольку именно оно предшествует всем остальным. Даже когда дети на занятиях заняты в основном групповым пением, то прежде чем разучивать песню, ее надо принять.
Наряду с термином "восприятие музыки" употребляют выражение "слушание музыки", которое используется в двух значениях: как синоним восприятие музыки и как компонент музыкального занятия.
Следует учитывать, что влияние музыки на личность ребенка состоит из многочисленных слушательских впечатлений, которые накладываются друг на друга, постепенно обогащаясь и углубляясь. Работа над каждым произведением вводит дошкольников в мир глубоких чувств и размышлений: о добре и зле, любви и ненависти и т т. д.
Следует помнить, что на музыкальное развитие учащихся благотворно действуют два фактора: богатство музыкальных впечатлений, с одной стороны, и повторность впечатлений - с другой.
Особенность восприятия музыки заключается в том, чтобы в сочетании звуков различной высоты, длительности, силы, тембра почувствовать красоту звучания, выразительность, услышать целостные художественные образы, вызывающие у слушателя определенные настроения, чувства и мысли.
Как показали исследования, в восприятии старшими дошкольниками развитого эмоционального компонента, отстают в развитии музыкальный (гармоничный) слух и мышление. Главный компонент музыкального восприятия - сотворчество - оказывается на уровне непосредственной, эмоциональной чувствительности к музыке. Компоненты восприятия взаимосвязаны между собой.
Развитие восприятия музыки - сложная задача, в частности на начальном этапе обучения. Дело в том, что дети перестают воспринимать произведение. Они могут быть невнимательными, затем снова слушать музыку, не замечая, что время вообще не слышали.
Уже в 5-6 летнем возрасте дети способны прослушать и запомнить небольшое музыкальное произведение, определить его характер, настроение, яркие средства музыкальной выразительности. По результатам исследований Н. Ветлугиной, Р. Зинич и других исследователей установлено, что у детей младшей группы детского сада, которые различают общее настроение и характер произведения, чувства, вызванные музыкой, очень скоротечны. Восприятие музыки 4-5 летними дошкольными хранятся еще дольше. Однако произвольное внимание в них развито недостаточно, потому произведения, предназначенные для слушания, должны быть небольшими и образными.
Музыка, которую слушают дети, должна отвечать тем же требованиям, что и песни, которые они разучивают. Доступность музыки определяется прежде всего ее содержанием, близостью тематики интересам детей, а также объемом музыкального произведения. Дети 4-5 лет могут внимательно слушать музыку только 1-1,5 мин. Постепенно объем внимания у детей расширяется, и в 6-7 лет продолжительность музыкальной пьесы может достигать 1,5-2,5 мин.
У разных детей одно и то же произведение может вызвать различные ассоциации, в зависимости от индивидуальности слушателя, его духовной культуры. Чем моложе слушатель, тем больше он опирается на вне музыкальные ассоциации.
Часть детей группы не может различить ассоциации, которые возникают во время слушания музыки, от собственно содержания музыки. Именно поэтому их ответы могут быть такими неожиданными. Например, при прослушивании мелодии музыкальный руководитель спрашивает у детей, какое настроение вызывает звучащая мелодия. Девочка М. из старшей группы говорит: "Веселый!" - Почему? - "А у нас вчера были гости!". Итак, оттолкнувшись от содержания песни, мысли девочки перенеслись в радостное воспоминание о полученных впечатлениях во время выходных дома и тем внесли новую окраску в восприятие музыки.
К 7-летнему возрасту эмоциональность восприятия постепенно дополняется стремлением детей понять, что выражает музыка, в чем ее смысл. Ребята могут достаточно полно определить эмоциональное содержание музыки, дать ей образное объяснение, а благодаря присущей наблюдательности - услышать отдельные детали музыкального языка, оттенки, выполнения.
Слышать, воспринимать музыку- это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений.
При прослушивании произведения необходимо, чтобы восприятие музыки сопровождалось просмотром видеоматериалов или слайдов. Считается, что детям свойственно целостное восприятие искусства. Синтез музыки, литературы и живописи обогащает музыкальное восприятие дошкольников.
Музыкальные занятия в дошкольной организации образования являются важным этапом музыкального восприятия детей.
1. Гадалова И. М. "Музыка и пение методика преподавания". Учебное пособие 1ч. - М. : 1996.
2. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердце : Книга для учителя. - М. : Просвещение, 1984.
3. Праксина А. А. "Методика музыкального воспитания в школе». М. : «Просвещение» 1983г.
4. Ростовский Я. "Педагогика музыкального восприятия" - М. : 1997.