Марина Коровина
Коррекционно-развивающая работа с детьми с РАС в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающая работа с детьми с РАС в условиях ДОУ
В современной литературе есть различные определения детского аутизма. На мой взгляд, наиболее точное определение дано в книге под редакцией С. А. Морозова «Аутистические расстройства: основы диагностики и коррекции». Авторы этой работы рассматривают детский аутизм как искаженный вариант психического нарушения развития, связанный с дефицитом главной потребности в общении вследствие патологии эмоциональной и интеллектуальной сфер психики. Под центральным моментом патологии понимается нарушение главной потребности в общении, но не форм общения: речь звучащую, письменную, жестовую, тактильную.
Публикация «Коррекционно-развивающая работа с детьми с РАС в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В связи с высокой частотой встречаемости аутистических расстройств велика вероятность нахождения ребёнка с РАС практически в каждой образовательной организации. Адаптация таких детей крайне затруднена, прежде всего из-за нарушений коммуникации и социализации, а также в связи с наличием нетипичных форм поведения. Актуальной проблемой в сопровождении ребёнка с РАС является и то, что родители не всегда понимают и принимают особенности своего ребёнка. При выборе ДОУ родители редко обращаются за советом к экспертам, часто скрывают диагноз ребёнка. В свою очередь, сотрудники ДОУ заранее не знают об особенностях ребенка, который к ним попадает. Многие специалисты имеют смутное представление о том, что такое аутизм, не говоря уже о методах и приемах работы с такими детьми. Алгоритма поведения воспитателя в таких ситуациях нет. Отдавая ребенка в ДОУ, родители считают, что ребенок в достаточной степени владеет навыками, необходимыми, по их мнению, для начала посещения детского сада.
Особенности поведения аутичного ребёнка предполагают особую организацию проведения его психолого-педагогического сопровождения в условиях ДОУ. Конечной целью оказания помощи детям с РАС является повышение его качества жизни, т. е. достаточный уровень самостоятельности, возможность устанавливать социальные отношения, возможность учиться и работать, доступ к активному отдыху и досугу.
Основной целью сопровождения ребёнка с РАС в дошкольном образовательном учреждении является его подготовка к школьному обучению. Для этого необходимо:
- выявить особые образовательные потребности каждого конкретного ребёнка с РАС;
- создать специальные образовательные условия в ДОУ, подобрать команду специалистов и обеспечить согласованность их действий при реализации образовательной программы;
- организовать работу по социальной адаптации и развитию социальных навыков, коррекции познавательной деятельности, формированию и коррекции социально-эмоциональных, коммуникативных, регулятивных навыков и социально-бытовых компетенций.
Исходя их того, что каждый ребёнок с РАС уникален, программа сопровождения должна быть индивидуализирована. В настоящее время, в соответствии с ФГОС пишется адаптированная основная образовательная программа для детей с РАС. Эту программу можно использовать для составления в дошкольной организации программы психолого-педагогического сопровождения особенного ребёнка.
Создание специальных образовательных условий для детей с РАС предполагает обеспечение сенсорного и эмоционального комфорта, наличие упорядоченной пространственно-временной структуры среды, разработка индивидуальной коррекционно-развивающей программы ребёнка, дозирование нагрузки и индивидуализация оценки достижений.
Для того чтобы ребёнок с РАС чувствовал себя комфортно пространственная среда должна включать в себя отдельное рабочее место, место уединения. Необходимо учитывать и сенсорные особенности ребёнка (возможно использование наушников, утяжелителей и т. п.).
Упорядоченная временная среда предполагает использование и индивидуальное следование расписанию (в ДОУ и дома, средств альтернативной коммуникации.
Для успешного взаимодействия специалиста с ребёнком с РАС необходимо соблюдать несколько условий :
- формулировать инструкцию чётко, коротко и понятно для ребёнка;
- соблюдать чё ткую последовательность: инструкция-её выполнение;
- контролировать выполнение задания;
- чередовать простые и сложные задания;
- поощрять и подкреплять правильно выполненные действия;
- подбирать такие задания, которые требуют независимого выполнения;
- использовать различные приёмы при привлечении и удержании внимания ребёнка;
- привлекать родителей к реализации коррекционно-развивающих программ.
Родители являются полноценными участниками образовательного процесса. Это проявляется через ознакомление с содержанием образования, технологией, методами и приёмами работы; в продолжении обучения через задания на автоматизацию навыков домашних условиях.
Для более эффективного сопровождения ребёнка с РАС в условиях ДОО необходимо повышать квалификацию и улучшать профессиональные навыки всех сотрудников (не только специалистов, но и воспитателей, младших воспитателей и т. д., читать современную литературу по психологии, посещать курсы АВА, консультироваться с другими, более опытными специалистами. Улучшать условия в ДОУ для детей с проблемами в развитии. Обеспечивать лучший присмотр и уход, если ребенок посещает сад с обязательным пятидневным пребыванием, терпеливо и внимательно относиться к ребенку. По возможности помещать ребенка в группу малой наполняемости, обеспечивать большим количеством занятий с логопедом и психологом.
Работать над человеческими качествами. Хотелось бы, чтобы специалисты любили и принимали детей, были добрее, терпеливее, относились к каждому ребенку как к личности и не рассматривали группу, как безликую массу. Стремиться осуществлять индивидуальный подход к детям, подбирать задания по возрасту и по возможностям ребенка, учитывать его особенности и помогать ему. Поддерживать контакт с родителями ребенка.
Родителям можно порекомендовать в первую очередь искать для ребенка специализированное учреждение или вариативные формы образования (лекотека, группа кратковременного пребывания, специализированный детский сад, в котором сотрудники имеют опыт работы с особыми детьми). Прежде чем отдать ребенка в сад, поговорить со специалистами и директором учреждения, узнать, готовы ли они работать с вашим ребенком. Уточнить количество детей в группе и выбрать группу с малой наполняемостью. Соотносить возможности ребенка с возможностями ДОУ. Стараться готовить ребенка к посещению ДОУ. Обращаться в ПМПК.
Только при соблюдении рассмотренных выше условий, работа с детьми c РАС будет эффективной.