Ольга Телеш
Коррекция и развитие речи детей с ЗПР с помощью песочной терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи является важнейшим направлением в структуре моего коррекционно-педагогического воздействия. Большинство современных детей дошкольного возраста имеют различные отклонения в речевом развитии. Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие ЗПР в старшем дошкольном возрасте начинают осознавать недостатки своей речи, и нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными. У них наблюдаются значительные нарушения внутреннего программирования и языкового оформления связных высказываний. Кроме того, детям с ЗПР свойственна быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях.
Публикация «Коррекция и развитие речи детей с ЗПР с помощью песочной терапии» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Все это обуславливает необходимость применения новых методов обучения, способствующих более эффективному овладению детьми процессом построения связного высказывания. Одним из нетрадиционных методов, который я применяю в своей работе является песочная терапия. Игры на песке - это естественная деятельность ребенка. Она проста и доступна для него, при этом позволяет раскрыть его индивидуальность. Такой личностно - ориентированный подход в работе с детьми позволяет добиться мне большего эффекта.
Для организации песочной терапии я использую столы с цветовой подсветкой. Подсветка стола служит адекватным раздражителем для зрительного анализатора и обеспечивает комфортные условия для работы глаза. Спектр цветов очень широк и включает в себя как основные цвета, так и оттенки. Мягкий свет песочницы наполняет творчество ребёнка волшебством.
Коррекционно-развивающая работа с использованием песочной терапии используется мной в качестве элемента подгруппового занятия или как полное занятие по индивидуальной работе с ребёнком.
Предварительно я знакомлю детей с правила игры с песком, а в последующем прошу детей самостоятельно напомнить эти правила: играть аккуратно, не высыпая песок на пол, не кидаться песком, доброжелательно общаться, спокойно высказывать недовольство. Правила зарисованы в виде опорных картинок и висят на уровне глаз детей. Для обучения детей построению связного высказывания, я использую наглядное моделирование, эффективность применения которого усиливаю переносом его на песок. Совмещение рисования на песке с проговариванием действий или составлением рассказа способствует качественному переживанию ребёнком этого процесса.
Изображение на песке является зрительной опорой, которую ребёнок использует при построении речевого высказывания. Последовательная дорисовка, моделирование сюжетов способствует более эффективному усвоению смысловой программы связного высказывания.
При составлении рассказа я учу детей описывать объект, опираясь на нарисованные или созданные ими наглядные опоры, которые помогают определить последовательность высказывания.
Используя технологию пескотерапии я обучаю детей и творческому придумыванию. Ребёнку с ЗПР трудно начать рассказ или составить его полностью самостоятельно. Создавая картины на песке совместно с ребёнком я проговариваю начало сюжета, а ребёнок в процессе творчества с удовольствием подключается и продолжает и (или) придумывает завершение истории.
Такая наглядно-действенная опора позволяет ребенку не только выстроить и удержать все части предлагаемого текста, но и активизирует прогностические функции мышления и речи.
Использование в коррекционной работе метода песочной терапии позволило мне прийти к выводу, что данный метод предотвращает утомление, поддерживает познавательную активность детей и повышает эффективность логопедической работы в целом.
У детей не только накапливается словарный запас, но и формируется правильный грамматический строй речи, легче усваиваются лексико-грамматические конструкции.
Кроме того занятия с использованием песочной терапии замечательно развивают мелкую моторику детей. Трудности формирования графомоторных навыков, неумение правильно держать карандаш и проводить линии с определённым нажимом часто проявляются в отказе ребёнка работать на листе бумаги. Тогда как создание изображений на столах для пескотерапии вызывает у ребят живой интерес. Вследствие этого снимается мышечное напряжение, налаживается работа высших психических функций, снимается тревожность, которая зачастую мешает им справляться с заданиями.
Песочная терапия помогает мне снимать эмоциональное напряжение детей, успокаивать раздражительных и агрессивных ребят, направляя их неуёмную энергию в творческое русло. Предметно-игровая деятельность с речевым сопровождением способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка. Замкнутые и стеснительные ребята раскрепощаются, становятся увереннее в себе. От этого процесс развития речи происходит быстрее, интереснее и увлекательнее.
Игры с песком открывают потенциальные возможности каждого ребёнка, развивают его творчество и фантазию, что является базой для достижения максимально возможных положительных результатов в развитии речи детей. У детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, так как на них нет места монотонности и скуке.