Елена Матвеева
Копилка музыкальных сенсорно-дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Детский сад № 31
г. Ангарска
муз. рук-ль Матвеева Е. Н.
Игры на развитие звуковысотного слуха
Музыкально-дидактическая игра «Теремок»
(Кто как поёт? У кого какой голос-тембр? Кто как идёт)
Цель.
Развитие умения узнавать музыкальные произведения, передавать музыкальный образ сказочного героя с помощью песни и выразительных движений.
Игровой материал.
Публикация «Копилка музыкальных сенсорно-дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Картинка с изображением теремка, карточки с изображением героев сказки: лягушка, мышка, зайчик, петушок, лиса, волк, медведь.
Ход игры:
Вариант 1. Взрослый предлагает ребенку послушать мелодию и угадать, кто подбежит к теремку и попросится в него войти. Ребенок выбирает картинку с изображением соответствующего персонажа, отвечает и мотивирует свой ответ характеристикой об этом музыкальном отрывке, устанавливает картинку перед домиком. И так, о всех героях сказки.
(Играть может как один ребенок, так и несколько детей.)
Вариант 2. Взрослый предлагает детям прослушать музыкальное произведение. У каждого ребенка имеется карточка с изображением персонажа сказки, после прослушивания пьесы каждого героя, дети поднимают соответствующую карточку, объясняя свой выбор. Затем детям предлагается изобразить движениями героя сказки. (Играет несколько детей, взрослый в роли ведущего.)
Вариант 3. Ребенок выбирает персонажа и самостоятельно рассказывает сказку, пропевая песенки героев, подражая их интонации. (Играет несколько детей, взрослый в роли ведущего.)
Вариант 4. Взрослый или ведущий рассказывает сказку «Теремок», а играющие выбирают героя и озвучивают его. (Также может играть один ребёнок или несколько детей)
Музыкальный репертуар Пьесы : «Медведь», «Лиса», «Мышка», «Зайчик», «Волк», «Лягушка», «Петушок» Г. Левкодимова
Музыкально-дидактическая игра «Угадай-ка?»
Цель: развитие у детей звуковысотного слуха.
Ход игры: Игра проводится с группой детей 2-3 человека. У каждого одна карта и 4 фишки. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет на ре первой октавы). Дети, у кого на карточке изображен гусь, должны закрыть его фишкой. Воспитатель поет: «Га-га-га» на ля первой октавы, дети закрывают фишкой картинку с гусенком.
Музыкально-дидактическая игра «Лесенка, или куда побежала мелодия…»
Цель: Развивать звуковысотный слух, внимание
Игровой материал: Карточки с изображением лесенки идущей вверх или вниз (на 5 ступенек, кружки-фишки из картона
Ход игры: Ведущий раздаёт детям по карточки с изображением лесенки и разноцветные фишки, в тон ступенькам лесенки. Играющие должны послушать как «звучит» лесенка, где каждый звук – имеет определённый цвет. Дети несколько раз слушают как «звучит» лесенка. Затем ведущий играет на металлофоне или другом инструменте по отдельности звуки лесенки и дети на слух должны угадать тон-цвет ступеньки, и фишкой закрыть эту ступеньку.
Музыкально-дидактическая игра «Картинки для круга со стрелкой».
Ход игры: ребенок пальчиком толкает стрелку. На какой картинке остановится стрелка, об этом предмете или явлении ребенок поет песню.
Картинки подобраны с учетом знакомого детям, изученного репертуара песен, в соответствии с программой.
Игры на различие тембровой окраски
«Что хочет сказать композитор …»
Цель: развитие умения детей определять настроение музыкального произведения, развитие памяти, музыкального слуха, фантазии, эмоциональной сферы ребёнка
Игровой материал: картинки с изображением разных героев: Богатыри, гномы, Баба-Яга, Снегурочка, Дед Мороз, лебедь, шмель, пейзажи зимы, весны, лета, осени, гром, огонь, вода и т. д.
Ход игры: Дети слушают произведения разного характера, дают характеристику каждому прослушанному отрывку произведения, выбирая при этом соответствующую карточку с героем, временем года или природным явлением. Также дети говорят о том, что помогло в выборе того или иного изображения.
Музыкально-дидактическая игра «Наряди ёлочку»
Цель: Продолжить развивать умение детей различать музыкальные инструменты, закреплять умение - объединять их по группам, учить различать инструменты по тембру
Игровой материал: Фигуры ёлочек, карточки с изображением музыкальных инструментов, прищепки
Ход игры: К большим фигурам ёлочек дети прищепочками прицепляют изображение на карточках музыкальных инструментов, объединяя их по группам: струнные, ударные, духовые, клавишные
Музыкально-дидактическая игра «Катится колобок, катится…»
Цель: Развивать звуковысотный, тембровый слух, актёрские способности
Игровой материал: Изображение колобка левой стороне картона и лента с нарисованными героями сказки, которая вставляется в прорези справа от колобка, таким образом, чтобы напротив колобка был изображён герой сказки, а ленту можно было двигать, как в диафильме
Ход игры: Ведущий играет на инструменте (или включает звукозапись) музыкальные фрагменты, изображающие героя сказки, а воспитатель или ребёнок передвигают ленту с героями. После обыгрывания сказки можно спросит у детей: «Какая была музыка, изображающая героя? Какой у героя голос?»
Игры на восприятие музыки
«Слушаем музыку…»
(взаимодействие со взрослым)
Цель: развитие умения детей определять настроение музыкального произведения, выражать настроение мимикой.
Игровой материал: картинки с различным выражением настроения: грусть, злость, веселье, удивление, испуг - отражающих характер музыки.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку прослушать музыкальное произведение в записи, или исполняет сам, а ребёнок находит соответствующую картинку, определяет настроение музыки.
Вариант 1.
Ребенок слушает произведения различного характера и дает характеристику каждому прослушанному отрывку произведений, выбирая при этом соответствующую карточку с эмоцией.
Вариант 2.
Детям предлагается с помощью мимики и движения выразить настроение прослушанного произведения, проявить свое творчество.
Музыкально-дидактическая игра «Что делают ребята?»
Цель: развивать представления об основных жанрах музыки, формировать умение различать танец, песню, марш.
Ход игры: воспитатель-ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать, что делают ребята в домике. Воспитатель включает аудиозапись. По музыке дети узнают, что ребята – танцуют, поют или маршируют. Для проверки разрешается повернуть домик, с обратной стороны которого присоединена на липучке соответствующая картинка.
Игры на различие динамики
Музыкально-дидактическая игра «Громко-тише-тихо»
Цель: Развивать у детей умение различать динамические изменения в музыке.
Игровой материал: Тамбурин с бубенчиками, маракасы, колокольчик. Карточки, разделённые на три части, маленькие карточки, определяющие динамику.
Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что тамбурин с бубенчиками звучит громко (форте, маракасы звучат не слишком громко (меццо форте, а один колокольчик звучит тихо (пиано). Рассказ сопровождает показом. Раздаёт карточки, разделённые на три части и предлагает детям закрывать «окошки» на карточке в той последовательности, в какой изменились динамические оттенки прослушанной ими музыки.
Музыкальный материал : «Звенящие колокольчики» Г. Левкодимова.
Музыкально-дидактическая игра «Громко – тихо запоём»
Игровой материал: Любая игрушка.
Ход игры: Дети выбирают водящего. Он выходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поё т все дети: звучание песни усиливается по мере приближения водящего к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно находит игрушку, при повторении игры он имеет право спрятать сам игрушку.
Музыкально-дидактическая игра «Домик для музыки»
Цель: Закреплять умение в различении динамических оттенков музыки : тихо, громко, не слишком громко, не слишком тихо.
Игровой материал: Карточки из картона одного цвета, но разных тонов (более светлые или более тёмные оттенки). Цвет соответствует оттенку: бледно окрашенный – тихому звучанию, более яркий – более громкому, яркий – громкому.
Ход игры: Карточки раздают. Музыкальный руководитель исполняет короткую и плавную мелодию сначала тихо, потом громче, затем громко. Выбрать для каждой мелодии домики.
Музыкальный материал : На выбор музыкального руководителя.
Музыкально-дидактическая игра «Колобок»
Игровой материал: Вырезанный из бумаги колобок, а также несколько небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенёк, муравейник, ёлку, гриб и др. Указка. Стол в качестве игрового поля или затонированный зелёным цветов лист бумаги. Все предметы расположены в любом порядке на игровом поле.
Ход игры: Участвующие в игре рассматривают фигурки на игровом поле. Выбранный водящий выходит за дверь. Участники игры за выбранную фигурку прячут колобка и зовут водящего. Перед началом игры произносится текст:
Укатился колобок, колобок-румяный бок,
Как же нам его найти, деду с бабой принести?
Ну-ка, Оля, по дорожке походи, походи,
И по песенке весёлой колобочка отыщи.
Играющие поют любую знакомую песню, водящий берет указку и водит по дорожке от фигурки к фигурке. Если указка находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то все поют тихо, если близко - громко.
Музыкально-дидактическая игра «Разные дождики»
Игровой материал: Изображение разных дождиков на картинках – маленький дождик, средний и большой
Ход игры: Ведущий играет на инструменте или включает звукозапись – тихую музыку, дети показывают карточки с маленьким дождиком. Музыка звучит громче – показывают средний дождик, ещё громче – большой дождь. Затем ведущий играет музыку в разном порядке – дети поднимают карточки в нужной последовательности.
Игры на развитие чувства ритма
Музыкально-дидактическая игра «Повтори ритм»
Цель: Развитие у детей чувства ритма.
Игровой материал: Карточки с изображением ритмических рисунков, магнитная лента и магниты разной величины для обозначения длительности звука (большие – длинный звук, маленькие – короткий звук).
1 вариант: Ребенок выбирает карточку с ритмическим рисунком и самостоятельно играет ритм на деревянных палочках, ксилофоне, металлофоны, маракасе либо прохлопывает его в ладоши. Данное задание может выполнять как один ребенок, так и несколько детей, поделив карточки между собой.
2 вариант: Карточки-задания, направленные на развитие у детей умение соотносить звуки по высоте, различать направление движения мелодии.
С помощью магнитов ребенок самостоятельно выкладывает ритмический рисунок на магнитной доске и исполняет его на металлофоне, деревянных палочках, либо прохлопывает его в ладоши.
Игры на развитие музыкального кругозора
Музыкально-дидактическая игра «Найди пару»
Цель: Способствовать развитию умения детей различать музыкальные инструменты, учить объединять их по группам
Игровой материал: Заламинированные карточки, стирающийся маркер
Карточки заламинированы с целью многоразового использования, так как маркер можно стереть губкой.
Ход игры: На карточках изображены музыкальные инструменты. С помощью маркера ребенок соединяет одной линией изображение музыкального инструмента и его тень. Также дети произносят название музыкального инструмента, могут образно показать, как на нём играют.
Музыкально-дидактическая игра «Куда ниточка…»
Цель: запоминаем музыкальные инструменты, различные предметы развиваем речь, мелкую моторику, внимание.
Игровой материал: Парные картинки с изображением различных предметов быта и музыкальных инструментов
Ход игры: Игра предназначена для занятия 5-6 человек.
В игровой форме дети знакомятся с музыкальными инструментами и предметами, которые используются или могут применятся в паре с другим предметом.
Разрезные картинки-пазлы
Цель: запоминаем музыкальные инструменты, развиваем речь, мелкую моторику, внимание.