Анна Парамонова
Использование игр в работе учителя-логопеда в условиях внедрения ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
«Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто жить, готовясь, в детстве не живет.»
С. Я. Маршак
Дошкольное детство проходит быстро и педагогам с родителями надо сделать это время счастливым и ярким. Ребёнку важно, чтобы с ним рядом были люди, которые окружали его вниманием, теплом и которые смогли бы раскрыть его индивидуальность, свойственные только ему личностные качества.
Публикация «Использование игр в работе учителя-логопеда в условиях внедрения ФГОС ДО» размещена в разделах
Основная мысль ФГОС ДО заключается в поддержке разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Развитие речи – это важнейший компонент во ФГОС ДО. Речь – это особый вид деятельности, который активно развивается в раннем и дошкольном возрасте.
Речевое развитие включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи;
- развитие фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен, если проводить её через многообразие игр, так как игра является ведущей деятельностью дошкольника и одним из приоритетных направлений реализации ФГОС ДО.
Я широко применяю игры на этапе обследования, индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. В моей практике встречаются словесные, настольно – печатные, подвижные, дыхательные, пальчиковые, логоритмические, игры с мячом, творческие, компьютерные. Я использую сказочных персонажей и сюрпризные моменты.
На индивидуальных занятиях при автоматизации звуков мы играем в звуковые коробочки, автоматизируя поставленный звук, шипим как добрый змей, закрепляя звук «ш», выращиваем волшебный цветик – семицветик, работая над введением в речь звука «р», и приветствуем звуковых улиток. На групповых и подгрупповых занятиях мы собираем урожай, закрепляя словарь и элементы грамматического строя по лексической теме «фрукты», путешествуем с Язычком, уделяя внимание артикуляционной гимнастике и развитию речевого аппарата, встречаем Лунтика, который вовлекает в игровые задания детей на протяжении всей непосредственно – образовательной деятельности, играем в дидактические настольные игры и превращаемся в разные буквы, что является профилактикой дисграфии. Мы расширяем границы группового помещения и проводим интегрированные занятия, это позволяет сделать их ещё более насыщенным и интересным.
В своей практике я использую творческие игры. Игры с элементами театрализации вызывают живой интерес у дошкольников и позволяют решать логопедические задачи. Я применяю игры с использованием пальчикового театра. Эти удивительные и душевные игрушки помогают расположить к себе детей как на первичном обследовании, так и в коррекционной работе на протяжении года. Они оптимизируют работу с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (неречевые дети, дети с аутистическими чертами поведения).
Являясь активным пользователем развивающего интерактивного портала «Мерсибо», я внедряю в свои занятия компьютерные игры. Их использование позволяет разнообразить логопедические занятия, поддерживать интерес, работать дистанционно с болеющими детьми, активно сотрудничать с родителями, вовлекая их в коррекционно – логопедическую работу.
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с речевым недоразвитием высок процент тех, у кого имеются проблемы с общей и мелкой моторикой, длительным выдохом, развитием артикуляционного аппарата. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя дыхательные, артикуляционные, пальчиковые и логоритмические игры.
Игра, безусловно, помощник современного специалиста.
- Игра успешно помогает решать логопедические задачи (коррекция звукопроизношения, слоговой структуры слова, связной речи, фонематического слуха, грамматического строя речи).
- Игра открывает новые возможности взаимодействия и обучения детей с ОВЗ.
- Использование интерактивных игр Мерсибо позволяет активно взаимодействовать с родителями и работать дистанционно.
- Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
- Игра имеет элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
- Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон.
- Игра позволяет проявить или совершенствовать свои творческие способности.
- Игра развивает воображения, память, внимание, ум.
- Игра дарит радость общения.
Использование игры в работе учителя – логопеда ДОУ в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обеспечивает выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов, мотивации, социализации. В игровой деятельности независимо от сознания ребёнка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.
Факт повышения роли игры и отказ от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса, позволяет учителю – логопеду сделать дошкольное детство более счастливым, ярким и интересным.