Татьяна Якшимбетова
«Совершенствование педагогической компетенции воспитателей в рамках внедрения ФГОС ДО
▼ Скачать +Заказ
Совершенствование педагогической компетенции воспитателей в рамках внедрения ФГОС ДО
Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется и в Стратегии развития российского образования до 2020 года, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», ФГОС дошкольного образования.
Публикация «„Совершенствование педагогической компетенции воспитателей в рамках внедрения ФГОС ДО“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Социальный заказ на подготовку специалистов нового поколения сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание».
Компетентность: новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Компетенция- круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих-либо полномочий, прав.
Опираясь на данный подходы, мы пришли к пониманию существа методической компетенции воспитателей ДОУ как интегративно-функционального образования, включающего в себя профессиональные (объективно необходимые,психолого-педагогические, предметные и методические знания и умения –знания, примененные в различных видах деятельности (организационной, педагогической, методической, исследовательской и др.). Она характеризует воспитателя, который обладает всеми свойствами, необходимыми для самореализации в работе с дошкольниками, мотивационно-ценностные ориентации, установки, требуемые от него профессией, личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями, отличающимися мобильностью и адекватностью к изменяющимся внешним условиям.
Под педагогической компетенцией воспитателей дошкольного образовательного учреждения мы понимаем интегративно-функциональное личностное образование, выраженное в педагогической и методической подготовленности педагогов, отражающей качественный уровень знаний и умений практической методической деятельности воспитателей на основе приобретенных мотивационно-ценностных ориентаций и позитивного методического опыта.
Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком
Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необходимые) психологических и педагогических знаний; профессиональных (объективно необходимые) педагогических умений; профессиональных психологических позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.
Система профессиональной компетентности педагога дошкольного образования включает в себя совокупность компетенций: методологическую, психолого-педагогическую, коммуникативную, исследовательскую, презентационную, акмеологическую, икт-компетентность.
Ключевой составляющей методологической компетентности педагога к реализации ФГОС дошкольного образования является понимание оснований системно-деятельностного подхода, корнями уходящего в концепцию культурно-исторической школы Л. С. Выготского и его последователей.
Совершенствование педагогической компетенции воспитателей ДОУ: целенаправленный процесс, ориентированный на профессиональное развитие педагогов, призванный обеспечить эффективное преодоление недостатков в их методической деятельности и формирование необходимых качеств и способностей в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним, как профессионалам.
На данный момент существует проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу, считаем, что систематическая работа, организованная с педагогами по повышению профессиональной компетентности, поможет вывести их на более высокий уровень.
Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. Повышение квалификации – это процесс, предполагающий сохранение приобретенной квалификации, а также приведение ее в связи с изменяющейся обстановкой, доведение до уровня, который соответствует деятельности учреждения. Системность и комплексность повышения квалификации обеспечивается структурой ее организации, которая отражена в соответствующем плане работы детского сада.
Слайд 10
Предполагаем, что методически –организованная работа в условиях перехода ДОУ к реализации ФГОС должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, а именно:
• Исследовательских: умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно - образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС;
• Проектировочных: умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ФГОС; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;
• Организаторских: умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно- образовательной деятельности; умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям;
• Коммуникативных: умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;
• Конструктивных: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса.
Успешная реализация требований федерального государственного образовательного стандарта предполагает наличие у педагога определенных компетенций, которые определяют его готовность и умение:
обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка;
организовать конструктивное взаимодействие детей в разных видах деятельности, создавать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности и материалов;
выстраивать развивающее вариативное образование;
работать в зоне ближайшего развития ребенка;
выстраивать образовательную программу, опираясь на разные варианты примерных, авторских программ поддерживать индивидуальность ребенка и обеспечивать развитие его потенциала, образовательных потребностей;
оказывать не директивную поддержку детской инициативе, обеспечивать игровое время и пространство трансформируемой полифункциональной среды.
Педагогические условия для обеспечения реализации модели совершенствования педагогической компетенции воспитателей ДОУ.
• Индивидуальные образовательные маршруты (программы) совершенствования педагогической компетенции воспитателей ДОУ
• Поэтапное совершенствование педагогической компетенции воспитателей ДОУ, предполагающее последовательное, от простого к сложному, освоение психолого-педагогических, предметных и методических знаний, умений и навыков, направленных на решение педагогических задач
• Профессионально-педагогический опыт и познавательный потенциал воспитателя
• Формирование мотивационно-ценностных ориентаций и отношений; поддержание мотивации и творческой активности воспитателей к освоению современных педагогических технологий и научно-методических средств в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста на основе сочетания моральных и материальных стимулов
• Развитие навыков самодиагностики, самоанализа, самооценки и рефлексии своих педагогических действий
Профессиональный стандарт педагога. Подписан в 2013году вступает в действие 01.01.2017года.
Основные компоненты процесса совершенствования педагогической компетенции
Организационно-управленческий
Проблемно-целевой
Содержательно-технологический
Аналитико-рефлексивный
Результативно-оценочный
Методическое сопровождение совершенствования педагогической компетенции
I направление: включает в себя работу по определению групп педагогических трудностей и проблем в профессиональной компетентности воспитателя
II направление: включает разработку программы педагогического сопровождения становления профессиональной компетентности педагогов в условиях ДОУ
III направление: состоит в осуществление вариантов методического сопровождения воспитателя, групп воспитателей со схожими профессиональными трудностями
IV направление: включает в себя проведение промежуточной диагностики и самодиагностики становления профессиональной компетентности воспитателя, внесение корректив в методическое сопровождение
Комплексная оценка качества профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ
Цель: Комплексная оценка качества профессиональной деятельности, определение уровня профессионализма
• Виды оценки качества: мониторинг, контроль, самоанализ, оценка деятельности ДОУ родителями (законными представителями) в получении услуги дошкольного образования
Компоненты комплексной оценки:
• нормативно-ориентированный;
• содержательно-целевой;
• организационно-технологический;
• мотивационно-личностный;
• контрольно-диагностический;
• коррекционно-аналитический
«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным». А. Дистервег