Марина Зборацкая
Взаимодействие с родителями по реализации индивидуального подхода ребенка с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с родителями по реализации индивидуального подхода ребенка с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС до
Комметрарии к слайдам.
1. слайд. Тема.
2 слайд. Дети с ОВЗ.
Давайте уточним, кто же такие дети с ОВЗ – это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ дошкольного образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 7 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии.
Публикация «Взаимодействие с родителями по реализации индивидуального подхода ребенка с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС до» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РАС (расстройство аутистического спектора); с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик от практически нормально развивающихся, но испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы.
3 слайд. ФГОС ДО
ФГОС обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства.
4 слайд. Специальные условия.
Что представляют собой специальные условия обучения это специальные образовательные программы и методы обучения коллективного и индивидуального использования, психолого-медико-педагогические, социальные услуги при реализации образовательных программ обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности для лиц с ОВЗ.
5 слайд. Факторы, влияющие на индивидуальный подход
Факторы, влияющие на индивидуальный подход, которые, представлены перед вами.
6 слайд.
Индивидуальный подход это выстраивание системы работы с детьми ОВЗ и их семьями, направленно на максимальную реализацию особых образовательных, социальных потребностей воспитанников. Ориентируется:
-на образовательные потребности воспитанника;
-индивидуальные способности и возможности воспитанника;
7. Задачи.
Какие мы ставим задачи:
—выявить особые образовательные потребности ребенка;
—осуществлять индивидуальную коррекционную помощь ребенку;
—способствовать усвоению ребенком образовательной программы дошкольного образования;
—обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей;
—оказать методическую помощь родителям детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Определение и реализация индивидуальных подходов коррекционно-педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется дефектологом, логопедом, психологом, воспитателями (педагогами, медицинскими работниками ДОУ.
То есть, основная задача специалистов — предложить семье весь спектр существующих возможностей обучения и развития ребенка с
ОВЗ.
8 слайд. Модель сопровождения ребенка с ОВЗ (таблица).
9. слайд. Задачи ПМПк ДОУ.
Разработка и уточнение индивидуальных планов и индивидуальных адаптированных образовательных программ (ИАОП; с учетом рекомендаций ТПМПК, определение условий и технологий психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.
Подбор конкретных программ, коррекционных методик, технологий сопровождения, наиболее адекватных особенностям развития ребенка.
Оценка состояния ребенка и корректировка индивидуальных планов и программ (ИАОП).
При выявлении изменений психофизического и соматического состояния направление родителей на консультацию к специалистам медицинского профиля.
10, 11 слайды. Этапы сопровождения
Описание этапов сопровождения детей с ОВЗ представлены в ваших пакетах документов.
Обязательным является и включение родителей в педагогический процесс. Согласно Закону РФ «Об образовании» (ФЗ РФ 273) ст. 44 именно родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы нравственного, интеллектуального и физического развития ребенка. А, следовательно, должны стать полноценными и полноправными участниками в образовательной деятельности собственного ребенка.
12 слайд. Информация для родителей.
При составлении образовательного маршрута необходимо донести до родителей информацию :
о предельно допустимых нормах учебной нагрузке
об основных образовательных программах
об коррекционно-развивающих программах
о содержании психолого-педагогической коррекции
о возможностях и правилах внесения изменения в ИАОП.
13 слайд. Цели взаимодействия с родителями.
В большинстве случаев родителям очень трудно оценить возможности ребенка с ОВЗ. Сотрудничество необходимо родителям не только для получения нужных навыков и умений, но и для их личностного роста, навыков социальной активности и конструктивности поведения.
14, 15 слайды. Формы взаимодействия с родителями.
Вы можете использовать как традиционные так и инновационные формы.
Следует помнить, что консультирование семьи (родственников) направлено на формирование адекватной позиции к проблемам ребенка у родителей и ближайшего окружения, создание позитивного взаимодействия между членами семьи и активного участия в воспитании ребенка.
Нам - учителям – дефектологам важно ориентировать усилия родителей не на дальнейший прогноз его психического развития, а на взаимодействие с ребенком в настоящий момент, на создание предметно – развивающей среды учитывающей особенности ребенка и значимости систематического проведения коррекционно-педагогических занятий в условиях семьи.
На лекциях родителей знакомят с закономерностями психического развития ребенка; с методами воспитания и обучения ребенка; условиями проведения режима дня; лечения; ухода за ребенком в семье; организации предметно-развивающего пространства для ребенка в семье; подбор дидактического материала и использование игровых приемов в обучении ребенка; рекомендации литературы по воспитанию и обучению ребенка.
Занятия в системе «ребенок — родитель — специалист». Занятия, целью которых являлось повышение родительской компетенции в области индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, а также образовательных программ, используемых ДОУ.
Участие в экспертизе динамики развития ребенка.
16 слайд. Индивидуальный психолого-педагогический подход к обучению и развитию.
Так как мы с вами живет в современном обществе и наблюдаем за изменениями законодательства в сфере образования, а также имеем представления и знаем, что внедрено в практику инклюзивное образование.
Ребенок с ОВЗ, ребенок – инвалид, может получать образовательные услуги в так называемых массовых группах МБДОУ, такой воспитанник может оказаться у вас в группе в данном случае педагогам следует применять индивидуальный подход.
Давайте его кратко рассмотрим на примере ребенка инвалида, который посещает мою группу.
Перед вами представлен индивидуальный психолого-педагогический подход к обучению и развитию.
Нам определяет стратегию сопровождения ребенка ТПМПК и реабилитационная программа (индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы) выстраиваемая специалистами медицинского профиля.
ПМПк ДОУ на основании выше перечисленного разрабатывает и реализует индивидуальную адаптированную образовательную программу (ИАОП) с учетом его особых образовательных потребностей и психологических возможностей.
Учитываем наличие развивающей среды МБДОУ и за ее пределами (больница, поликлиника, магазин и т. д.)
У этого ребенка в процессе пребывания и получения образовательных услуг наблюдается положительная динамика: ребенок достаточно хорошо социализировался, улучшились психические процессы в целом. Все специалисты, которые работают с ребенком, в том числе и родители, отмечают значительные успехи в развитии мальчика.
17 слайд. Компоненты ИАОП.
18. слайд. Заключение.
Таким образом, вся работа по сотрудничеству с родителями направлена на оказание поддержки семьям (законным представителям) в воспитании детей с ОВЗ, охране и укреплении их здоровья. В основе нашего взаимодействия с семьями лежит сотрудничество, что требуется в интересах ребенка и в этом необходимо убедить и родителей.
Главные три составляющие:
-наладить контакт с родителями;
- сотрудничество;
-сделать родителей активными партнерами (участниками) коррекционно-развивающего процесса, что и обеспечит индивидуальный подход в развитии ребенка.
Спасибо за внимание!