Марина Морякова
Проблема внедрения новых ФГОС для технического профессионального образования
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема внедрения новых ФГОС
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения открывает качественно новый этап в развитии технического профессионального образования. Перед профессиональными учебными заведениями ставится задача подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих профессиональным опытом.
Публикация «Проблема внедрения новых ФГОС для технического профессионального образования» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Постановка такой сверхсложной задачи обусловлена тяжёлым положением отечественного производителя, оказавшегося у опасной черты: многие отечественные предприятия не конкурентоспособны, теряют последние квалифицированные кадры, что может привести к полной деградации производства.
Пути решения этих проблем известны :
1. Замена физически и морально устаревших основных фондов прогрессивным технологическим оборудованием.
2. Внедрение прогрессивных технологий.
3. Освоение новой продукции и повышение её качества.
4. Повышение эффективности производства.
Причём решить эти проблемы необходимо в кратчайшие сроки и с наилучшими результатами.
Кому же по плечу решение задач такой сложности, да ещё в условиях жесточайшей конкуренции с зарубежным производителем (впереди вступление России в ВТО? Только высококлассным эффективным специалистам, способным системно внедрять инновации, оперативно, самостоятельно и творчески решать проблемы, принимать на себя ответственность за инициативу и результаты труда.
Для подготовки таких специалистов новые ФГОС предлагают использовать модульные программы, основанные на компетенциях. Для российских ССУЗов это инновационные образовательные технологии, базирующиеся на компетентностном подходе.
Сложившееся отношение к ФГОС – 3, как впрочем и к реформе образования их породившей, в преподавательской среде сверхнегативное, что вполне объяснимо: переход к новой идеологии, основанной на модульно – компетентностном подходе, совершён поспешно без соответствующей подготовки как преподавателей, так и самих учебных заведений. Совершенно очевидно, что сегодня практически никто не готов для подготовки высококвалифицированных компетентных специалистов: ни работодатели, ни учебные заведения в лице их руководителей и преподавателей, ни обучающиеся.
Причин здесь много. Сконцентрируем внимание на главных вопросах и попробуем найти пути выхода из создавшейся ситуации.
При переходе на модульное обучение необходимо знать ответы на три вопроса:
1. Кого готовить?
2. Как готовить?
3. Как проверить?
1. Не абстрактного специалиста, вооружённого массой ненужных знаний, но компетентного в конкретной области профессиональной деятельности специалиста, эффективно решающего профессиональные задачи.
2. В процессе реальной деятельности на основе интеграции теории и практики используется единый системный подход для освоения компетенций, нового и в конечном итоге профессионального опыта. Для этого и нужны модули. Соответственно, программы модулей должны содержать тот набор инструментов, которые будут способствовать практическому реальному обучению. К сожалению, в большинстве учебных заведений идут по старому пути, в результате чего теряется и смысл самого модуля, и драгоценное учебное время, выделяемое именно на практическую составляющую обучения.
3. В ходе выполнения практических заданий (оценочных, комплексных и др. заданий) проверяются конкретные действия обучающихся. Одновременно на основе соответствующих критериев оценки проверяется уровень умений и знаний, необходимых для выполнения этих действий.
Соответственно, для эффективного обучения нужно преодолеть три этапа:
1. Осмыслить философию модульного бучения и, в первую очередь, понятия «Компетентностный подход», «Компетенция и компетентность», «Жизненный цикл модульного обучения, основанного на компетенциях», «Модуль», «Профессиональный опыт», «Профессиональные функции и задачи», «Критерии оценки», «Единый системный подход», «Самоуправляемое обучение».
2. Разработать функциональную карту специалиста или компетентностную модель. Расписать конкретные действия специалиста, необходимые для выполнения его основных функций. Определить конкретные умения и знания, необходимые для выполнения конкретных действий. Разработать критерии оценки для определения соответствия уровня освоенных компетенций требуемому.
3. Разработать модули обучения. Составить практические задания, направленных на освоение конкретных компетенций и получение профессионального опыта.
Таким образом, можно сказать о том, что проблемы есть. Но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и современнейшее оборудование не дадут результата, если не изменить самого учителя. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.