ольга папазян
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»
Составила: Папазян О. Д.
Цель: ознакомление детей с процессом приготовления хлеба;
Задачи:
1. формировать представление о процессе производства хлеба;
2закреплять навыки лепки из соленого теста;
3. воспитывать бережное отношение к хлебу;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Словарная работа: пышный, душистый, каравай, хлеборобы, хлебопёки, рушник, макитра, житница.
Предшествующая работа: чтение К. Паустовского «Тёплый хлеб», А. Ремизова «Хлебный голос»,украинской народной сказки «Колосок», заучивание пословиц о хлебе, рассматривание иллюстраций с изображением сельхоз техники, процесса выпечки хлеба.
Ход:
- Ребята, я вам предлагаю разгадать загадку, и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет.
(дети разгадывают загадку – хлеб)
Путь его довольно долгий, вот он в булочной на полке.
Вот уже к тебе на стол он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло!
В нем - Земли родимой соки, солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки! Вырастай богатырем!
-О чем это стихотворение? (о хлебе)
Да, сегодня мы с вами будем говорить о хлебе. Как называется край в котором мы живем? (ответы) Как еще называют его (Кубань. По названию реки). Кубань – житница России, т. е. богатая хлеборобная местность, где выращивают много продуктов, в том числе и хлеб для всей России. Две большие фирмы работают на полях нашей станицы и Славянского района – агрофирма «Приволье» и ООО «Анастасиевское», которые и выращивают хлеб.
-Хлеб- один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Он всегда и везде пользуется почётом и уважением. Издавна так повелось, что главный запах Кубани – это душистый кубанский хлеб. Кубанцы встречают гостей хлебом-солью или караваем (круглым хлебом) на рушнике (вышитом полотенце). Хлеб-соль – символы гостеприимства и радушия.
- Соль, по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился хлебом и солью, значит, он не замышляет зла.
О хлебе даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы о хлебе?
(дети называют пословицы о хлебе)
- Плох обед, коли хлеба нет.
-Хлеб – всему голова.
- Хлебушек ржаной – отец родной.
- Хлеб наше богатство.
- Каравай хлеба, не падает с неба.
-В нашей группе создан мини-музей хлеба. (рассмотреть экспонаты мини-музея)
Воспитатель показывает колосья и рассказывает, что из них делают крупы и муку. (дети называют крупы)
Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. В народе его называют ласково – хлебушек. А как вы думаете какой он – хлебушек? (свежий, румяный, душистый, горячий, мягкий, воздушный, ароматный, белый, ржаной)
Мы с Вами не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба. Какие хлебобулочные изделия вы знаете. (ответы). А Вы знаете, из чего делают эти продукты питания? (Ответы детей) Правильно из муки. Из чего ее получают? (Ответы детей)
Физминутка.
Сейчас мы с Вами поиграем в игру: «Мы посеяли зерно». Я буду Вам говорить слова и показывать движения, а Вы будете за мной повторять. СЛОВА + ПОКАЗ ДВИЖЕНИЙ
Весной давно
Мы посеяли зерно (поочередно разводим руки в стороны сперва вправо, затем влево)
Прорастут ростки, (приседаем на корточки, затем медленно встаем в
Скоро будут колоски. полный рост и поднимаем руки вверх над головой)
А придет пора
Выйдут в поле трактора. (руки сгибаем в локтях ритмично двигая вперед назад)
Уберем урожай. (наклоны, имитируем сбор колосьев)
Испечем каравай! (руки на уровни груди сцепляем в замок в виде круга)
-Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб и хлебобулочные изделия. Спасибо за это хлеборобам.
Почёт и честь вам хлеборобы
За ваш прекрасный урожай,
За то, что Родине вы дали
Душистый хлеба каравай.
В старину на Кубани тесто замешивали в макитре, затем на лопате сажали в печь. Сейчас тесто замешивает техника - тестомесы. (показ картинок)
- А вы хотели бы стать хлебопёками? Я предлагаю вам сделать по вашему желанию любые хлебобулочные изделия.
- Хотите узнать, как приготовить тесто? (ответы детей). (Воспитатель рассказывает, как делают тесто). Но такое тесто долго не хранится, поэтому предлагаю слепить из соленого теста, но оно не съедобное, в него кладут много соли, чтобы тесто быстро высохло и не пропало. Я вам сейчас покажу. (Воспитатель замешивает тесто и рассказывает порядок своих действий)
(дети лепят под фонограмму песни «Нива моя русская». Е. Антипиной.)
- Дети, так что же вкуснее всего на свете? Как надо обращаться с хлебом? А если не доели кусочек хлеба?
(надо отдать животным, птицам. Нельзя бросать хлеб на землю).
Ребята, сегодня мы с Вами узнали какой долгий путь, проходит хлебное зернышко, до кого как оказаться у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из Вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей.
Рефлексия:
-Что сегодня вам больше всего запомнилось, что понравилось?
-С чем встречали на Кубани гостей?
-Кто выращивает хлеб?
-Какой бывает хлеб?
А теперь пришло время угощения. Встречайте наш хлебный каравай!
Ароматный Каравай по кусочку разбирай!
Угощайся, стар и млад. Чтоб дела пошли на лад!
Список литературы:
«Как наши предки выращивали хлеб» наглядно-дидактическое пособие. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2012
«Откуда что берется. Хлеб» наглядно-дидактическое пособие. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2013
«Расскажите детям о хлебе» наглядно-дидактическое пособие. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010
«Знай и люби свой край» учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Краснодарского края. – Краснодар, 2002
«Ты, Кубань, ты, наша Родина». Материалы из опыта работы. - Краснодар, 2004
Дошкольное воспитание в Краснодарском крае. - № 11, 2011