Виктория Соловова
Конспект НОД «Откуда хлеб пришёл к нам на стол?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол.
Задачи:
1. Сформировать представления о процессе выращивания и изготовления хлеба. Обогащение словарного запаса, активизация грамматических умений. Продолжать учить анализировать и делать выводы.
2. Развивать речь детей, внимание, наблюдательность, мышление, образное воображение.
3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей выращивающих хлеб.
Публикация «Конспект НОД „Откуда хлеб пришёл к нам на стол?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Оснащение:
Проектор, ноутбук, слайд-шоу «Откуда хлеб пришёл?», цветные картинки с изображением хлебобулочных изделий и зерновых культур, каравай, тесто в чашке, мука, соль, яйца, графин с водой, сахар в сахарнице, три цветных блюдца с нарезанными и аккуратно на них выложенными образцами пшеничного, ржаного и пшенично-ржаного хлеба, колоски, зерна пшеницы, кофемолка, овсяное печенье.
Предварительная работа:
1. Чтение русских сказок о хлебе «Колосок», «Круть и Верть», «Легкий хлеб».
2. Рассматривание колосков пшеницы.
3. Заучивание пословиц о хлебе «Не трудиться хлеба не добиться», «Без труда хлеба не вырастишь», «Хлебушко – калачу дедушка», «И обед ни в обед, коли хлеба нет!», «Хвала рукам, что пахнут хлебом!»
4. Лепка хлебобулочных изделий из соленого теста.
5. Разучивание отрывка из стихотворения Виталия Бакалдина «Хлеб».
6. Рассматривание иллюстраций в альбоме: «От зерна до каравая».
Конспект интегрированного занятия в старшей группе. «Откуда к нам хлеб пришёл».
1 Воспитатель встречает детей
-Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
- Ребята, мы сегодня будем очень много работать и узнаем много интересного. Но о чем у нас с вами пойдет речь? Вы узнаете отгадав,что у нас лежит в этой коробочке.
В чашке встретились пустой
Как- то раз мука с водой…
Жених и невеста-
Получилось (тесто)
Если дети не догадались воспитатель говорит:
Для того чтобы это приготовить мне понадобились мука, соль, вода.
II.- Правильно, ребята. Это тесто. А что же из него приготовить? (ответы детей).
Будет хлебушек душистый, ароматный, золотистый…
Испеку его в печи, будут деткам калачи.
Пышные, румяные, пшеничные, овсяные…
А что еще можно приготовить из теста? (ответы детей). А как можно все эти изделия назвать одним словом? (хлеб, ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ или хлебные продукты)
— Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о хлебе и хлебобулочных изделиях. Из чего выпекают все эти хлебные продукты? (из теста)
— А из чего замешивают тесто (из муки). Правильно, а вы обратите внимание, какие еще ингредиенты использовали для приготовления теста? (яйца, вода, соль, сахар).
— Из чего получают муку (из зерен). А хотите в этом убедиться? (Воспитатель демонстрирует опыт с зерном и кофемолкой).
— Как называются колоски, из которых получают зерна для муки? (Пшеница, рожь, ячмень, овес)
(Воспитатель выставляет на доске картинки с изображением зерновых культур)
— Из пшеницы какие получим зерна? (пшеничные, а из пшеничных зерен, какая мука получится? (пшеничная, а хлеб из муки какой будет – пшеничный. (Воспитатель показывает образец пшеничного хлеба).
— Изо ржи, какие получим зерна? (ржаные, а из ржаных зерен, какая мука получится? (ржаная, а хлеб из муки какой будет – ржаной. (Воспитатель показывает образец ржаного хлеба).
— А из пшеницы и ржи какая мука будет? (пшенично-ржаная, а хлеб из такой муки будет – пшенично-ржаной. Правильно, если смешать два вида зерен: пшеницы и ржи, то получится пшенично — ржаная мука, а хлеб из такой муки выглядит так. (Воспитатель показывает образец пшенично-ржаного хлеба).
— Мне известно, что Красная Шапочка любит есть только ржаной хлебушек, покажите, пожалуйста, какое ей нужно выбрать блюдце с хлебом. (дети показывают). А Кот Леопольд только пшеничный. (дети показывают блюдце с пшеничным хлебом). А Белоснежка ржаной и пшенично-ржаной (дети выбирают два блюдца). Молодцы!
— А какие зерна получатся из ячменя? (ячневые, а мука – ячневая, и каша будет – ячневая.
— Из сои: мука будет какая – соевая, а из кукурузы — кукурузная, а хлопья – кукурузные.
— Из гречихи: мука – гречишная, а хлебцы – гречишные.
— Из риса: мука рисовая, а лепешки – рисовые.
Воспитатель демонстрирует блюдо с овсяным печеньем. — Может быть, среди вас есть ребята, которые знают, как называется это печенье? (овсяное) А из какой муки его приготовили? (из овсяной, а какие зерна использовали для ее приготовления – овсяные, как же называются колоски, которые дают нам овсяные зерна? (овес).
— Молодцы, ребята, хорошо разбираетесь в зерновых культурах.
III. –Ребята, скажите мне пожалуйста вы не задумывались ни когда откуда хлеб поподает к нам на стол? (Дети начинают рассуждать. Воспитатель помогает).
Он не падает к нам с неба, Аня
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятки рук.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, то на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Только снег сошел в апреле
Как поля зазеленели.
IV. Я предлагаю вам узнать, каким интересным было путешествие зернышка к караваю.
Показ презентации: «Откуда берется хлеб». Воспитатель зачитывает слайды:
1-й слайд: Откуда берется хлеб
2-й слайд: Это зерно — пшеница
3-й слайд: Весной специальным трактором пашут землю и сеют пшеницу в землю
4-й слайд: Солнце светит, дождик идет. Вскоре на полях появляются зеленые ростки – всходы.
5-й слайд: Летом вырастают колоски, а в них много – много зерен.
6-й слайд: Осенью пшеница созревает и колоски убирают машинами – комбайнами.
7-й слайд: Зернышки достают из колосков – обмолачивают. Вот сколько много получается зерна.
8-й слайд: Затем зерно перетирают – мелят и получают муку.
9-й слайд: Это мука. Мы можем купить ее в магазине.
10-й слайд: В муку добавляют воду и другие продукты и замешивают тесто.
11-й слайд: А это тесто.
12-й слайд: Из теста лепят хлеб, булочки, лепешки.
13-й слайд: Тесто кладут в формочки и выпекают в печи или духовке.
14-й слайд: А это картина Ивана Ивановича Шишкина «Рожь»
15-й слайд: А еще из зерен пшеницы, овса, ржи, риса, гречихи, ячменя готовят кашу.
Манную кашу делают из зерен пшеницы.
16-й слайд: Если дома под присмотром родителей взять зерна пшеницы, ржи или овса, перемолоть их на кофемолке, то из полученной муки можно замесить тесто, испечь лепешку или пиццу а также сварить кашу.
А что еще делают из теста:
— пельмени, бублики, блины, оладьи и т. д.
17-й слайд: Загадки:
1. Бьют меня палками, мнут меня камнями, держат меня в огненной пещере, режут меня ножиками, за что меня губят? За то, что любят. (Хлеб)
2. Золотист он и усат в ста карманах — сто ребят (колос).
V. А у меня есть еще для вас загадки, вот послушайте, ребятки:
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (Колос)
Был я сыпучим,
Потом – тягучим,
В огонь попал –
Мягким стал. (Хлеб)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объеденье! (Бублик)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины)
Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша)
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Каравай)
— О чем были загадки?
VI. Физкультминутка:
Подрастает зёрнышко — потянулось к солнышку. (Потянулись)
С ветерком оно играет, (Руки вверх)
Ветерок его качает, (Прогнулись)
К земле низко прижимает — вот как весело играет! (наклоны туловища, присели).
Сколько в поле колосков –
Столько сделаем шагов. (Ходьба до 10) .
Какой вырос каравай?
Выше руки поднимай! (Руки вверх и потянуться) .
Теперь ниже наклониться,
Как колышется пшеница. (Наклоны в стороны) .
Сколько в поле тракторов,
Столько сделаем прыжков! (Прыжки до 6) .
VII. – Мы с вами сегодня много узнали о хлебе, о тесте. А кто мне расскажет, какое бывает тесто (мягкое, пышное, ароматное, густое, жидкое, белое, дрожжевое и т. д.)
— Какие продукты из него готовят (ответы детей).
— Давайте поиграем: я предложу вам на выбор ряд картинок, а вы выберете, только те, на которых изображены хлебные продукты. (Дети выбирают нужные картинки, воспитатель предлагает прокомментировать свой выбор).
— Назовите каждый продукт, как будто их много (воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображением хлебобулочных изделий, а дети перечисляют названия продуктов во множественном числе).
— А теперь назовите эти продукты ласково (дети перечисляют названия этих же продуктов в уменьшительно-ласкательной форме)
— Молодцы ребята, о хлебушке нужно говорить ласково, его нужно беречь, уважать. Как вы думаете, почему? (ответы детей).
— Правильно, ведь, сколько людей растило хлеб.
Игра «Назови профессию»
Кто работает на тракторе – (тракторист)
Кто работает на комбайне - (комбайнер)
Кто выпекает хлеб – (пекарь)
Кто следит за урожаем – (агроном)
Кто перемалывает муку – (мельник)
Кто продает хлеб – (продавец)
Сколько труда было приложено, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Недаром, в народе говорят:
— «Не трудиться хлеба не добиться»;
— «Без труда хлеба не вырастишь»;
— «Хлебушко – калачу дедушка»;
— «И обед ни в обед, коли хлеба нет!»
— «Хвала рукам, что пахнут хлебом!».
VIII. А сейчас мы сами будем пекарями и сделаем булочки.
— А еще мы с ребятами вот такое стихотворение знаем:
(Дети встают и начинают читать отрывок из стихотворения В. Бакалдина «Хлеб».)
Не сама собой природа Василина
Хлеб на блюде подает
Сколько требует ухода
Мать-земля за целый год.
Когда за столом вы, ребята, сидите, Камилла
То помните, кто для вас хлеб создает.
Колхозник, рабочий, пекарь, кондитер В общем лучший — народ!
-О чем мы сегодня говорили? (о хлебе)
-Какой путь у хлеба от поля к столу? (повторить цепочку)
-Как нужно относиться к хлебу?
До сегодняшнего дня есть такие правила.
Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб друзья!