Ирина Михнёва
Компетентность педагога в формировании экологической культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность
в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов.
Как человек не равнодушный к природе, считаю, что в последнее время возросла проблема экологического образования подрастающего поколения.
Слайд № 2
Актуальность
Публикация «Компетентность педагога в формировании экологической культуры дошкольников» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В настоящее время наше общество нуждается в экологически грамотных, творчески мыслящих людях, способных бережно использовать природные ресурсы, экологически грамотно относиться к себе и к другим людям как части природы. Поэтому перед системой образования стоит проблема формирования современной личности с высоким уровнем экологического сознания.
Слайд №3
Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания.
Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому воспитатель любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты по развитию речи или задания для художественного творчества, должен оценивать с позиций их соответствия требованиям экологического образования. При этом необходимо учитывать, какое сознание будут формировать данные задания у детей, насколько биологически грамотно они составлены, какие возможности предоставляют для систематизации знаний о природе.
Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме.
Ведущий:
Прошу каждого участника семинара подойти к магнитной доске и выставить на нее фишку: если вы считаете себя вполне компетентным в вопросах экологии – зеленую; если хотели бы уточнить некоторые вопросы – желтую; если испытываете некоторые затруднения при планировании и проведении занятий на эту тему – красную.
Воспитатели выполняют задание.
Ведущий: На доске рядом с фишками зеленого цвета мы видим 4 красные фишки и 8 желтых. Я думаю, тема сегодняшнего семинара выбрана правильно.
Диалог с аудиторией
-Что же такое экология? (варианты ответов)
Слайд№4
«Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».
Слайд№5
Американский эколог Барри Коммонтер так сформулировал основные принципы экологии :
-все связано со всем;
-все куда- нибудь девается;
-все что-нибудь да стоит;
-природа знает лучше.
Придумайте примеры, подтверждающие эти высказывания. Приложение №1
Я предлагаю объединиться в три команды. Для этого подойдите к столу и выберите карточки (на столе перевернутые карточки с изображением животных, птиц, рыб)
Работа подгруппами
Слайд №6
Существует такое понятие как экологическое образование, синоним этого понятия - экологическое воспитание.
Экологическое воспитание :
«Непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм.»
Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - как новое направление, появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В настоящее время актуально воспитание у детей бережного отношения к живому. Ознакомление с природой приняло природоохранную окраску, целью которого стало формирование экологической культуры.
Слайд №7
«Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности».
С. Н. Николаева
Слайд №8
«Экологическая культура - осознанно- правильное отношение к природе, сопровождающееся определенными формами поведения, которые могут служить критерием оценки уровня экологической воспитанности»
- Чем отличаются экологические занятия от ознакомления с природой?
Слайд №9
Мы уже выяснили, что для экологического образования крайне важно рассматривать окружающий мир с точки зрения взаимосвязей живых организмов между собой и с окружающей средой. Как это выглядит на практике? Представьте, что вы ведете детей на экскурсию для знакомства с деревьями. Вы показываете им дерево и рассказываете, как оно называется, — например, береза. Вы предлагаете детям обсудить следующие вопросы: Чем дерево отличается от кустарников? А береза от дуба? Какие части есть у дерева? Какого цвета его листья? Какими они станут осенью? Это и есть ознакомление с деревом (с природой).
Как следует построить беседу по ознакомлению с тем или иным природным объектом, чтобы экскурсия носила экологическую направленность?
Прежде всего, нужно обратить внимание на условия, без которых данный вид не может существовать, на его связь с окружающей средой и ее обитателями. Например, дереву необходима почва, из которой оно получает воду и питательные вещества, воздух для дыхания, ветер, который разносит его семена и т. д.
Как известно, в дошкольном возрасте закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему миру. Учитывая это, определите основные задачи в формировании экологической культуры у дошкольников.
Задание: аудитории предлагаются варианты задач, из которых необходимо выбрать задачи, направленные на развитие экологической культуры.
Слайд №10
Варианты задач:
-формирование системы элементарных экологических знаний в комплексе взаимосвязей и взаимозависимостей;
-развитие познавательного интереса к миру природы;
-воспитание гуманного, бережного, эмоционально- положительного отношения к природе;
-формирование навыков сотрудничества;
-привитие трудовых природоведческих навыков;
-воспитание толерантности;
-развитие творческих созидательных способностей в процессе общения с природой;
-способность управлять своим поведением;
-формирование общепринятых норм поведения;
-формирование навыков природоохранной деятельности;
-эстетическое воспитание.
Слайд №11
Правильные варианты ответов:
-формирование системы элементарных экологических знаний в комплексе взаимосвязей и взаимозависимостей;
-развитие познавательного интереса к миру природы;
-воспитание гуманного, бережного, эмоционально- положительного отношения к природе;
-привитие трудовых природоведческих навыков;
-формирование навыков природоохранной деятельности;
-эстетическое воспитание.
-развитие творческих созидательных способностей в процессе общения с природой;
Слайд №12
Все эти задачи решаются ООПДО, на основе ФГТ и комплексных программ, в ходе реализации образовательных областей через соответствующие разделы (в программе «Радуга» : «мир человека» - рукотворный мир и «мир природы»- нерукотворный мир, с использованием интегративного подхода.
-Какими должно быть содержание экологического образования дошкольников?
Слайд №13
Экологическая культура представляет собой систему, состоящей из взаимосвязанных элементов:
- экологического сознания,
-экологического мировозрения,
- экологической деятельности.
Тематику этих направлений в экологическом воспитании можно условно разделить на блоки:
Слайд №14
ЭКОЛОГИЯЧ ТЕЛА ЭКОЛОГИЯ ДУШИ ЭКОЛОГИЯ ДЕЙСТВИЯ
Диалог с аудиторией:
-Как вы понимаете понятие «экология души»
Слайд №15
-«Экология души»… Наверное, это понятие означает, прежде всего, чистоту души человеческой. В чистой душе нет никакой грязи внутренней. В чистой душе человеческой нет страха липкого и трусливого, нет зависти хитрой и коварной, нет ненависти злобной и лютой. Чистая душа человеческая всегда чувствует свою совесть, она всегда тянется к прекрасному. Люди – как отдельные представители нашей природы. В мире растут и развиваются миллионы животных организмов, нуждающихся в нашей заботе. В человеческой душе формируются благородные чувства, такие как сострадание, мужество, доброта, отзывчивость. Эти чувства должны быть правильно развиты, нуждаются в жёстком контроле. Ведь если поступки и помыслы будут чистыми, чистой будет и окружающая среда.
Слайд №16
-«Экология тела»- жить в согласии с природой, заботиться о себе, о своем здоровье и окружающих, вести здоровый образ жизни.
Слайд №17
-«Экология действия» - общение с окружающей природой это не только эмоциональное восприятие, умение увидеть сломанную ветку дерева, разоренный муравейник, желание помочь живому существу, но и конкретные действия.
Каждый из этих блоков имеет особое содержание, формы и методы работы.
Содержание этих разделов включает разные аспекты, не только природоведческого характера, но и задачи связанные со здоровьем, гигиеной, безопасностью.
Игра «Буквы рассыпались»
Я предлагаю участникам взять карточку и отнести ее к тому блоку, которому она соответствует. Приложение №2
Карточки: цветок, бабочка, ребенок поливает растение, дети развешивают кормушки, ребенок умывается, радуга, дети правильно переходят дорогу, ребенок ест фрукты, дети садят деревья, дети загорают.
Игра «Коллаж»
Участникам предлагается по цепочке нарисовать коллажи, выполняя следующее задание:
- что необходимо человеку для существования (для жизни, для хорошего самочувствия (душевного состояния, для здоровья.
Как видите, все в природе взаимосвязано, человек - часть природы.
Слайд №18
Для осуществления экологического воспитания в ДОУ необходимы условия. Одним из условий является предметно - развивающая среда.
Ведущий: назовите элементы предметно - развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.
Участники поочередно называют: уголок природы, модели, схемы, картотеки опытов и экспериментов, познавательная литература, экологическая тропа, макеты, огород и т. д.
-Что должен учитывать педагог при отборе форм и методов?
(возрастные особенности, дифференцированный подход)
Главная задача в отборе форм и методов :
-«экологизация мышления»,
-«поворот детей» к природе и взаимодействие с ней.
Слайд №19
Рассмотрим основные методы и приемы, используемые в экологическом воспитании дошкольников.
наглядные словесные практические
Работа с раздаточным материалом:
Задание- классификация методов по группам. Приложение №3
Перечень методов: наблюдение, рассматривание, беседа, коллекционирование, метод моделирования, ТРИЗ, продуктивная деятельность, демонстрация кинофильмов, сочинение, составление рассказа, игровая ситуация, проблемная ситуация, театрализация, составление свода правил, пословицы и поговорки, творческие задания, п/и, вопросы, труд, упражнения, чтение, опыты, д/и, оздоровительные минтутки.
Диалог с аудиторией:
Какие из этих методов будут ведущими на каждом возрастном этапе?
(в мл. возрасте- наглядные и практические, в старшем- словесные, практические)
Старшие дети могут контролировать свое поведение, планировать. ставить цель и самостоятельно решать проблемы. Поэтому наряду со словесными и практическим выступают исследовательские
Слайд №20
-Что можно исследовать с детьми?
Эксперимент - важный метод исследования, используемый как в организованной деятельности, так и в самостоятельной. Детям нравятся занятия, на которых они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Любой эксперимент предполагает проведение каких - либо практических действий.
Слайд №21
Темы исследований условно можно разделить:
- Фантастические (проект фантастического животного)
-Эмпирические (собственные опыты, эксперименты: вода.
-Теоретические (изучение, обобщение фактов)
Приложение №4
Задание:
-Придумать фантастическое животное.
- Составить план экспериментальной работы по теме «Почва».
- Подготовить познавательное сообщение (обобщить факт) используя энциклопедию.
Приложение №5
Очень эффективным является метод моделирования
-Как вы считаете, в каком возрасте можно использовать модели?
Задание с дидактическим материалом: классификация моделей по возрастам, 3 подгруппы.
( Модели: предметные и предметно- схематические, модели условий жизни растений, взаимосвязей, модели экосистем, флоры и фауны, календари погоды, графики, схемы и т. д.)
Эффективным методом в экологическом воспитании являются творческие задания. Творческие задания - один из методов, который зарекомендовал себя как наиболее эффективный, помогающий создавать новые, оригинальные, общественно- значимые ценности (идеи, проблемы, способствующий проявлению самовыражения, самоактуальности личности.
Аудитории предлагается решить творческие задания:
1. Нарисовать пирог для любимых зверей.
2. Составить план действия сохранения окружающей среды в городе.
3. Нарисовать дом для любимого животного.
Рассмотрим еще один из методов – игровой метод. Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Слайд №22
Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.
Слайд №23
Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.
Приложение №6
Игра «Цепи питания» (трава, заяц, волк, почва, жук, мышь, лиса)
Вот и подошел к концу наш семинар- практикум. Оцените степень своего участия в его работе и выставите на доску фишку соответствующего цвета:
-красную – «в основном слушала и запоминала, так как не компетентности в вопросах экологии»;
- желтую – «могла бы быть активнее, но не хватило знаний»;
- зеленую - «активно участвовала, уровень моей компетентности в этой области достаточно высок».
Ведущий: Ваша самооценка показывает, что вопросы, затронутые на семинаре – практикуме, не оставили никого из вас равнодушными способствовали повышению вашей компетентности в вопросах экологии.
Слайд №24
«Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытием первой почки посаженного растения»
М. Пришвин.
Литература
1. «Дошкольная педагогика» февраль 2008. Г. Н. Казаручик «Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников», стр. 19 - 24
2. С. Н. Николаева. Методика экологического воспитания дошкольников. М. : «Академия», 1999.
3. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа и условия её реализации в детском саду.
4. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет ТЦ Учитель, Воронеж 2002.
5. Кондратьева Н. Н. Программа экологического образования детей «Мы», Санкт-Петербург 1996.
6. Николаева С. Н. Программа «Юный Эколог» и условия ее реализации в детском саду, Издательство «Мозаика синтез»
7. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду, Москва 2001.