Валентина Тарасова
Доклад «Природоохранные акции и их роль в формировании основ экологической культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
«Природоохранные акции и их роль в формировании основ экологической культуры»
«Истинное воспитание состоит
не только в правилах,
сколько в упражнениях»
Ж. Руссо
Сегодня много пишется статей и говорится о том, что наша экология переживает трудное время, все больше и больше загрязняется природа из-за необдуманной деятельности людей. Что же делать для того, чтобы оставить нашу природу, пусть не «первозданной», но ЖИВОЙ?
Публикация «Доклад „Природоохранные акции и их роль в формировании основ экологической культуры“» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экологические акции в детском саду
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка — правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием, одной из которых являются экологические акции.
Выбор данной формы работы обусловлен еще рядом следующих причин:
• Акции являются комплексными мероприятиями. В ходе акции решаются одновременно разные задачи, а их реализация проходит через все виды детской деятельности.
• Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький человек способен изменить в лучшую или худшую сторону свое окружение.
Акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе и воспроизведения знаний, а трансформацию знаний в отношение. С этих позиций большое внимание уделяется посильной практической деятельности.
Природоохранные акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.
• Недостаточная заинтересованность родителей в данной теме.
(анализ анкетирования показал, что не во всех семьях читают детям произведения о природе, а отдыхая на природе, не всегда рассказывают и наблюдают за природными объектами).
Для определения уровня сформированности экологической культуры детей нашей группы был проведен мониторинг по методике С. Н. Николаевой, который позволяет выявить уровень экологических знаний детей о природе и характер отношения к ней.
Анализ уровня знаний детей по данному направлению.
показал следующие результаты:
Соответствующий уровень знаний имеют – 24%
Частично соответствующий уровень знаний – 69%
Несоответствующий уровень знаний – 7%
Анализ уровня отношения детей к природе оказался значительно хуже:
Соответствующий уровень – 16%
Частично соответствующий уровень – 72%
Несоответствующий – 12%
Цель: создать условия для формирования основ экологической культуры через проведение экологических акций. Способствовать формированию у детей экологически осознанного, бережного и действенного отношения к природе.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
• Воспитывать заботливое и бережное отношение ко всему живому.
• Способствовать развитию у дошкольников интереса к природе, желание активно познать и действовать с природными объектами.
• Способствовать развитию эстетического восприятия природы.
• Способствовать формированию у детей системы экологических знаний и представлений о мире природы.
• Способствовать формированию первоначальных умений и навыков экологически грамотного, нравственного и безопасного для природы и самого ребёнка поведения.
• Обеспечить полноценное взаимодействие ДОУ с семьей в целях экологического развития ребенка.
Данный проект предполагает реализацию ряда принципов:
• «Принцип интеграции» - предполагает тесное взаимодействие всех образовательных областей.
• Краеведческий принцип предполагает изучение ближайшего окружения, воспитания любви к природе родного края. Участие в общественно – полезной работе по охране природы.
• «Индивидуально-дифференцированный подход» - система методов и приемов, построенных с учетом индивидуальных особенностей детей.
• «Деятельностного подход» - направлен на овладение детьми содержания программы в самостоятельной и совместной деятельности.
• «Системности и последовательности» - предусматривает совокупность методов и приемов, направленных на всестороннее развитие ребенка.
• «Доступности и индивидуализации» - предусматривает учет особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим определение посильности и предлагаемых ему заданий.
• «Личностно-ориентированной направленности»- определяется тем, что ребенок одновременно субъект и объект деятельности.
Реализация задач осуществлялась в следующих формах работы :
• Непосредственно – образовательная деятельность (наблюдения, чтение художественной литературы, беседы, обсуждения, игры- викторины, КВН, экскурсии, праздники, развлечения, просмотр видеофильмов, презентаций, трудовая, опытническая деятельность, работа с моделями и т. д.)
• Совместная деятельность взрослого и детей (проблемные ситуации, продуктивная деятельность, защита плакатов, инсценировки и драматизации, составление загадок, сказок, экологические дидактические, подвижные игры, игры – имитации, уроки доброты, выставки, экологические музеи, изготовление макетов, рассматривание иллюстраций и картин и т. д.)
• Самостоятельная деятельность детей (во всех видах деятельности)
• Взаимодействие с семьями воспитанников (родительские собрания, акции, летние походы, экскурсии, праздники, изготовление плакатов, конкурсы поделок и т. д.)
• Взаимодействие с социальными партнерами (Отдел охраны природы Балахнинского района, Центр детского и юношеского туризма и экскурсий, Балахнинский музейный историко – художественный комплекс имени А. А. Худякова, детская библиотека, Нижегородский областной Совет Всероссийского Общества охраны природы)
Этапы работы:
1. Организационный.
Задачи этапа:
Анализ уровня знаний и отношения детей к природе, анкетирование родителей и привлечение к дальнейшей творческой работе, изучение методической литературы, подбор художественной литературы, совершенствование экологической среды в группе, составление перспективного плана работы по формированию основ экологической культуры, подбор наглядного материала, создание «Зеленой республики».
2. Практический.
Задачи этапа:
Природоохранные акции :
Необходимо отметить, что организация и проведение экологических акций – это огромная работа, требующая больших затрат времени и энергии. Поэтому для проведения экологических акций мы выбираем темы достаточно острые, актуальные. Если взглянуть на темы разработанных нами экологических акций, то можно понять, что все они имеют серьезное обоснование : птицы страдают зимой от голода – поэтому мы провели акцию «Поможем птицам». Не раз, наверное, вы бывали свидетелями жестокого отношения людей к муравейникам – мы провели акцию «Берегите муравья». Почти каждый наш выход на природу сопровождается, к сожалению, созерцанием последствий пребывания в ней людей: это поломанные ветки, беспорядочно расположенные кострища, вытоптанная трава – в результате акция «Живет дерево – живет человек». Так вот, наличие проблемы является для нас исходной точкой для проведения и других экологических акций.
Расширение уровня экологических знаний и представлений детей и родителей. Формирование основ экологической культуры через проведение экологических акций.
Проект «Зеленая республика» :
3. Итоговый.
Задачи этапа:
Обобщение опыта и определение результатов практической деятельности, разработка тактики перспективных педагогических действий. Отражение результатов работы (фотовыставки, фотоальбомы, выставки рисунков и поделок из природного материала, т. д.).
После проведенной работы мы снова проанализировали уровень экологической культуры по методике С. Н. Николаевой и получили следующие результаты:
Сформированность уровня знаний :
Соответствующий уровень – 74%
Частично соответствующий уровень – 26%
Несоответствующий уровень – 0%
Характер отношения к природе значительно улучшился:
Соответствующий уровень – 58%
Частично соответствующий уровень – 39%
Несоответствующий уровень – 3%
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что предложенная система работы позволяет получить хорошие результаты в воспитании детей.
Проведенные комплексные мероприятия и систематическое общение ребенка с природой обеспечили ему понимание конкретных ситуаций в поведении птиц и насекомых, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. А понимая ситуацию и зная потребности живого существа, дети на эмоциональном подъеме проводили конкретные дела, направленные на сохранение и улучшение жизни растений, животных и человека.
Взаимодействие с социальными партнерами:
Одним из путей повышения качества эколого-образовательного процесса мы видим в установлении прочных связей с социальными партнерами. Это Балахнинский музейный историко – художественный комплекс имени А. А. Худякова, детская библиотека, Центр детского и юношеского туризма и экскурсий, Нижегородский областной Совет Всероссийского Общества охраны природы, а также жители микрорайона.
Полученные результаты:
У детей появился ярко выраженный интерес к исследованию объектов природы и стремление бережного и заботливого отношения к ним.
Сформировались коммуникативные навыки взаимодействия и сотрудничества.
Проявились творческие способности в изобразительной и конструктивной деятельности.
Возросла посещаемость родителями экологических мероприятий. Самых активных участников всегда стараемся поблагодарить.
Распространение и внедрение опыта работы (транслируемость).
Проведение совместных экологических акций.
Выставка дидактического и методического материала по внедряемому проекту.
Проект «Зеленая республика» был представлен на экологическом конкурсе, организованном Нижегородским областным Советом Всероссийского Общества охраны природы, итоги которого будут подведены в декабре 2015года.
Мы стараемся подключить и средства массовой информации. При этом мы преследуем две цели – донести до горожан информацию о нашей деятельности, призвать их беречь природу, не совершать действий, наносящих ей вред. А также побудить людей к природоохранной деятельности и не менее важно, чтоб дети увидели, насколько значимо их дело, что о нем напечатано во «взрослой» газете, рассказано по ТВ.
Перспектива работы:
Разработать цикл новых экологических акций.
Разработать картотеку экспериментов, опытов и наблюдений.
Создать экологические мини – музеи.
Реализовать экологический марафон «В гостях у матушки природы».