Александра Борягина
Формирование экологической культуры в процессе исследовательской деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование экологической культуры в процессе исследовательской деятельности дошкольников
Платова Альбина Геннадьевна, заведующий МБДОУ «Детский сад № 319»
Борягина Александра Гарольдовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 319»
г. Нижний Новгород
Формирование экологической культуры в процессе исследовательской деятельности дошкольников
Публикация «Формирование экологической культуры в процессе исследовательской деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Дети рано начинают замечать и интересоваться объектами живой и неживой природы. Природа привлекает внимание детское внимание сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с природой, дети открывают для себя новый мир, стремятся потрогать его руками, рассмотреть, познать всеми органами чувств.
Как известно, целью экологического воспитания дошкольников является формирование основ экологической культуры (С. Н. Николаева, бережного, заботливого отношения ребенка к природе, себе и людям, вещам и материалам природного происхождения. Такое отношение имеет в своей основе элементарные экологические знания, приобретаемые детьми в ходе реализации деятельного подхода к обучению, в том числе в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность вызывает у ребенка интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать небольшие открытия, находить ответы на интересующие вопросы. В исследовательской деятельности, как отмечают ученые, дошкольники имеют возможность удовлетворить присущее возрасту любопытство, установить причинно-следственные связи между природными объектами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и систематизировать и обобщить свои представления о окружающем мире. Ребенок, став на позицию субъекта, учится делать все сам, проявляя свойственную ему активность, а не просто наблюдать.
Исследовательская деятельность старших дошкольников способствует развитию психических познавательных процессов, связной речи, способов познавательной деятельности, стимулирует развитие любознательности и познавательных интересов. При грамотной организации исследовательской деятельности дошкольников можно добиться таких результатов, как развитие логического мышления, умственных действий, обогащение познавательного опыта, овладение способами познания, развитие активности и самостоятельности и др.
Результаты современных психолого-педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддьяков, И. Д. Зверев, А. В. Запорожец, И. Я. Лернер, А. И. Савенков, Г. И. Щукина и др.) свидетельствуют о высоких возможностях познавательного развития детей дошкольного возраста. Так, дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. Доказано, что в период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в ходе деятельности с изучаемыми предметами и объектами. В процессе экспериментально-познавательной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает путем проведения элементарного опыта и, анализируя, делает вывод, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
Термин «экспериментирование» понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых объекты наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку в своем сознании моделировать картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. Экспериментальная деятельность, как уже говорилось выше, вызывает у детей интерес к изучению мира природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями, основами математических знаний, этическими правилами жизни в обществе и т. п.
Старшие дошкольники нередко задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т. п. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Самостоятельно проводимый ребенком эксперимент позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению у детей целостной картины мира, основ культурного познания. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности. Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям дошкольного возраста в педагогике используется введенное Н. Н. Поддьяковым понятие «детское экспериментирование», которое выступает ведущим функциональным механизмом творчества ребенка. Создание оптимальных условий для детского экспериментирования позволяет педагогу создать естественную атмосферу творческого процесса, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе занятие по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя. Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется в деятельности, является ее внутренней, неотъемлемой чертой и развивается согласно логике культурно-исторического процесса.
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы (работа с магнитами, владение способами измерения предметов и др.). Каждое фундаментальное естественнонаучное понятие, предлагаемое для освоения детям (температура, движение, время, свет, звук, жидкость, газ, тяготение и т. д., экспериментально обосновывается и проясняется для ребенка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, в результате выполнения реального опыта.
В повседневной жизни нередко дети сами часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать новое: разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами и т. п. Поскольку дошкольник еще не знаком с элементарными правилами безопасности, такие исследования могут оказаться опасными. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и несет в себе познавательную ценность: знакомит с различными свойствами окружающих предметов, законами жизни природы, необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под непосредственным руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опытов вносятся в предметную среду группы для самостоятельного экспериментирования при условии безопасности для жизни и здоровья детей. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос «как я это делаю», но и на вопросы «почему я это делаю именно так, а не иначе», «зачем я это делаю», «что хочу узнать, что получить в результате». Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов познания позволит ребенку стать субъектом учебной деятельности, научиться учиться, что является одним из важнейших аспектов подготовки к школе. Специфика экспериментирования в дошкольном возрасте состоит в том, что приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе ребенка, проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил и законов в формализованном виде. Кроме того, эксперимент позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, различными способами измерений, правилами техники безопасности. Критерием результативности детского экспериментирования является не столько качество результата, сколько характеристика процесса, объективирующего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.
Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребенка, обеспечивающей его развитие, возможно при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент. Оценка педагогом найденных им способов должна включать анализ критериев: насколько пригоден найденный способ для достижения целей эксперимента. Постановка цели и задач эксперимента, их совместное достижение, оценка найденного способа действия - таковы три составляющие личностно-развивающего обучения, исключающего следование строго определенным эталонам и образцам. Именно такое познание способствует обретению ребенком творчески парадоксального видения мира, творческого, созидательного отношения к нему.
Овладение детьми разными способами познания, в том числе экспериментированием, коллекционированием, способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.