Папки-передвижки

Формирование начал экологической культуры дошкольников в условиях детского сада

Ольга Горчина
Формирование начал экологической культуры дошкольников в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

К вопросу о формировании начал экологической культуры дошкольников в условиях детского сада.

Экология-это наука, которая учит нас бережно относится к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, «яркий». Мир вокруг нас. Земля-это наш Зеленый дом. Моря и реки, леса и горы, деревни и города. Как много в этом замечательном доме! И вместе с нами в нем живут растения и грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери.

Все ли в порядке в нашем зеленом доме?

Публикация «Формирование начал экологической культуры дошкольников в условиях детского сада» размещена в разделах

В реке загрязнили воду, и от этого погибла рыба. На лугу оборвали все цветы, и поэтому исчезли бабочки. В воздух попали выхлопные газы машин, и от этого людям стало тяжело дышать.

Кто виноват в этих нарушениях?

К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю - наш Зеленый дом.

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность.

Чтобы мир явился нашим детям красивым и одухотворенным, чтобы представления о нем были иные мы, взрослые, должны помочь им в этом.

Мы думаем что, только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, способного тоже ощущать боль, может изменить отношение к нашему Зеленому дому. Так как знания, полученные с первых лет жизни, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Сама ценность дошкольного детства очевидна : первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, начало становления личности. Поэтому сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

В своей работе мы этой теме всегда уделяем много внимания - это формирование знаний о живой и неживой природе, о явлениях природы, а так же воспитание нравственных чувств. Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к природе.

На данном этапе изучили очень много литературы по экологическому воспитанию детей. Познакомились с программами: А. Вересова «Мы земляне.», Е. Рылеева «Открой себя.», Ж. Л. Васякиной – Новиковой «Паутинка.», С. Николаевой «Юный эколог».

За основу в своей работе мы взяли программ Н. А. Рыжовой «Наш дом природа» и технологию 3. Ф. Аксеновой «Войди в природу другом». Определили для себя тему, по которой работаем - «Войди в природу с добротой».

Девиз:

«Берегите эту землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы.

Убивайте всех зверей внутри себя.»

Главная цель в нашей работе: ознакомление с живой и неживой природой, бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры.

Задачи:

- уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы;

- формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе;

- развивать эмоционально - доброжелательное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира;

- развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой;

- пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.

В своей работе мы следуем следующим педагогическим принципам:

- системность;

- наглядность;

- доступность;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- сезонность.

Начали продумывать и применять на практике разнообразные методы и приемы в работе. Особую роль отвожу Непосредственно Образовательной Деятельности (НОД, так как считаем это важное средство воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На начальном этапе – ознакомительная НОД, затем комплексные, которые заканчивались продуктивной деятельностью. Мы считаем, что комплексная НОД - творческое дело воспитателя, ведь их можно организовать по-разному интересно.

Мы считаем, что чувственные представления детей о природе, полученные в повседневной жизни, на НОД могут быть расширены, углублены, систематизированы. На такой НОД главную роль отводим наглядности (рассматриванию картин, иллюстраций, художественной литературы, но и словесный метод работы имеет первостепенное значение. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых образов о природе и обеспечивают успешный результат. НОД: «Живая- неживая природа», «Живая душа природы- деревья», «Лесные происшествия зимой», «Могут ли вместе жить корова и волк, почему?», «Кто радуется весне?», «Его в руки не возьмешь- он колкий, ниток нет, одни иголки», темы такой НОД развивают у детей логическое мышление, воображение и воспитывают инициативность, ответственность.

С возрастом отношение к окружающему миру меняется, острее чувствуешь все явления в природе, даже одинокая рябинка, нарядившаяся в свой разноцветный наряд выглядит как произведение искусств и хочется спеть песню или прочитать стихи. Мы убеждены, именно стихи помогут найти путь к детскому сердцу, ведь, как отмечал В. Г. Белинский «поэзия первоначально воспринимается сердцем и уже потом передается голове.

Высказывание В. А. Сухомлинского о том, что если мы сумеем научить ребенка ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств, а открывать детям красоту мира можно через музыку слова, которое несет радость или грусть, мы взяли за основу в своей педагогической деятельности. Стихи разных поэтов, потешки, загадки используем в работе с детьми постоянно.

Немаловажное значение имеют наблюдения, которые бывают краткосрочные и длительные. Наблюдения одного цикла проводим последовательно - от простого к сложному.

Целевые прогулки вокруг детского сада, на своем участке, наблюдения за трудом взрослых, старших дошкольников все это расширяет кругозор детей.

Немаловажное значение в нашей работе имеет «экологическая тропа», маршрут ее определяли вместе с детьми. Сначала просто ходили к разным объектам и наблюдали, но потом увидели, что муравейник потихоньку кто-то разоряет, тогда муравьям негде скоро будет жить, мы его огородили веточками. В другом месте мы увидели, что у березки сломана веточка и поэтому ей очень больно, мы ее перевязали - это детям очень нравится и поэтому некоторые наши прогулки начинаются с обхода наших владений, все ли у нас там в порядке. Двигательная активность обеспечивает здоровье, энергию, выносливость ребят, а общение с природой развивает наблюдательность, познавательные интересы, культуру поведения и чувство красоты, поднимает настроение. Может показаться, что ходить по одной и той же тропе скучно и неинтересно, но всегда найдется что-то новое и необычное.

В сочетании с наблюдениями обязательно занимаемся заполнением календаря природы, мы считаем, что это важная совместная деятельность, в процессе которой происходит познавательное общение с детьми, обучаем находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые наблюдали, а так же понимать символы обозначения. С детьми младшего дошкольного возраста выполняем самые простые действия, например, выкладывание картинок на стенд, с тем явлением природы, которое наблюдали на прогулке или одеваем куклу в ту одежду, которая нужна ей по сезону. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.

С. Н. Николаева, считает, что формирование экологических представлений может идти на протяжении всего дошкольного возраста, но малыши могут прослеживать только единичные связи, в то время как в старшем возрасте при последовательной работе понимать связи комплексного развития в природе. У старших дошкольников уже формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы, поэтому всю работу с детьми строим с учетом возрастных особенностей.

Общение детей с природой не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому. Мы считаем полезными и интересными для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Не плохо бы организовывать экскурсии в разное время года, от которых у детей остается много впечатлений.

Необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой мы считаем - это создание предметно-развивающей среды при сохранении трех принципов:

- активности - побуждающая к действию;

- стабильности - воспитатель стабилен;

- комфортности - всем удобно.

В группе создан богатый природный уголок, с подобранными растениями для детей данного возраста, а так же оборудованием в уходе за ним, разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности.

Разнообразная опытническая работа с детьми активно способствует умственному воспитанию дошкольников, они обучаются умению устанавливать причинно - следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольников.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый -нет; где быстрее прорастет зернышко в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В своей работе с детьми мы придаём большое значение игровым технологиям.

Дидактические игры: «Помоги найти маму.»; «Большой -маленький.»; «Где чей домик?»; «Назови, кто я?»; «Времена года.»; «С какого дерева листик?»; «Оденем куклу на прогулку.» - они нам помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы.

Словесные игры: «Узнайте по описанию.»; «Съедобное -несъедобное.»; «Хорошо -плохо.»; «Что лишнее?»; «Волшебная палочка.»; «Узнай по голосу.»; «Кто как кричит.»; «Это кто к нам пришел?» - развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

С помощью игрушек и картинок знакомим детей с домашними и дикими животными, воспитываем интерес к ним и их детенышам. Для более глубокого изучения этой темы изготовили мини - макеты: «Скотный двор» и «Лесная поляна», здесь дети видят разницу жизни домашних и диких животных.

Публикации по теме:

Опыт работы по экологическому воспитанию Как прекрасен этот мир! Так хочется сохранить этот прекрасный мир для будущего поколения. Но сегодня все чаще слышны тревожные напоминания.

Интегрированная НОД по экологическому воспитанию «Путешествие в лес» ТЕМА: «Путешествие в лес» Связь с областями: познавательная, коммуникативная, безопасность, социализация, физическая. Цель: повышать интерес.

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Птицы» Программное содержание: Обобщать представление детей о птицах: у всех птиц есть клюв, тело покрыть перьями, птицы появляются из яйца. Учить.

НОД по экологическому воспитанию «Береги природу» НОД По экологическому воспитанию «Береги природу» Цель: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Развивать умение слушать, инициативно.

Отчёт по экологическому воспитаниюОтчёт по экологическому воспитанию Отчёт по экологическому воспитанию Лето для детей - самое лучшее время года, время отдыха. Когда можно больше находиться на воздухе, играть,.

Отчет по экологическому воспитанию.Отчет по экологическому воспитанию. Воспитатель: Тюрина Л. А. Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать,.

Проект по экологическому воспитанию «Петуния» Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому.

Программа по экологическому воспитанию Программа Экологического воспитания дошкольников на 2009 – 2012 годы Первый этап. Аналитический. (2009-2010 год). Задачи: 1. Анализ организации.

Статья «Советы по воспитанию детей от К. Д. Ушинского и других классиков отечественной педагогики» Статья для педагогического журнала «Советы по воспитанию детей от К. Д. Ушинского и других классиков отечественной педагогики». Проблемы.

Занятие по экологическому воспитанию «Что где растет» Цель: расширить представление детей о растениях; показать приспособление организмов к различным условиям жизни; раскрыть взаимосвязь живых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование начал экологической культуры дошкольников в условиях детского сада
Опубликовано: 20 октября 2015 в 21:19
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование начал экологической культуры дошкольников в условиях детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Горчина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД