Ольга Горчина
Формирование начал экологической культуры дошкольников в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
К вопросу о формировании начал экологической культуры дошкольников в условиях детского сада.
Экология-это наука, которая учит нас бережно относится к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, «яркий». Мир вокруг нас. Земля-это наш Зеленый дом. Моря и реки, леса и горы, деревни и города. Как много в этом замечательном доме! И вместе с нами в нем живут растения и грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери.
Все ли в порядке в нашем зеленом доме?
Публикация «Формирование начал экологической культуры дошкольников в условиях детского сада» размещена в разделах
В реке загрязнили воду, и от этого погибла рыба. На лугу оборвали все цветы, и поэтому исчезли бабочки. В воздух попали выхлопные газы машин, и от этого людям стало тяжело дышать.
Кто виноват в этих нарушениях?
К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю - наш Зеленый дом.
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность.
Чтобы мир явился нашим детям красивым и одухотворенным, чтобы представления о нем были иные мы, взрослые, должны помочь им в этом.
Мы думаем что, только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, способного тоже ощущать боль, может изменить отношение к нашему Зеленому дому. Так как знания, полученные с первых лет жизни, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Сама ценность дошкольного детства очевидна : первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, начало становления личности. Поэтому сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
В своей работе мы этой теме всегда уделяем много внимания - это формирование знаний о живой и неживой природе, о явлениях природы, а так же воспитание нравственных чувств. Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к природе.
На данном этапе изучили очень много литературы по экологическому воспитанию детей. Познакомились с программами: А. Вересова «Мы земляне.», Е. Рылеева «Открой себя.», Ж. Л. Васякиной – Новиковой «Паутинка.», С. Николаевой «Юный эколог».
За основу в своей работе мы взяли программ Н. А. Рыжовой «Наш дом природа» и технологию 3. Ф. Аксеновой «Войди в природу другом». Определили для себя тему, по которой работаем - «Войди в природу с добротой».
Девиз:
«Берегите эту землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте всех зверей внутри себя.»
Главная цель в нашей работе: ознакомление с живой и неживой природой, бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры.
Задачи:
- уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы;
- формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе;
- развивать эмоционально - доброжелательное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира;
- развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой;
- пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.
В своей работе мы следуем следующим педагогическим принципам:
- системность;
- наглядность;
- доступность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- сезонность.
Начали продумывать и применять на практике разнообразные методы и приемы в работе. Особую роль отвожу Непосредственно Образовательной Деятельности (НОД, так как считаем это важное средство воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На начальном этапе – ознакомительная НОД, затем комплексные, которые заканчивались продуктивной деятельностью. Мы считаем, что комплексная НОД - творческое дело воспитателя, ведь их можно организовать по-разному интересно.
Мы считаем, что чувственные представления детей о природе, полученные в повседневной жизни, на НОД могут быть расширены, углублены, систематизированы. На такой НОД главную роль отводим наглядности (рассматриванию картин, иллюстраций, художественной литературы, но и словесный метод работы имеет первостепенное значение. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых образов о природе и обеспечивают успешный результат. НОД: «Живая- неживая природа», «Живая душа природы- деревья», «Лесные происшествия зимой», «Могут ли вместе жить корова и волк, почему?», «Кто радуется весне?», «Его в руки не возьмешь- он колкий, ниток нет, одни иголки», темы такой НОД развивают у детей логическое мышление, воображение и воспитывают инициативность, ответственность.
С возрастом отношение к окружающему миру меняется, острее чувствуешь все явления в природе, даже одинокая рябинка, нарядившаяся в свой разноцветный наряд выглядит как произведение искусств и хочется спеть песню или прочитать стихи. Мы убеждены, именно стихи помогут найти путь к детскому сердцу, ведь, как отмечал В. Г. Белинский «поэзия первоначально воспринимается сердцем и уже потом передается голове.
Высказывание В. А. Сухомлинского о том, что если мы сумеем научить ребенка ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств, а открывать детям красоту мира можно через музыку слова, которое несет радость или грусть, мы взяли за основу в своей педагогической деятельности. Стихи разных поэтов, потешки, загадки используем в работе с детьми постоянно.
Немаловажное значение имеют наблюдения, которые бывают краткосрочные и длительные. Наблюдения одного цикла проводим последовательно - от простого к сложному.
Целевые прогулки вокруг детского сада, на своем участке, наблюдения за трудом взрослых, старших дошкольников все это расширяет кругозор детей.
Немаловажное значение в нашей работе имеет «экологическая тропа», маршрут ее определяли вместе с детьми. Сначала просто ходили к разным объектам и наблюдали, но потом увидели, что муравейник потихоньку кто-то разоряет, тогда муравьям негде скоро будет жить, мы его огородили веточками. В другом месте мы увидели, что у березки сломана веточка и поэтому ей очень больно, мы ее перевязали - это детям очень нравится и поэтому некоторые наши прогулки начинаются с обхода наших владений, все ли у нас там в порядке. Двигательная активность обеспечивает здоровье, энергию, выносливость ребят, а общение с природой развивает наблюдательность, познавательные интересы, культуру поведения и чувство красоты, поднимает настроение. Может показаться, что ходить по одной и той же тропе скучно и неинтересно, но всегда найдется что-то новое и необычное.
В сочетании с наблюдениями обязательно занимаемся заполнением календаря природы, мы считаем, что это важная совместная деятельность, в процессе которой происходит познавательное общение с детьми, обучаем находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые наблюдали, а так же понимать символы обозначения. С детьми младшего дошкольного возраста выполняем самые простые действия, например, выкладывание картинок на стенд, с тем явлением природы, которое наблюдали на прогулке или одеваем куклу в ту одежду, которая нужна ей по сезону. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.
С. Н. Николаева, считает, что формирование экологических представлений может идти на протяжении всего дошкольного возраста, но малыши могут прослеживать только единичные связи, в то время как в старшем возрасте при последовательной работе понимать связи комплексного развития в природе. У старших дошкольников уже формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы, поэтому всю работу с детьми строим с учетом возрастных особенностей.
Общение детей с природой не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому. Мы считаем полезными и интересными для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Не плохо бы организовывать экскурсии в разное время года, от которых у детей остается много впечатлений.
Необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой мы считаем - это создание предметно-развивающей среды при сохранении трех принципов:
- активности - побуждающая к действию;
- стабильности - воспитатель стабилен;
- комфортности - всем удобно.
В группе создан богатый природный уголок, с подобранными растениями для детей данного возраста, а так же оборудованием в уходе за ним, разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности.
Разнообразная опытническая работа с детьми активно способствует умственному воспитанию дошкольников, они обучаются умению устанавливать причинно - следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольников.
Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый -нет; где быстрее прорастет зернышко в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.
Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В своей работе с детьми мы придаём большое значение игровым технологиям.
Дидактические игры: «Помоги найти маму.»; «Большой -маленький.»; «Где чей домик?»; «Назови, кто я?»; «Времена года.»; «С какого дерева листик?»; «Оденем куклу на прогулку.» - они нам помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы.
Словесные игры: «Узнайте по описанию.»; «Съедобное -несъедобное.»; «Хорошо -плохо.»; «Что лишнее?»; «Волшебная палочка.»; «Узнай по голосу.»; «Кто как кричит.»; «Это кто к нам пришел?» - развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
С помощью игрушек и картинок знакомим детей с домашними и дикими животными, воспитываем интерес к ним и их детенышам. Для более глубокого изучения этой темы изготовили мини - макеты: «Скотный двор» и «Лесная поляна», здесь дети видят разницу жизни домашних и диких животных.