Татьяна Егорова
«Как зимуют дикие звери». Непрерывная образовательная деятельность в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Формировать умения детей устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе.
2. Закрепить представление о том, что у каждого времени года свои особенности и как дикие животные приспосабливаются к жизни в зимних условиях.
3. Формировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего вида животных.
4. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Материал к занятию:
1. Карточки-схемы «Приметы зимы»
Публикация «„Как зимуют дикие звери“, Непрерывная образовательная деятельность в средней группе» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
2. Цветные карточки – 4 шт. (белая, зеленая, красная, желтая) на каждого ребенка.
3. Презентация
4. Игрушки - медведь, лиса, заяц, еж, белка, мышка.
Раздается стук в дверь. Появляется ворона Каркуша.
Каркуша: Здравствуйте, ребята! С трудом нашла ваш детский сад. Все вокруг изменилось: на деревьях нет листьев, земля покрыта снегом, холодно! А когда я решила слетать в лес к друзьям, то не нашла знакомых животных, тихо там, не с кем поиграть. Что случилось?
Воспитатель: Ребята, объясните Каркуше, почему все вокруг так изменилось (на наборном полотне выставляются карточки-схемы «Приметы зимы»).
Дети: Потому что наступила зима. Стало холодно, солнышко реже светит и почти не греет; деревья приготовились к зиме – сбросили листву; трава пожелтела и спряталась под снегом.
Каркуша:
Зима наступила? А что до этого было? (Осень)
Каркуша, неужели ты не знаешь, что у нас четыре времени года.
Каркуша: Нет, не знаю.
Ребята, расскажите Каркуше, какие времена года бывают.
Дети: Зима, весна, лето, осень.
Воспитатель: Замечательно. И у каждого времени года есть свои приметы. Слушай, Каркуша, внимательно и запоминай.
Дидактическая игра «Когда это бывает»
У детей цветные карточки: белые – зима, зеленые – весна, красные – лето, желтые – осень. Воспитатель загадывает загадки, дети свои ответы сопровождают поднятием карточки и объясняют, почему такой ответ.
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня…. (Зима)
Дети: Это зима, потому что все кругом покрыто снегом, холодно, лед на реках. (Слайд № 2)
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной)
Дети: Это весна. Снег тает, появляются ручьи, прилетели грачи, просыпаются насекомые. (Слайд № 3)
Солнце печет,
Липа цветет.
Рожь колосится,
Золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Летом)
Дети: Это лето. Солнышко греет, все кругом цветет, жарко. (Слайд № 4)
Дни стали короче,
Длинней стали ночи.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети: Это бывает осенью. Становится холоднее, темнеет рано. Листья на деревьях сначала желтеют, потом опадают. (Слайд № 5)
Каркуша:
Теперь понятно. А где же мои друзья, куда они делись?
Воспитатель: посмотри, Каркуша, на эти картинку. (Слайд 6)
Каркуша: что на нее смотреть, я в лесу уже видела голые деревья, сугробы и снег.
Воспитатель: Посмотрите, вот под деревом огромный сугроб, в котором есть маленькое отверстие, из которого идет пар. Как вы думаете, кто там может быть.
Дети: Это наверно берлога медведя. (Картинка открывается)
Каркуша: И правда, медведь! А почему медведь спит? (Слайд 7)
Дети: Потому что медведь ест ягоды, мед, траву, а этого зимой нет в лесу. Медведь копит жир все лето и осень, затем строит берлогу и спит до весны.
Воспитатель: вот еще одна картинка. Посмотрите на нее внимательно. (Слайд 8)
Каркуша: я еще вижу вход в чью-то норку!
Дети: Там мышки, вход в норку очень маленький.
Воспитатель: Сейчас проверим. (Слайд 9)
Каркуша: И правда мышки! А мышки не спят.
Дети: Мышки все лето и осень делали себе запасы в норке, собирали зернышки и им не страшно зимовать зиму, много еды в кладовой.
Воспитатель: Посмотрите, кто-то спрятался под пеньком. Кто это может быть?
Дети: Это, наверно, ежик! (Слайд 10)
Каркуша: «А почему ежик тоже спит, как мишка?»
Дети: Ежик, как и медведь, копит жир, затем строит себе уютное гнездо и засыпает до весны, потому что ему трудно зимой добывать себе еду.
Воспитатель: Правильно, потому что ежик питается разными корешками, ягодами, грибами, насекомыми, мелкими грызунами.
Каркуша: О, я вижу дупло на дереве, это наверно тоже чей-то домик!
Дети: Там белочка! (Слайд 9)
Каркуша: Белочка какая-то другая стала, я ее не узнаю!
Дети: Потому что белочка поменяла цвет своей шубки с рыжего на серый, чтобы прятаться от врагов. А в дупле у нее тоже много запасов: и грибы, и орехи, и шишки.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Сейчас в лесу нет ни шишек с орехами, ни грибов, ни ягод. Голодно стало, но белочка заботливая хозяйка, она заранее сделала запасы еды в кладовых и теперь может спокойно зимовать. Да и цвет шкурки поменяла, теперь шкурка у белочки стала такой же, как ствол дерева: если ей нужно будет сбегать в кладовую, ее даже не будет видно.
Какие животные еще меняют шубку с летней на зимнюю?
Дети: Зайчик. Летом он серый, а зимой белый. Если он будет серым, то на снегу его увидит лиса или волк.
Воспитатель: Правильно, молодцы. А еще лиса меняет свою шубку с ярко-рыжей на серо-рыжую, чтобы быть менее заметной в зимнем лесу. И у нее и у волка зимой мех становится гуще и теплее, чтобы не мерзнуть в зимнюю стужу.
А сейчас, давайте превратимся в зайчиков и немного поиграем.
Физкультминутка «Зайка»
Скок – поскок, скок – поскок,
Прыгнул зайка на пенек.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки поднялись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок, скок, скок,
А теперь вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Вот тут у меня на столе сидят игрушечные звери, они живут у нас в группе, а не в лесу и хотят с вами поиграть.
Медведь:
Я в берлоге крепко сплю,
И меня нельзя будить.
С осени свой жир коплю,
Много ем и много пью.
Медведю зимой одна работа-
Крепко спать и весны ждать.
Заяц:
Я заяц, расскажу, как живется мне в лесу.
К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.
Очень трудно зимой бывает
Когда сильный мороз и еды не хватает,
А питаюсь я корой, ягодой замерзшей,
Что под снегом заяц найдет — все ему впрок пойдет.
Еж:
Зимой я крепко сплю,
зарывшись в теплую нору.
Я поохотился за лето:
Грибы искал, мышей ловил,
Мне нужно отдохнуть за это,
Устал я, выбился из сил.
Волк:
Я сейчас вам расскажу,
Как зимует волк в лесу.
Волк зимой очень злой.
В одиночку не ходит: волки стаями бродят.
Серые, худые, голодные, злые.
Лучше им не попадаться,
надо нас остерегаться.
Волку трудно зимой,
Еды не хватает, и он голодает.
Мышка:
Я маленькая мышка,
Живу у себя в норке.
Запасов наготовила я на зиму себе.
Забиты кладовые зерном и корешками,
Всю зиму буду сыта,
Тепло в моей норе.
Лиса:
Я зимы не боюсь:
В шубу теплую ряжусь,
Хвост, красивый какой -
Он мне нравится самой!
Живу в норе. Там сплю, отдыхаю,
А затем охотиться начинаю.
Ищу мышку полевую или живность какую.
Об этом, наверное, мало кто знает,
Но и мне зимой трудно бывает.
Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.
Белка:
Я белка, рыжий зверек,
по деревьям скок да скок,
Но зимою я меняюсь,
в шубку серую одеваюсь.
Мне приходится прыгать, скакать,
Чтобы как-то себя согревать!
Я всю осень дупло утепляла,
Пуха, соломки туда натаскала.
К зиме готовила запас - орехи, ягоды, грибы,
Чтобы зимой не голодать.
Где ж еду зимой достать?
Дидактическая игра «Кого не стало»
Игрушки стоят в ряд. Дети должны запомнить их очередность. Дети закрывают глаза, а воспитатель меняет местами игрушки. Дети должны отгадать что изменилось.
Воспитатель: Мишка мне сказал, что хочет еще с вами поиграть.
Подвижная игра «Мишка-лежебока»
Мишку сажают на стул в центре круга, дети ходят вокруг Мишки и говорят:
Мишка, Мишка – лежебока,
Хватит спать, хватит спать!
Мы хотим с тобою, Мишка,
Поиграть, поиграть!
Ты веселых ребятишек
Догоняй, догоняй!
Ну-ка, Мишка, ну-ка, Мишка
Нас поймай, нас поймай.
Мишка догоняет детей.
Воспитатель: Ну что, Каркуша, на все твои вопросы ответили дети и наши игрушечные животные?
Каркуша: Спасибо большое. Теперь я знаю, почему стало так холодно, и куда подевались мои друзья дикие животные. Буду ждать весны, чтобы встретится с ними опять.