Юлия Мастихина
«Как жили люди на Руси». Мини-музей предметов русского быта. Конспект НОД в ИРС для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: продолжить знакомство детей с жизнью наших предков, с русскими традициями. Воспитывать интерес к национально – культурной жизни русского народа.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с особенностями русской избы, образом жизни русских людей в старину;
- уточнить и расширять представления о предметах быта на Руси (рушник, кувшин, ухват, чугунок, лапти, прялка, скамья, о способах изготовления и материалах;
- ввести детей в особый самобытный мир путем его действенного познания с окружающими предметами.
Публикация «„Как жили люди на Руси“, Мини-музей предметов русского быта, Конспект НОД в ИРС для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Подготовительная группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Развивающие:
- развивать навыки речевого общения;
- активизировать и обогащать словарь;
- развивать эмоциональную отзывчивость, внимание, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- пробуждать у детей чувство любви к родному краю, его прошлому;
- воспитывать в душе ребенка любознательность, чувство красоты, помочь понять, что они часть русского народа;
- приобщить детей к народным культурным традициям, общечеловеческим нравственным ценностям, восхваляя положительные качества: гостеприимство, доброту, уважение к труду.
Интегрируемые образовательные области:
- познавательное развитие
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие
- коммуникативно-личностное развитие.
Словарная работа: рушник, кувшин, ухват, чугунок, лапти, прялка, скамья, лучина
Демонстрационный материал: слайды, аудиозапись русской народной песни «Пряха»; стилизованные предметы русского быта (ложки, кувшин, глиняный горшок, плетеные корзины, скатерти, рушники, салфетки, лапти, печка и др.); клубки ниток на каждого ребенка.
Ход НОД:
I. Организационный момент.
Педагог приветствует детей по старинному русскому обычаю, с поклоном:
- Доброго вам здоровица, дорогие дети!
- Как вы думаете, почему я поздоровалась с вами по старинному русскому обычаю? (ответы детей)
Славяне приветствовали уважаемого в общине человека низким поклоном до земли, иногда даже касаясь или целуя ее. Такой поклон назывался «большим обычаем». Знакомых и друзей встречали «малым обычаем» — поясным поклоном, а незнакомцев почти без обычая: прикладывая руку к сердцу и затем опуская ее вниз.
- Сегодня мы отправимся в путешествие в прошлое, я расскажу вам о том, как жили люди на Руси в давние времена.
Ира «Давно-сейчас»
- Я буду называть вам слова, а вы будете показывать руками назад, если это было давно. И перед собой, если этим предметом пользуются сейчас.
Квартира – изба, босоножки-лапти, чайник-самовар, фонарь-свеча, электроплита – печка, кастрюля – чугунок, шкаф – сундук, колодец – водопровод.
II. Основная часть
Демонстрация слайдов.
Слайд 1. "Русь деревянная - края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют".
-Ребята, как вы думаете, почему Русь называли деревянной (избы, посуда, мебель, многие предметы быта были деревянными).
Слайд 2. Русская изба представляет собой деревянный дом, частично уходящий в землю. Несмотря на то, что изба чаше всего состояла из одной комнаты, она условно делилась на несколько зон.
Слайд 3. Окна вначале закрывались слюдой или бычьими пузырями. Стёкла в Новгороде и Москве появились в 14 веке. Но они были очень дорогими, и ставили их только в богатых домах. И слюда, и пузыри, и даже стёкла того времени только пропускали свет, а что происходило на улице, через них видно не было.
Слайд 4. Был в избе печной угол, который считался грязным местом и отделялся от остального пространства избы занавесом.
Слайд 5. Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. На Руси изба всегда выстраивалась определенным образом с учетом сторон горизонта, красный угол находился с восточной стороны, в самом дальнем и хорошо освещенном месте. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону.
Слайд 6. Иконы устанавливались на специальной полочке и обязательно должны были стоять в определенном порядке. Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.
Слайд 7. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи (лавки) стольцы (табуретки, сундуки, - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз.
Слайд 8. Правый от печки угол назывался бабий кут или середа. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, здесь же стояла прялка.
Слайд 9. У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. На стенках - расшитые белые полотенца; пол, стол, скамьи выскоблены; на кроватях кружевные оборки - подзоры; оклады икон начищены до блеска.
Слайд 10. Лучина (драночка, щепань) — тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или освещение избы.
История – очень давнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование», рассказ о событиях прошлого».
Я знаю, что вы любите и интересуетесь историей. За многие века история накопила огромное количество сокровищ и бережно хранит их для будущих поколений. Как вы думаете, что представляют собой эти сокровища? (Ответы детей)
- Это предметы истории, культуры прошлого и настоящего.
- А что такое прошлое? (Ответы детей)
- Всё, что мы видим и слышим, мгновенно становится прошлым, но не исчезнет, а остается с нами.
- Да, дети, правильно. Самое важное из того, что произошло, мы не только помним, но и используем. Двигаясь вперёд, люди опираются на знания, умения, опыт тех, кто жил до них.
- Дети, как вы думаете, где хранятся предметы истории? (Ответы детей)
- Я думаю, что прошлое истории хранится в музее.
- Правильно. И сегодня приглашаю вас на экскурсию в музей. Наш музей не простой, а волшебный, поэтому все предметы здесь можно потрогать, подержать в руках.
Пальчиковая гимнастика.
На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт,
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем,
Стол стоит на толстой ножке.
Рядом стульчик у окошка,
Два бочонка под столом,
Вот такой я видел дом.
- В нашем музее собраны предметы русского быта.
- Какие из предметов вам знакомы? Назовите их и расскажите, для чего они нужны и как использовались, из чего сделаны.
- Скатерть.
- Кувшин
- Отгадайте загадку, о каком предмете идёт речь?
На топтале был,
На кружах был,
На пожаре был,
Домой пришёл –
Семью накормил.
Ответы детей. (Глиняный горшок.)
- Да, правильно, этот горшок сделал гончар. Он слепил его из
глины, а потом обжёг в печи.
Воспитатель комментирует каждый предмет, рассказывает его историю.
- Лапти. Плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т. д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка.
- Глиняные игрушки
- Рушник. Исстари на Руси ручное ткачество считалось традиционным женским занятием. Не было в деревне женщины, которая не умела бы ткать. Из домоткани шили одежду для всей семьи. Девушки готовили себе приданое для свадьбы, подарки жениху и будущей родне.
- Печка. Емеля, Баба-яга, Илья Муромец… Что объединяет этих сказочных персонажей? Печка! Емеля использовал её как оригинальное средство передвижения, Баба-яга мыла-парила в ней незваных гостей, а немощный Илья Муромец на печной лежанке лежал плашмя долгие годы, пока бродячие старцы не исцелили былинного богатыря и не призвали его на подвиги ратные. Русская печь сотни лет служила нашим предкам верой и правдой…
- Корзина
- Самовар. Символом уюта, домашнего тепла, семейного очага является самовар. Его покупали на всю жизнь, порой он переходил от родителей к детям, его берегли, за ним ухаживали.
- Деревянные ложки
Артикуляционное упражнение
Педагог обращает внимание детей на деревянные ложки.
- Вот у меня веселые ложки, почему я их так называю? (ответы детей)
- Возьмем ложки в руки, и не станет в доме скуки,
- Чтобы ложки весело играли, мы им поможем:
"Ра-ра-ра - веселимся мы с утра,
Ри-ри-ри - взяли ложки ложкари,
Ру-ру-ру - начинаем мы игру.
Ложкари: "Ложки расписные своё дело знают,
Они в руках умелых весело играют".
- Расскажите, что вы чувствуете, когда берете в руки вещи, которые представлены в нашем музее? (ответы детей)
- В старину говорили: «Не на то руки достались,
Чтобы зря болтались».
- Все эти вещи сделаны руками мастеров и мастериц, в каждую вещь вложена частичка души, труд и тепло человеческих рук, поэтому все эти вещи как будто живые, каждая вещь рассказывает свою историю.
-Молодцы, много всего знаете. Раньше не было электричества, не было ни радио, ни телевизора, зимние вечера долгие, вот собирались женщины в избе, зажигали свечи, а как вы думаете, что же они делали?
- Красные девицы вязали, вышивали, пряли на прялках, плели кружева, а добрые молодцы лапти плели, ложки вырезали, готовили инвентарь к полевым работам. Никто не ленился. У всех было много дел.
Слышится мяуканье.
- Кто же это да где же он (дети ищут котенка)
- Ах, котя - коток, что ж, он натворил?
Котя -коток, пушистый хвосток,
Под лавкой сидел, лапкой крутил, клубочки распустил.
- Помогите мне нитки в клубочки смотать.
- Ребята, мастерицы за работой всегда пели, недаром говорится:
"С песней и работа спорится" (куплет из р. н. песни "Молодая пряха")
Упражнение "Сматывание клубков"
А сейчас я приглашаю вас в гости в одну простую русскую семью, в прошлое, перенесемся на сто лет назад.
Инсценировка в исполнении детей
Деревенская изба: в ней печка, вёдра, коромысло, горшки, ухват, веник, стол, лавки. На столе - самовар, деревянные ложки, чугунок, лучина, хлеб.
Хозяйка: (обращается к своему мужу и сыну) “Иван Демьянович и ты Фролушка, идите щи отведайте”. Отец с сыном подходят к столу, садятся, крестятся, берут ложки и едят из общего чугуна.
Хозяин: “Ай, хороши нынче щи у тебя, Настасья Тимофеевна, получились”.
Хозяйка: “Да. Удались, крапивушка больно хороша попалась. Ты мне печку-то посмотри, дымит что-то, да и прялка сломалась. Наладить бы. Лапти прохудились у Фролушки, подлатал-бы. Поглядел бы”.
Хозяин: Печку поглядел, наладил. Лапти вечером залатаю, а уж прялку – завтра. (бьёт сына ложкой по лбу) Не балуй за столом, ешь!” Мать утешает ребёнка, даёт свистульку, гладит по голове говорит: “ Тятьку слушать надо, не шалить за столом”.
Кланяются, уходят.
Умели русские люди работать, любили и повеселиться и поиграть.
Подвижная русская старинная игра «Лень».
Один играющий сидит в центре круга, все дети стоят по кругу.
Дети: Что ты, лень, лежишь?
Лень: Пить. Есть хочу!
Дети: Что же тебе надобно?
Лень: Явства баярские, питье государское!
Дети идут по кругу, поют:
Кто спину не гнет,
Тому ложка не в рот,
А где гнулася спина –
Там рожь густа.
С зерна-то пирог,
С колоска – весь мешок!
Поскачи, попляши, лень, тогда дадим пить-есть!
Дети хлопают. Лень пляшет.
- А теперь не зевай, нас скорее догоняй!
Угощение детей чаем и баранками.
-Я и мой Фока толстячок желаем, чтобы у вас было и житьё и бытиё, и здоровьице, а кто такой Фока толстячок, догадайтесь сами:
"Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем чай пить велит".
- Только пить мы будем не чай, а русский напиток сбитень, а из чего сбитень приготовлен, вы мне сейчас скажите сами. (дети по запаху определяют мед, по внешнему виду: листья малины, смородины, липовый цвет.)
III. Обобщение и выводы.
- Сядем за стол рядком, да поговорим ладком, расскажите мне, где же вы бывали, что же видали? (Ответы детей)
- Что же больше всего вам понравилось в жизни русских людей в давние времена? (ответы детей).