галина андреева
Проект «Предметы русского быта»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Предметы русского быта»
Участники проекта : дети, родители, воспитатель, библиотекарь.
Возраст детей: 5 лет.
Введение: Ни для кого не секрет, что чувство любви к своей родине прививаются там, где человек родился и вырос. Но для того чтобы привить эти чувства необходимо знать историю своей страны, знать культуру, быт, традиции и то, что является историческим наследием народа. И для того чтобы дети выросли настоящими патриотами своей страны, своей малой Родины мы разработали проект «Предметы русского быта».
Публикация «Проект „Предметы русского быта“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Проекты. Проектная деятельность
- Электричество, бытовые приборы. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Цель проекта :
- расширение и углубление знаний детей о предметах быта русского народа, развитие интереса к прошлому.
Задачи:
- способствовать формированию у детей интереса к быту русского народа;
- приобщить родителей к поиску необходимой информации для создания проекта;
-формировать чувство любви к Родине, своим истокам и своему народу на основе изучения быта местных жителей.
Идея проекта :
В наше время дети очень мало получают информации о быте своего народа, о том, как жили их предки, каким было их жилище, какими предметами они пользовались и как назывались эти предметы. Не многие
Актуальность проекта :
Наша жизнь стремительно движется вперед, меняется жизнь, меняемся мы. Если идти в ногу со временем, то несомненно получается так: что-то мы приобретаем, что-то теряем. А если рассматривать сложившуюся ситуацию более масштабно, то получается так, что в погоне за современной жизнью мы теряем самое дорогое для нас - наше прошлое. А причиной всего этого является то, что дети очень мало получают информации о русской культуре, о быте своего народа. И для того, чтобы не потерять окончательно наше историческое наследие, надо начать приобщать к культуре и истории детей уже с дошкольного возраста.
1 Этап: Подготовительный.
На данном этапе изучается имеющаяся база по данной теме, просматривается методическая литература, подбирается необходимый материал, проводится его систематизация, определяется пути осуществления проекта.
Для начала мы выделили то, что одним из важнейших приоритетов современного дошкольного образования является духовно-нравственное воспитание детей. И в связи с этим стало необходимым развить в детях потребность в изучении истории своего народа, его культуры и быта. Так как всё это вместе передает национальную самобытность народа, а также является богатым материалом для воспитания любви к Родине. И самое важное из того, что дает изучение истории своего народа это то, что оно не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни, помогает сохранить в памяти то, как жили наши предки. В детском саду ведется определенная работа : в группах оформлены уголки народного искусства: дети знакомятся с пословицами, поговорками, слушают сказки. Однако стало очевидным, что система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания материалов необходимых для пополнения знаний, которые обеспечивала бы детям особые ощущения. Хотя мы пока не можем иметь в детском саду своего музея или уголка, но у нас есть возможность показать детям предметы быта, имеющиеся в мини-музее при Раздольевской сельской модельной библиотеке.
При систематизации подобранных материалов и при устном опросе мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не были и вышеуказанном мини-музее. А те, кто бывал в музее, не сохранили в памяти названия старинных вещей, предметов быта. Также мы поняли, что представления воспитанников детского сада о русской культуре отрывочны и поверхностны. Они восполнялись только участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок в библиотеке и посещением мини-музея при библиотеке. Также мы выяснили, что все эти мероприятия были рассчитаны на восприятие детей школьного возраста, а для дошкольников требуется особо подготовленный и переработанный материал. Необходимо было найти информацию о предметах быта местного населения, составить список утраченных из современной лексики названий предметов быта.
2 этап: Ознакомительный
В ходе планирования мы отметили, что необходимую информацию мы можем найти в Раздольевской сельской модельной библиотеке, а также в сети ИНТЕРНЕТ.
Включение посещения мини- музея русского быта в образовательное пространство было необходимо для обогащения развития детей. Ведь они являются не только информационно-коммуникативной системой, они выполняют и педагогическую функцию. И самое главное, знакомясь с предметами быта, ребенок имеет возможность узнать историю быта своего народа, своего родного края. Немаловажным является и то, что в музее имеется возможность получения информации посредством тактильного контакта или игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предметы в действии).
Так как, дошкольникам характерно наглядное и образное мышление, недостаточно было использовать только печатную продукцию и иллюстрации. Необходимо было ознакомить детей с реальными предметами и материалами (старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Для этого мы начали исследование предметов быта (самовар, ухват, чугун, прялка, ручная мельница, весы «кантарь», коромысло, сундук, ткацкий станок и т. д.). Главный библиотекарь рассказала нам о том, как появились данные предметы в библиотеке, как они использовались в быту, обратила внимание детей на то, какие предметы быта уже не используются в быту и какие из них ещё и не используются в обычном разговоре. Названия этих предметов мы сейчас можем найти в большей степени только в сказках, пословицах, поговорках и исторических произведениях.
В ходе ознакомления с предметами быта, имеющимися в мини- музее мы составили список предметов быта. Это нужно было для того, чтобы найти дополнительную и полную информацию об этих предметах.
3 этап. Заключительный.
Исходя из значимости работы в данном направлении, мы на третьем этапе подготовили наглядные материалы для занятий с детьми - брошюру и презентацию.
В брошюре имеется информация о каждом предмете быта, имеющемся в мини- музее и фотография и названия этих предметов.
Презентация содержит аналогичную информацию, но только в большем информационном объеме.
После завершения работ по данному проекту мы планируем продолжить сбор информации о других предметах быта, и данный проект продолжит своё развитие. Надеемся также, что он перерастет в долгосрочный совместный проект детей, родителей и педагогов.
Итоги работы. Проведенные мероприятия по внедрению в практику работы ДОУ нового содержания – наглядно-информационной и музейной педагогики позволило добиться качественного улучшения эстетического воспитания детей. У них намного увеличились знания о русской народной культуре, что позволило им свободно ориентироваться в имеющихся фольклорных материалах, использовать данный материал (потешки, загадки, сказки, былины и т. д.) на занятиях с учетом их возраста. У педагогов появилась возможность использовать наглядный материал, полученный в ходе реализации данного проекта, передавать свои знания детям и их родителям.
Анализ проделанной работы указал на перспективность развития данного направления работы с воспитанниками детского сада, и поэтому данный проект будет продолжаться и в дальнейшем.
Работа по реализации проекта
Формы работы Мероприятия
Семинар - Семинар «Особенности организации проектной деятельности с использованием предметов быта, имеющихся в мини- музее».
- Семинар-практикум «Организация работы с детьми в музее народного быта с использованием методов развития творческого воображения и теории решения изобретательных задач»
Экскурсия - Посещение мини- музея Раздольевской сельской модельной библиотеки.
Консультация - «Развитие речи дошкольников на основе фольклорного жанра».
-«Знакомство с названиями предметов быта, неиспользуемых в повседневной речи».
- «Влияние фольклора и предметов русского быта на звуковую культуру речи детей дошкольного возраста».
Игра - «Угадай-ка. Всё о предметах быта русского населения».
Анализ возникших проблем - Как привлечь родителей к совместному творчеству с детьми.
- Решение воспитательных и образовательных задач средствами изучения экспонатов музея.
Основная форма работы по развитию речи дошкольников методами ТРИЗ и РТВ - Составление конспектов занятий с детьми в музее народного быта.
- Составление списка наименований предметов быта, имеющихся в музее и сбор информации об этих предметах.
- Анализ проделанной работы и оценка влияния проекта на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
- Организация пространственно-предметной среды по приобщению детей к народной культуре, к сохранению русского историко-культурного наследия.
Актуальная лекция - Новые подходы к развитию детей средствами применения музейных экспонатов и фольклора.
Совместное и индивидуальное проектирование - Работа исполнителей проекта по самообразованию.
- Планирование воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.
Воплощение запроектированных работ - Знакомство с предметами народного быта в мини-музее.
- Просмотр открытых занятий с детьми. Обсуждение и анализ.
Приложение 1.
- Презентация «Предметы русского быта»
-Учебный наглядный материал «По экспозициям мини-музея» с характеристикой предметов быта для дошкольников и педагогов.