Людмила Пономарь
Конспект НОД для детей 6–7 лет «Народные праздники, обычаи и традиции русского народа». Игра «Умники и умницы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование представлений о социокультурных ценностях русского народа.
Задачи:
• Закрепить знания детей о традициях и обычаях наших предков (через игру «Умники и умницы»);
• Активизировать словарь (изобильная, щедрая, радушный, гостеприимный, рушник, каравай и т. д.);
• Продолжать воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за древнюю русскую культуру;
Методы и приемы:
• Беседа о русской щедрости и гостеприимстве;
• Чтение стихотворения «Дорогих гостей встречаем….»
Публикация «Конспект НОД для детей 6–7 лет „Народные праздники, обычаи и традиции русского народа“, Игра „Умники и умницы“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Подготовительная группа
- Русские народные игры
- Русские народные традиции и обычаи
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Умники и умницы. Интеллектуальная игра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2016
• Исполнение песни «К нам гости пришли»
• Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
• Игра-разминка «Плетень»
• Танец «Русский хоровод»
Предварительная работа:
• Просмотр презентаций:
1 Русские народные праздники;
2 Русский народный костюм;
3 Русская изба;
4 Русская кухня;
• Чтение русских народных сказок(«Гуси- лебеди»,» Крошечка-Хаврошечка» и др.)
• Заучивание пословиц и поговорок;
• Разучивание движений в хороводах, русских народных песен, подвижных народных игр;
• Рисование русских орнаментов (русские рубахи);
• Изготовление оберегов (худ/творчество);
• Проведение праздников- развлечений :
1 Яблочный Спас;
2 Покрова (сказка «Шарф-Покров»);
3 Рождество;
4 Масленица;
• Экскурсия в музей им. Нечитайло («Русская изба»)
• Просмотр театрализованного представления «1 день из жизни казака»
Оборудование:
Платки с народным орнаментом (взрослые и детские, каравай,кисель, пироги (с капустой, фруктами,рушники, половики (домотканые) ,лавки, табуреты, вопросы для игры, звездочки- фишки, детские народные костюмы.
Ход занятия- развлечения;
Вос-ль : Родина – это край где мы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. Россия – какое красивое слово! И роса, и сила и синие просторы…
Глубоки у нас моря,
Широки у нас поля,
Изобильная, родная.
Щедрая моя земля!
Ребята, а что значит «щедрая земля»?
Дети: Земля дает богатые урожаи зерна, овощей и фруктов.
Вос- ль :Верно, все эти богатства земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством,гостеприимством.
Вот имы сегодня зайдем в гости к одной «Хозяюшке».
(Воспитатель и дети проходят в муз/ зал где расставлены лавки,столы, утварь-имитация русской избы). Встречает девочка песней «К нам гости пришли»,а затем взрослая «хозяюшка» -Караваем с рушником:
Хозяюшка:
Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем,
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником
(звучит русская народная музыка)
Воспитатель получает каравай -кланяется
Ребенок:
Знают все, кто ест,
Хлеб не надоест!
Хлеб наша главная еда
Всегда!
Рыба- водица,
Ягода- трава,
А хлеб, как говорится,
Всему голова!
Вос- ль: Встречать гостей караваем- это издавна русская традиция.
Хозяюшка: В гости ко мне проходите,на лавки поудобнее садитесь. (дети садятся на лавки, расставленные буквой «П»,по середине застелены 3 половика –домотканых, напротив стоит стол «украшен» в русском стиле и табуреты для жюри.
Вос-ль: Здесь сегодня собрались 3 команды «Сальчанки», «Дончанки» и «Молодцы- удальцы». Они проявят свои знания,ум и эрудицию через игру «Умницы и умники»,а оценят наши знания – жюри: Заведующий д/с и старший воспитатель.
Жюри : Капитаны подходите и вопросы для команды берите (капитаны берут по 8 вопросов-карточек определенного цвета и раскладывают их по своим половичка-дорожкам).
Вопросы:
• Символ Масленицы (блины)
• Одежда на Руси у женщин (сарафан)
• Одежда на Руси у мужчин (рубаха, штаны)
• Примета на Покров (встреча осени и зимы)
• Символ Спаса (яблоко)
• Чем славится русский народ, когда приходят в гости (гостеприимность)
• Как назывался народный календарь на Руси (месяцеслов)
• Что такое Масленица (проводы зимы, встреча весны)
• Как называется воскресенье на Масляной неделе (прощеное)
• Символ Святок (сочиво, кутья)
• Что устраивали в зимние вечера русские люди (посиделки)
• Как называли жилище на Руси (изба)
• Чем отапливали жилище в древности (русская печь)
• Какая посуда была раньше (деревянная)
• Как называлось раньше полотенце (рушник)
• Оберег русского жилища (домовой)
• Главный напиток русских народов (квас)
• Древний вид обуви летом (лапти)
• Древний вид обуви зимой (валенки)
• Русские народные музыкальные инструменты (дудка, рожок, бубен, балалайка)
• Где хранили одежду (сундук)
• Основа русской кухни (хлеб)
• Напитки праздничных дней (чаепитие)
• Самый популярный сладкий русский напиток (кисель)
• Как назывался старинный рождественский обряд (колядки).
(за каждый правильный ответ-звезда, если команда затрудняется,то могут ответить другие дети и принести доп. / балл- фишку своей команде).
После 4 вопросов (каждой команды)провести игру «Плетень» 1-2 раза.
Вос-ль: На лавочки садитесь, игрузавершите (еще по 4 вопроса каждая команда).
А теперь вопросы капитанам:
• Как называлось зимнее пальто у женщин (зипун)
• Что носили зимой мужчины? (кожух)
• Как назывался раньше теплый жилет? (душегрея)
• Как назывался Святой угол в избе? (красный)
• Что водили (устраивали) летом молодежь? (хороводы)
• Как назывался раньше забор? (плетень)
(жюри подводит итоги)
Вос-ль : На Руси Была традиция (обычай) после работы летом водить хороводы,веселиться. И наши девочки сейчас покажут свой мастер- класс :русский хоровод «
Вос-ль: Сегодня мы вспомнили еще раз традиции и обычаи русского народа, его быт,кухню, познакомились с гостеприимной Хозяйкой. Посмотрите сколько угощений наготовила нам Хозяюшка. Ведь русская кухня такая же щедрая и богатая, как душа русского человека!
Хозяюшка : У нас есть угощение
Всем на удивление.
Кушайте, на здоровье,
Славьте русское хлебосолье!
Вос-ль: А нашим гостям (педагогам учреждения) ребята на память хотели подарить «обереги» ,сделанные своими руками.