Приложение МААМ

Проект «Мини-музей «Предметы народного быта» (1 фото)

Галина Чекряк
Проект «Мини-музей «Предметы народного быта»
▼ Скачать + Заказать документы

Вид проекта : групповой, творческий, долгосрочный.

Участники проекта : воспитатель Чекряк Г. П., дети 6-7лет, родители воспитанников.

Проект «Мини-музей «Предметы народного быта»

Актуальность проекта. В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

Публикация «Проект „Мини-музей „Предметы народного быта“» размещена в разделах

Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.

Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.

В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта (например горшок, шкатулка, керосиновая лампа, прялка, коромысло и т. д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, в 2015-2016 учебном году в нашем детском саду возникла идея организации музея народного быта, которая переросла в долгосрочный педагогический проект. Данный проект продолжает развиваться.

Первый этап: Целеполагание.

Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

(В. А. Сухомлинский)

Обращение к народным истокам - декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа в воспитании и развитии детей традиционно для практики дошкольного образования. В последние годы произведения народного творчества стали предметом особенно пристального внимания педагогов. Однако, все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно и не востребуются детьми в самостоятельной деятельности.

У взрослых часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в конце 90-х годов XX века, возвращаться назад в «преданья старины глубокой». Культура и опыт передаются из уст, но действуют из поколения в поколение. Из опроса родителей видно, что они не достаточно знакомы с этой областью культуры и не всегда могут помочь ребенку узнать и полюбить ее.

Хотя произведения народного искусства, народных ремесел всегда были близки природе ребенка и являются значительной частью культурного опыта человечества, имеют большое влияние на воспитание лучших духовных качеств личности. Чтобы народное искусство не вытеснялось из жизни ребенка и стало для него интересным и привлекательным, мы решили создать в группе мини-музей «Предметы народного быта»

Цель: ознакомление дошкольников с историей и культурой своего народа.

Задачи:

1. Создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре.

2. Сформировать конкретные представления о предметах народного быта и их назначений.

3. Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.

4. Повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики.

5. Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.

6. Воспитывать любовь и бережное отношение к русской народной культуре.

Направление деятельности музея:

- пополнять фонды музея путем налаживания контактов с родителями, бабушками, дедушками и различными организациями;

- проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;

- изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;

- осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;

- проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов.

Предполагаемые итоги реализации проекта :

1. Сформировать у детей представление о музее, как центре культуры своего народа.

2. Расширение кругозора детей о том, какие вещи были в быту у наших предков.

3. Развитие творческого и логического мышления, воображения.

Второй этап: Разработка проекта.

1. Довести до сознания родителей и детей важность данной проблемы.

2. Подбор старинных народных предметов : коромысло, стиральная доска, кувшин, сундук, часы с кукушкой, горшок, мельница ручная, ложки деревянные, прялка, шкатулка, керосиновая лампа.

3. Составление плана работы по реализации данного проекта.

Третий этап: Работа над реализацией проекта.

Работа с воспитателями

Формы работы Мероприятия Ответственные

Консультации - «Музей в детском саду».

- «Устройство русской избы». воспитатель

Деловая игра - «Что вы знаете о русской народной культуре».

- Интеллектуальный блиц-турнир для воспитателей «О русских обычаях, традициях и народном творчестве».

воспитатель

Анализ проблемных ситуаций - Как привлечь родителей к совместному творчеству

с детьми.

- Решение воспитательных и образовательных задач средствами музейной педагогики. старший воспитатель

Работа с детьми в музее народного быта

Формы работы Мероприятия Ответственные

Экскурсии-путешествия - Беседа «Как необходимо вести себя при посещении музея».

- Экскурсия в городской краеведческий музей: «Знакомство с экспонатами музея»

- Дид. игра «Расскажем нашим друзьям, как вести себя в музее».

- «Путешествие в мир старинных вещей» - в музее группы

воспитатель

Мероприятия НОД 1. «Каша масленая, ложка деревянная» -соц. мир

2.«Из бабушкиного сундука» -соц. мир

3. Лепка:

«Чудесный горшочек».

4. Рисование на тему:

«Самый интересный предмет мини- музея». воспитатель

Развиваем речь детей Составление творческих рассказов о прялке, самоваре и многих других предметах русского народного быта Составление загадок о деревянной ложке, о часах с кукушкой и мн. др. воспитатель

Театрализованные представления - «Как избушка стала дворцом»

- «Каша из топора» музыкальный руководитель и

воспитатель

Праздники, развлечения - «Масленица»

- «Праздник русской берёзки»

Разучивание песен: «Береза»; «Пошла млада за водой» и т. д. музыкальный руководитель и

воспитатель

В игре ребёнок развивается, познаёт мир.

Подвижные игры: «Горелки», «Чехарда», «Гуси-лебеди».

Сюжетно-ролевые: «Пьем чай из русского самовара», «Обед в русской избе». Дидактические игры:

«Народные промыслы», «Народный костюм», «Построй избу», «Найди такой же предмет».

воспитатель и дети

Взаимодействие с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Формы работы Мероприятия Ответственные

Анкетирование - «Какое значение для вас и вашего ребёнка имеет мини-музей» .

- «Что вы знаете о предметах народного быта» воспитатель

Консультация:

«Как помочь родителям закрепить знания ребёнка о предметах народного быта» воспитатель

Общие родительские собрания - «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей на основе приобщения их к народной культуре»

- Круглый стол «Роль семейных традиций в нравственном воспитании дошкольников»

воспитатель

Праздники, развлечения. - Совместный досуг «В гостях у бабушки Федоры».

- Спортивный праздник «Богатырская наша сила» воспитатель

Наглядная информация Папки-передвижки «Предметы народного быта», «Русская изба», «Русский народный костюм».

Информация о проекте на стенд для родителей. воспитатель

Четвё ртый этап: Заключительный

1. Создание мини – музея «Предметы народного быта».

Итоги работы.

Проведенные организационные мероприятия по внедрению в практику работы ДОУ нового содержания - музейной педагогики позволило добиться качественного улучшения художественно-эстетического воспитания детей.

Расширились знания воспитателей о русской народной культуре, что позволяет им свободно ориентироваться в фольклорном материале, подбирать соответствующий материал (потешки, загадки, сказки, былины и т. д.) с учетом возраста детей. У педагогов появился интерес к русской народной культуре, желание передавать свои знания детям и их родителям.

Создан мини – музей «Предметы народного быта»

Ресурсы:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Детство-Пресс, 2008.

2. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

3. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

4. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.

Публикации по теме:

Проект «Предметы русского быта» Проект «Предметы русского быта» Участники проекта: дети, родители, воспитатель, библиотекарь. Возраст детей: 5 лет. Введение: Ни для кого.

Дидактическая игра «Предметное лото. Предметы быта русского народа»Дидактическая игра «Предметное лото. Предметы быта русского народа» Добрый день, уважаемые коллеги! Приобщение детей к традициям и обычаям русского народа необходимо начинать с раннего возраста. Детям очень.

Фотоотчет «Путешествие к истокам прошлого. Музей народного быта «Русская изба»Фотоотчет «Путешествие к истокам прошлого. Музей народного быта «Русская изба» У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Мы не должны забывать о прошлом: о своих.

Мини-музей народного декоративно прикладного искусстваМини-музей народного декоративно прикладного искусства Мини – музей народного декоративно прикладного искусства. В нашем детском саду одна из годовых задач является «Знакомство детей с народным.

Мини-музей народного творчества «В гостях у мастеров»Мини-музей народного творчества «В гостях у мастеров» Предметно-развивающая среда в ДОУ создает условия для творческой деятельности детей. Она побуждает детей к игре, формирует воображение,.

Мини-музей «Предметы глубокой старины»Мини-музей «Предметы глубокой старины» Мини-музей «Предметы глубокой старины». Неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика. Именно.

Музейный интерактивный урок «Предметы старинного быта» из цикла уроков «Музей на колесиках»Музейный интерактивный урок «Предметы старинного быта» из цикла уроков «Музей на колесиках» У нас в гостях побывала руководитель музейно-образовательного отдела МУ "Кыштымский историко-революционный музей" Рябинина Галина Александровна.

ОДД Познание: ознакомление с предметным и социальным окружением «Предметы быта» в старшей группе Сегодня мы с вами отправимся в путешествие во времени, а темой нашего путешествия будет «История вещей», а поговорим мы с вами о предметах.

План работы мини-музея «Предметы быта Нижегородского края» Цель создания музея: осуществлять комплексный подход к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Задачи музея: - расширять представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Мини-музей «Предметы народного быта»
Опубликовано: 30 сентября 2016 в 16:49
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Мини-музей «Предметы народного быта»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Чекряк в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД