Галина Чекряк
Проект «Мини-музей «Предметы народного быта»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : групповой, творческий, долгосрочный.
Участники проекта : воспитатель Чекряк Г. П., дети 6-7лет, родители воспитанников.
Актуальность проекта. В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.
Публикация «Проект „Мини-музей „Предметы народного быта“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Электричество, бытовые приборы. Проекты, планы
- Темочки
Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.
Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.
В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта (например горшок, шкатулка, керосиновая лампа, прялка, коромысло и т. д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.
Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).
Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, в 2015-2016 учебном году в нашем детском саду возникла идея организации музея народного быта, которая переросла в долгосрочный педагогический проект. Данный проект продолжает развиваться.
Первый этап: Целеполагание.
Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
(В. А. Сухомлинский)
Обращение к народным истокам - декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа в воспитании и развитии детей традиционно для практики дошкольного образования. В последние годы произведения народного творчества стали предметом особенно пристального внимания педагогов. Однако, все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно и не востребуются детьми в самостоятельной деятельности.
У взрослых часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в конце 90-х годов XX века, возвращаться назад в «преданья старины глубокой». Культура и опыт передаются из уст, но действуют из поколения в поколение. Из опроса родителей видно, что они не достаточно знакомы с этой областью культуры и не всегда могут помочь ребенку узнать и полюбить ее.
Хотя произведения народного искусства, народных ремесел всегда были близки природе ребенка и являются значительной частью культурного опыта человечества, имеют большое влияние на воспитание лучших духовных качеств личности. Чтобы народное искусство не вытеснялось из жизни ребенка и стало для него интересным и привлекательным, мы решили создать в группе мини-музей «Предметы народного быта»
Цель: ознакомление дошкольников с историей и культурой своего народа.
Задачи:
1. Создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре.
2. Сформировать конкретные представления о предметах народного быта и их назначений.
3. Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
4. Повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики.
5. Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.
6. Воспитывать любовь и бережное отношение к русской народной культуре.
Направление деятельности музея:
- пополнять фонды музея путем налаживания контактов с родителями, бабушками, дедушками и различными организациями;
- проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;
- изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;
- осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;
- проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
1. Сформировать у детей представление о музее, как центре культуры своего народа.
2. Расширение кругозора детей о том, какие вещи были в быту у наших предков.
3. Развитие творческого и логического мышления, воображения.
Второй этап: Разработка проекта.
1. Довести до сознания родителей и детей важность данной проблемы.
2. Подбор старинных народных предметов : коромысло, стиральная доска, кувшин, сундук, часы с кукушкой, горшок, мельница ручная, ложки деревянные, прялка, шкатулка, керосиновая лампа.
3. Составление плана работы по реализации данного проекта.
Третий этап: Работа над реализацией проекта.
Работа с воспитателями
Формы работы Мероприятия Ответственные
Консультации - «Музей в детском саду».
- «Устройство русской избы». воспитатель
Деловая игра - «Что вы знаете о русской народной культуре».
- Интеллектуальный блиц-турнир для воспитателей «О русских обычаях, традициях и народном творчестве».
воспитатель
Анализ проблемных ситуаций - Как привлечь родителей к совместному творчеству
с детьми.
- Решение воспитательных и образовательных задач средствами музейной педагогики. старший воспитатель
Работа с детьми в музее народного быта
Формы работы Мероприятия Ответственные
Экскурсии-путешествия - Беседа «Как необходимо вести себя при посещении музея».
- Экскурсия в городской краеведческий музей: «Знакомство с экспонатами музея»
- Дид. игра «Расскажем нашим друзьям, как вести себя в музее».
- «Путешествие в мир старинных вещей» - в музее группы
воспитатель
Мероприятия НОД 1. «Каша масленая, ложка деревянная» -соц. мир
2.«Из бабушкиного сундука» -соц. мир
3. Лепка:
«Чудесный горшочек».
4. Рисование на тему:
«Самый интересный предмет мини- музея». воспитатель
Развиваем речь детей Составление творческих рассказов о прялке, самоваре и многих других предметах русского народного быта Составление загадок о деревянной ложке, о часах с кукушкой и мн. др. воспитатель
Театрализованные представления - «Как избушка стала дворцом»
- «Каша из топора» музыкальный руководитель и
воспитатель
Праздники, развлечения - «Масленица»
- «Праздник русской берёзки»
Разучивание песен: «Береза»; «Пошла млада за водой» и т. д. музыкальный руководитель и
воспитатель
В игре ребёнок развивается, познаёт мир.
Подвижные игры: «Горелки», «Чехарда», «Гуси-лебеди».
Сюжетно-ролевые: «Пьем чай из русского самовара», «Обед в русской избе». Дидактические игры:
«Народные промыслы», «Народный костюм», «Построй избу», «Найди такой же предмет».
воспитатель и дети
Взаимодействие с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Формы работы Мероприятия Ответственные
Анкетирование - «Какое значение для вас и вашего ребёнка имеет мини-музей» .
- «Что вы знаете о предметах народного быта» воспитатель
Консультация:
«Как помочь родителям закрепить знания ребёнка о предметах народного быта» воспитатель
Общие родительские собрания - «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей на основе приобщения их к народной культуре»
- Круглый стол «Роль семейных традиций в нравственном воспитании дошкольников»
воспитатель
Праздники, развлечения. - Совместный досуг «В гостях у бабушки Федоры».
- Спортивный праздник «Богатырская наша сила» воспитатель
Наглядная информация Папки-передвижки «Предметы народного быта», «Русская изба», «Русский народный костюм».
Информация о проекте на стенд для родителей. воспитатель
Четвё ртый этап: Заключительный
1. Создание мини – музея «Предметы народного быта».
Итоги работы.
Проведенные организационные мероприятия по внедрению в практику работы ДОУ нового содержания - музейной педагогики позволило добиться качественного улучшения художественно-эстетического воспитания детей.
Расширились знания воспитателей о русской народной культуре, что позволяет им свободно ориентироваться в фольклорном материале, подбирать соответствующий материал (потешки, загадки, сказки, былины и т. д.) с учетом возраста детей. У педагогов появился интерес к русской народной культуре, желание передавать свои знания детям и их родителям.
Создан мини – музей «Предметы народного быта»
Ресурсы:
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Детство-Пресс, 2008.
2. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
3. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
4. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.