Александра Артеменко
Доклад «Мини-музей как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание патриотических чувств у дошкольников - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитания любви к близким людям, детскому саду, к родному городу, родной стране.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Публикация «Доклад „Мини-музей как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Одним из средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста является мини-музей. Мини-музей ДОУ особое, специально организованное пространство детского сада, способствующее расширению кругозора и ребенка и взрослого, социализации, приобщению к вечным ценностям, воспитанию чувства патриотизма.
Главная задача при организации мини-музея в ДОУ – построение диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской и познавательной деятельности.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиций, и определенную ограниченность тематики.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
Вид проекта: информационно-познавательный
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.
Срок реализации: 1 месяц
Интеграция образовательных областей: физическое, познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
В этом году мы отмечаем 55-летие первого полёта человека в космос.
Подвиги наших соотечественников являются примером мужества и героизма. Именно на их примере мы раскрываем перед детьми три грани самовоспитания : познавательные, духовные, волевые.
Опыт показал, что космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников. Видя заинтересованность, которую проявляют дети к космосу, мы решили продолжить и расширить космическую тему. Так «родился» проект «Загадочный космос».
Цель: Углубить и расширить знания детей о космосе, формировать нравственно – патриотические чувства посредством проекта «Загадочный космос».
Задачи:
воспитывать у детей патриотизм, уважение к покорителям космоса и чувство гордости за своё Отечество;
расширить представления детей о космическом пространстве (об этапах освоения космоса, о первом полете человека в космос, о солнечной системе, планетах и спутниках);
развивать познавательный интерес, психические процессы, мелкую моторику, коммуникативные навыки,
способствовать развитию самостоятельности в достижении результата;
совершенствовать у всех участников проекта поисковую и исследовательскую деятельность, творческие способности.
совершенствовать стиль партнерских отношений, обогащать детско-родительское взаимодействие опытом совместной исследовательско-творческой деятельности;
создать благоприятную предметно-развивающую среду и дополнительное образовательное пространство для проведения исследовательско-творческой деятельности детей в детском саду и семье.
Этапы реализации проекта: организационный, основной, заключительный.
Первый этап - организационный. На этом этапе мной были установлены цели и задачи, подготовлен и собран материал для НОД и бесед, подобраны игры и материал для них, созданы информационные листы и папки-передвижки для родителей, проведена педагогическая диагностика в форме беседы с детьми по заданной теме.
Второй этап - основной.
Мы апробировали содержание проекта «Космос». Провели экскурсию, беседы, приступили к оформлению экспозиции мини-музея «Космос». Организовали работу с родителями, направленную на знакомство с проектной деятельностью.
Третий этап – заключительный.
Была проведена повторный диагностика, которая показала, что почти все дети усвоили материал, были устранены пробелы в знаниях детей о космосе, которые выявил первый этап диагностики. Был организован мини-музей космонавтики, посетителями которого стали дети и родители нашей и других групп, грамотой была отмечена самая активная семья.
Практическая значимость
Разработано и реализовано тематическое планирование по каждому блоку проекта в рамках интеграции образовательных областей.
Данный проект может использовать в своей работе любой педагог, адаптировав его содержание к индивидуальным возможностям воспитанников и условиям ДОУ. Знания, полученные детьми в ходе реализации проекта, способствуют формированию нравственно – патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.
Выводы
Дети, живущие в современном мире, как губка впитывают все изменения в обществе, активно познают мир, открывают для себя новые истины. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родной страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм, формируется активная жизненная позиция.
В процессе реализации проекта «Путешествие в космос», расширены представления детей о космическом пространстве (об этапах освоения космоса, о первом полете человека в космос, о солнечной системе, планетах и спутниках). Улучшилось качество детско-родительских взаимоотношений, установилась преемственность между педагогами и семьей за счет формирования интегративных качеств воспитанников. Эмоциональное восприятие материала, в ходе проекта, помогло детям испытать чувство гордости за нашу страну и своих соотечественников. Разработано большое количество методического материала, наглядно-развивающих пособий по данной проблеме.