Азалия Сафаргулова
«Как случилось, что вода неподвижна и тверда?» (Конспект образовательной деятельности по ФКЦМ в средней группе)
▼ Скачать + Заказать документы
Как случилось, что вода неподвижна и тверда?
Программное содержание: уточнение и содержание знаний детей о свойствах льда; обогащение лексики детей словами – признаками, родственными словами; развитие диалогической речи детей; развитие общей и мелкой моторики; развитие тактильных ощущений; формирование познавательной активности при экспериментировании со льдом.
Материалы и оборудование: аквариум с золотой рыбкой; тарелочки по количеству детей, кусочки льда; иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка»; различные емкости для воды (различной формы); глобус; мультимедийное оборудование.
Публикация «„Как случилось, что вода неподвижна и тверда?“ (Конспект образовательной деятельности по ФКЦМ в средней группе)» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Ход образовательной деятельности
Воспитатель привлекает внимание детей к аквариуму, в котором плавает золотая рыбка, загадывает загадки:
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло.
(Лед)
Текло, текло и легло под стекло.
(Лед)
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост-как синее стекло:
Скользко, весело, светло.
(Лед)
Зимнее стекло
Весною потекло.
(Лед)
Воспитатель: Ребята! Так как под таким толстым стеклом живут рыбы зимой?
Дети: Подо льдом.
Воспитатель: Из чего крыша, под которым зимуют рыбки?
Дети: Изо льда.
Воспитатель: Что такое лед?
Дети: Замерзшая вода.
Воспитатель кладет перед детьми на тарелочке кусочки льда.
Воспитатель: Возьмите лед в руки. Что чувствуют ваши пальчики? (Лед холодный, хрупкий, скользкий, мокрый)
А почему лед сравнивают со стеклом? (Потому что он прозрачный)
А можно ли лед вставить в окно вместо стекла? (Нет, он растает.)
Вспомните, ребята, в какой сказке у лисы была ледяная избушка? Почему она не понравилась лисе? (Сказка «Заюшкина избушка». Не понравилась потому, что она весной растаяла.)
Показывает иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка».
Воспитатель: Ребята, а если мы оставим лед на тарелочках в группе, что с ним произойдет?
Дети: Он растает.
Воспитатель: Почему он растает?
Дети: Лед тает в тепле.
Воспитатель: Как называется процесс превращения льда в воду?
Дети: Таяние.
Воспитатель: А как называется процесс превращения воды в лед?
Дети: Замерзание.
Хороводная игра «Солнышко и лед».
Дети, взявшись за руки, идут по кругу.
Солнце, солнышко, покажись!
Солнце красное, улыбнись!
Растопи снег и лед,
Чтоб у наших у ворот
Ручеек бежал, играя,
Речку жизнью наполняя,
Чтобы плакала капель
С нашей крыши целый день.
Чтоб набухли снова почки,
Распустились бы цветочки,
И наполнили леса
Птичек звонких голоса!
Дети выполняют движения, соотнося их с текстом стихотворения: идут по кругу, останавливаются, поднимают руки вверх, затем поворачиваются друг за другом – бегут на носочках, протягивают левую ладошку вперед, указательным пальцем правой руки касаются левой ладошки; вновь поворачиваются друг за другом, бегут на носочках, взмахивая руками.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, пока мы играли, наши кусочки льда на тарелочках почти растаяли и превратились во что? (В воду). Скажите, ребята, имеет ли форму вода.
Дети: Нет, вода формы не имеет. Она принимает форму такого сосуда, в который налита.
Воспитатель: Давайте проверим. (Наливают воду в различные сосуды. Убеждаются, что вода меняет форму в зависимости от формы сосуда, в который налита.)
А как вы думаете, лед имеет форму?
Дети: Имеет. Вы нам раздали кусочки льда, мы его брали руками, снова клали в тарелочку, мы могли его положить на стол, в стакан. Он своей формы не поменял. Просто он постепенно тает и очень скоро поменяет не форму, а состояние. Из твердого превратится в жидкое.
Воспитатель: Ребята, а что такое лед? (Это вода в твердом состоянии).
Давайте поиграем и придумаем слова – родственники к слову «лед» (слова, похожие друг на друга тем, что в них живет слово «лед»).
Дети: Ледяной, ледышка, ледовый, льдинка.
Воспитатель: (берет в руки глобус). Ребята, посмотрите, это наша Земля, ее макет. А как вы думаете, где на Земле больше всего льда?
Дети: Больше всего льда в Арктике и Антарктиде (на Северном и Южном полюсах Земли).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что происходит с льдинками в Арктике и Антарктиде, когда на них падают солнечные лучи? (Они начинают таять. Но растаять они полностью не могут, потому что в Антарктиде и в Арктике лето очень короткое и холодное.) (Показ на экране мультимедийного проектора.)
Ребята, а вы слышали что-либо об айсбергах?
Айсберги-это огромные глыбы льда, которые откололись от ледяных берегов Арктики или Антарктиды и течение их вынесло в море.
(Показ на экране мультимедийного проектора).\
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что происходит с этими глыбами льда? Они плавают или тонут? Давайте проверим.
(Берут кусочки льда и опускают их в воду.) Лед не тонет потому, что он легче воды. Почему не тонут айсберги? Большая часть айсберга скрыта под водой. Они плавают в море несколько лет, постепенно тают, дробятся на мелкие части. Создают опасность для кораблей. (Показ на экране мультимедийного проектора).
Воспитатель подводит итог образовательной деятельности.