Елена Кузнецова
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Вода и ее свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД
Тема: «Вода и ее свойства»
Группа : старшая
Цель занятия: Прививать интерес к исследовательской деятельности.
Развивать познавательную активность ребёнка в процессе экспериментирования с водой. Подвести к пониманию того, что вода не имеет запаха, не имеет вкуса, она прозрачная.
Публикация «План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе „Вода и ее свойства“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование и материалы. У воспитателя: стеклянная банка или стакан с водой, пустой стакан, стакан с молоком, поднос с предметами (пуговицы, камешки, металлические предметы, пузырьки разной формы и размера); «формочки» с солью и сахаром, «розетки» разной формы, сырое яйцо. У детей на столах: пластиковые стаканчики, ложки, «формочки» с солью и сахаром.
Задачи занятия
1. Образовательные:
-закреплять знания о значении воды в природе;
-познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность;
2. Развивающие:
- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.
- развивать логическое мышление;
- стимулировать познавательную активность детей.
- активизировать словарный запас – прозрачная.
3. Воспитательные:
- воспитывать умение действовать в коллективе.
- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
Интегрируемые образовательные области:
«Социализация»
- умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.
«Безопасность»
- знакомство с правилами безопасности при проведении опытов.
«Коммуникация»
- развитие самостоятельности у детей в процессе опытов, умение работать в коллективе.
Предварительная работа – чтение стихотворений о воде, наблюдение на прогулке за лужами, дождем, наблюдение за водой в аквариуме, опыты с водой (течет, разливается, не имеет формы).
Форма работы: совместная деятельность.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.
-Если руки ваши в ваксе, если на нос сели кляксы, кто тогда наш первый друг, снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама ни готовить, ни стирать, без чего мы скажем прямо, человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли, чтоб варили кисели, чтобы не было беды – жить нельзя нам без (воды).
-Правильно, сегодня мы будем говорить о воде и я предлагаю вам отправиться в лабораторию. Согласны?
Основная часть.
Дети рассаживаются за столы,
Воспитатель: Сегодня мы будем работать в лаборатории, проводить опыты. Но сначала давайте вспомним правила безопасности при работе:
Дети: Аккуратно пользоваться стаканчиками с водой.
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?
- А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?
Дети: Солёная.
Воспитатель: А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?
Дети: Сладкая.
Воспитатель: А теперь снова попробуйте воду. Есть ли у неё вкус?
Дети: У воды нет своего вкуса.
Воспитатель: Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.
Воспитатель: У меня на столе есть еще стаканчик с водой и стаканчик с молоком. И на подносе набор мелких предметов: пуговицы, камешки, металлические пробки. Давайте посмотрим, что будет, если мы опустим эти предметы в воду. А теперь давайте опустим такие же предметы в стакан с молоком, что вы видите? Ответы детей.
Воспитатель: Да, правильно, в стаканчике с водой видно, какие предметы мы опустили. Значит вода какая?
Дети: Прозрачная.
Воспитатель: А в стаканчике с молоком?
Дети: Молоко не прозрачное.
Воспитатель: Как вы думаете, почему вода в морях и океанах солёная? Выслушать ответы детей.
Воспитатель: Когда идёт дождь, он растворяет частицы солей, которые находятся в почве. Ручейки дождевой воды попадают в реки. Течение реки переносит соли в моря. Вода под действием солнца нагревается и выпадает на землю в виде осадков, но вся соль остаётся в море.
- Давайте представим себе, что мы очутились на море и немножко поплаваем.
Физминутка.
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно:
Вместе раз-это брасс,
Одной, другой - это кроль.
Все как один плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Воспитатель: А вы знаете, что в морской воде плавать легче, потому что она может держать предметы на поверхности? Я предлагаю вам это проверить. Для этого я возьму банку с водой и опущу в нее сырое яйцо. Что случилось с яйцом?
Дети: Яйцо утонуло.
Воспитатель: Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды. А теперь во второй банке давайте сделаем морскую воду. Для этого я добавлю в банку соль и хорошо перемешаю. И опущу туда яйцо. Что с ним произошло?
Дети: Яйцо не утонуло.
Воспитатель: Это потому, что солёная вода тяжелей пресной. Поэтому плавать в море легче, чем в реке.
- А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали свойства воды. Что запомнилось больше всего? Ответы детей.
Воспитатель: Давайте в следующий раз еще поработаем в лаборатории и проведем другие опыты с водой.