Масюкова Ольга Ивановна
Консультация «Как организовать совместную познавательно — исследовательскую деятельность взрослого и ребенка»
«Как организовать совместную познавательно – исследовательскую деятельность взрослого и ребенка»
Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера, воспитатель может придерживаться примерно следующей последовательности этапов исследования :
1. Актуализация культурно – смыслового контакта, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы.
2. Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем.
Публикация «Консультация „Как организовать совместную познавательно — исследовательскую деятельность взрослого и ребенка“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Темочки
3. Опытная проверка или предметно – символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями.
4. Предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.
Для каждого конкретного занятия нужен привлекательный отправной момент – какое – либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования. Отправным моментом могут быть реальные события, происходящие в данный период: яркие природные явления (например листопад) и общественные события (например предстоящий Новый год, о котором все говорят и к которому готовятся). Так же это события, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность(«Что это такое? Что этим делать? Как это действует). такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации – вырезки на определенную тему. Много вопросов для исследования вызывают воображаемые события, происходящие в художественном произведении (например полет на воздушном шаре персонажей книги И. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» или Чука и Гека их повести А. Гайдара и. т. д.). Наконец стимулом к исследованию могут стать события, происходящие в жизни группы (например, кто-то принес свою коллекцию, и все вслед за ним увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и. т. д.). Так для «опытов» и «классификационной работы» имеет смысл, использовать события, реально происходящие в природе, в социальной жизни или специально «смоделированные».
Для «путешествий»- по карте и по «реке времени» - целесообразно обращаться к воображаемым событиям (из художественных текстов). Отталкиваясь от события, воспитатель ставит вопросы для исследования : (Почему дует ветер? Почему осенью бывает листопад? Как получается радуга? Какие бывают профессии? Какие есть средства передвижения? Какими средствами передвижения пользовался человек, когда еще не изобрел колесо? Как добраться до Австралии? Почему у кенгуру и страуса сильные ноги, а у коалы – нет? Почему у жирафа пятнистая яркая шкура, а у бегемота серая? Как путешествовать в океане, где нет дорог и указателей? и. т. д.). Обсуждение происходит за «круглым столом» (за реальным столом или на ковре. Вокруг ключевого предмета, предметного материала). На этом этапе исследования педагог использует реальный предметный и иллюстративный материал. Причем наборов для опытов должно быть несколько, что бы каждый ребенок смог опробовать возможности исследуемого материала, прибора, инструмента. Иллюстративный материал, предлагаемый для исследования (анализа- сравнения, представляет собой карточки разного размера, от довольно крупных до мелких (как в детском лото, которые рассматриваются всеми участниками.
Следующий этап исследования – опытная проверка идей (на уровне практического действия) или фиксация найденных оснований классификации, «меток» пространства и времени на таблице, схеме, карте. На этом этапе ребенок выбирает себе удобное место для работы, подгруппы детей могут рассредоточиться (работать в разных уголках группы, а затем вновь объединиться за «круглым столом» для сборки общей таблицы, для окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования. Занятия в такой форме воспитатель проводит 1-2 раза в неделю в определенные распорядком дни. Желательно в утреннее время. Продолжительность занятий 30-35 минут. Однако партнерская познавательно – исследовательская деятельность со взрослым, сама по себе ценная для развития ребенка, должна так же придать импульс свободной самостоятельной деятельности дошкольников. Организация познавательно – исследовательскую деятельность, не следует смешивать с продуктивной. В отличии от продуктивной деятельности, смысл которой достижение вещного результата с хорошим качеством в познавательно – исследовательской деятельности главное – нахождение связей между вещами и явлениями. Результат хотя и выраженный предметно – всего лишь систематизация, символизация представлений в схемах, значках – листках. Однако может быть использована тематическая связь занятий познавательного цикла с занятиями продуктивной деятельностью.
Не следует так же смешивать познавательно – исследовательскую деятельность и с/ игру. Хотя исследования – путешествия и протекают в условном плане, их основной девиз – узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в пространстве и времени. В с/ игре ребенок «проживает», и осваивает целостные модели человеческих действий, и отношений.
Итак, познавательно – исследовательская деятельность может быть на занятии поддержана другими видами культурной практики. Возможны следующие сочетания:
1. Чтение художественного произведения.
2. Собственно познавательно – исследовательская деятельность – затем продуктивная деятельность, продолжающая тему (практическое моделирование создание комплекса вещей).
3. Собственно познавательно – исследовательская деятельность – затем с / игра по мотивам путешествий по карте, по «реке времени».
Планирование последовательности тематических содержаний в течении учебного года может быть:
Первый вариант – движение в течении года от простых практических опытов и классификации к исследованиям – путешествиям в пространстве и времени.
Второй вариант – мозаичный выбор тем из разных культурно –смысловых контекстов по принципу ассоциативных связей (тематических соприкосновений).