Павлова Алёна Олеговна
Значение изобразительного искусства в развитии творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Изобразительное искусство как развитие творческих способностей»
Одной из главных особенностей нового воспитательно-образовательного плана, предполагающего реализацию требований стандарта второго поколения, является введения понятия внеурочная деятельность. Поэтому воспитатель ищет направления, по которым будет вести внеурочную деятельность. Я выбрала направление изобразительное искусство как развитие творческих способностей
Публикация «Значение изобразительного искусства в развитии творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
Дошкольный возраст – это время, когда изобразительная деятельность может стать устойчивым увлечением, т. к. «погружая» ребенка в мир искусства, мы развиваем воображение и творческие способности. Воображение и творчество – это предпосылки формирования и развития базиса личностной культуры.
Л. С. Выготский показал, что воображение получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте, начиная складываться в игровой деятельности и получая свое дальнейшее развитие в изобразительной, конструктивной, музыкальной и др. видах деятельности.
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности умение реализовать самостоятельный творческий замысел в изобразительной деятельности, воспитание эстетического отношения к окружающему миру.
Задачи:
-формирование мотивов изобразительной деятельности;
-формирование восприятия (развитие сенсорной культуры детей, умения – вычленять части, сравнивать форму, цвет, величину и т. д.);
-эмоциональное развитие ребенка (умение замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства).
Формы занятий:
• По количеству детей, участвующих в занятии - преимущественно коллективная (групповая, индивидуальная;)
Продолжительность занятия: 25 минут.
Этапы изобразительного творчества дошкольников :
I этап - накопление первоначальных представлений
Приобретая социальный опыт, ребнок выделяет наиболее значимое для себя и изображает его. Нужно научить детей выбирать при рисовании тему, содержание, сюжет, объекты, которые определяют смысловой центр будущей композиции. Педагог может организовать экскурсию, занятия, творческие игры; использовать методы ознакомления: наблюдение, обследование, беседа, рассказ.
II этап - период возникновения замысла
При уточнении будущего сюжета необходимо исходить из избранного ребенком замысла и если есть необходимость в доброжелательной форме помочь ему определить главного участника действия, место действия, детали, сюжетную линию.
III этап - период реализации замысла
Проводится отбор и использование художественных средств. Задача педагога – помочь ребенку найти те средства, которые в наибольшей степени соответствуют его возможностям и замыслу.
IV этап - окончательная оценка полученного результата и его обработка, если в этом есть необходимость Достоинства детского рисунка: эмоциональность, искренность,
непосредственность выражения своих мыслей и чувств (как и у взрослых художников); содержательность, смелость, гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка, выразительность
Предполагаемый результат:
- передавать в рисунке образы предметов, персонажей литературных произведений, расположение предметов на листе бумаги.
- передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш, до трех оттенков цвета. А также рисовать акварелью в соответствии с её спецификой
- смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью).
-создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни.
-развивать композиционные умения, располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу.
- различать дымковскую, филимоновскую и городецкие росписи элементов, использовать якутские орнаменты в своих замыслах
- использовать в своих произведениях нетрадиционные виды рисования, искать другие методы и приемы нетрадиционной техники рисования
Тематический план
Срок реализации: ноябрь 2013 – май 2014г.
Месяц Тема
Ноябрь Мини музей «Гжель»
Декабрь Новогодние игрушки
Январь Мини музей «Хохлома»
Февраль 23 февраля, «Олимпиада Сочи 2014»
Март Поделки мамам – 8 марта
«Арктика – Северное сияние»
«Пасха»
Апрель «День Космонавтики»
«День Земли»
Май «Берегите природу Якутии»
«Ысыах»
План работы на 2013-2014 учебный год
Ноябрь -Беседа «Откуда появилась Гжель»
-Д/и «Найди гжельскую роспись»
-Роспись посуды «Гжелью»
-Аппликация «Гжель»
Декабрь Новогодние игрушки.
-Беседы «Что такое Новый год», «Атрибуты нового года», «Мой подарок к новому году»
-Д/и «Собери снеговика»
-Аппликация «Открытка – пригласительное»
-Рисование по замыслу «Что я жду от Деда Мороза»
-Работа с родителями – сделать новогоднюю поделку
Январь -Беседа «Что такое хохлома»
-Д/и «Найди хохломскую посуду»
-Роспись посуды «Хохлома»
-Аппликация «Хохломские узоры»
Февраль - Беседы «Защитники», «Кто охраняет наши земли»
-Аппликация «Подарок папам»
-Рисование солдата
-Рассматривание картины «Пограничник»
Март - Беседы «Что такое женский день», «Мама – первое слово»
-Аппликация «Поделки мамам»
-Рисование «Арктика – Северное сияние»
Апрель -Беседа «Пасха», «День Космонавтики», «День Земли»
-Рисование яиц
-Работа с родителями – принести яйца
-Аппликация «Ракета в космосе»
-Коллективная работа «День Земли»
-Работа с родителями – «Берегите Землю»
Май - Беседы «Берегите природу Якутии», «Ысыах», «Наш участок – самый лучший», «9 мая – день победы»
-Коллективная работа «Моя Якутия»
-Работа с родителями – сделать фоторассказ «Я помню и горжусь своим прадедушкой» (Стенд)
САМООТЧЕТ кружка
«Изобразительное искусство как развитие творческих способностей»
Изобразительная деятельность – это специфическая для детей деятельность, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть свои способности, возможности, увидеть продукт своей деятельности рисунки, поделки. В этой деятельности он может реализовать себя как творческая личность.
Цель изобразительной деятельности : повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности, умение реализовать самостоятельный творческий замысел в изобразительной деятельности, воспитание эстетического отношения к окружающему миру.
Творческие способности, воспитание и развитие детей реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности и направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к
окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка. Большое внимание уделялось ознакомлению воспитанников с произведениями художников, работающих в разных жанрах: графиков, скульпторов, архитекторов, предоставлялась возможность освоить разнообразные художественные материалы: гуашь, акварель, карандаши, фломастеры, мелки; бумагу разных форматов и
фактуры. При знакомстве детей с разными видами искусства всегда стараюсь обратить внимание на средства художественной выразительности: цвет, форму, колорит, композицию. Наши беседы, игры, темы рисунков всегда приучали к праздникам, таким образом, дети больше приобщались к патриотизму, любви к своей республике.
Для вовлечения детей в процесс восприятия и продуктивного творчества использую разнообразные приемы и формы работы: НОД, дидактические игры, игровые ситуации, игры импровизации, просмотры презентаций. При организации художественной деятельности детей сочетаю индивидуальные и коллективные виды работы, отдавая приоритет собственной инициативе воспитанников.
Результаты воспитанников предоставлены в таблице:
Достижения воспитанников по кружковой работе
год Участники Название мероприятия Уровень Результат
2014 Протопопова Уруйдаана Конкурс рисунков «Северное сияние Городской Сертификат
2014
Ласточкин Алеша Конкурс рисунков «Северное сияние Городской Сертификат
2014 Попова Катя Конкурс рисунков «Сохраним живую природу Якутии» РС (Я) Сертификат
2014 Протопопова Уруйдаана Конкурс рисунков «Сохраним живую природу Якутии» РС (Я) Сертификат
2014 Попов Кирилл Конкурс плакатов «Сохраним Планету» Городской Диплом 3 место
2014 Протопопова Уруйдаана Конкурс рисунков «Сохраним живую природу Якутии» в рамках проведения VIII Республиканской экологической акции «Природа и мы» РС (Я) Диплом победителя
2015 Мецкер Валерия Конкурс рисунков «Портреты Земли» Окружной Сертификат
2015 Коллективная работа группы Конкурс рисунков «Портреты Земли» окружной
Сертификат
2015 Коллективная работа группы Конкурс рисунков «Северное сияние МБДОУ Грамота
1 место