Жанна Бубнович
Возможности нетрадиционного конструктора «Bunchems» в развитии творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на создание условий развития дошкольников, открывающей потенциал позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, самостоятельности, конструирования, восприятия сказки и др., сотрудничества с взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. ФГОС подчёркивает необходимость обеспечения преемственности целей, задач и содержания дошкольного образования, предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:
Публикация «Возможности нетрадиционного конструктора „Bunchems“ в развитии творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
- Конструкторы из липучек: Велькрош, Банчемс
- Конструкторы, занятия с конструкторами
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
• вариативности и разнообразия содержания образовательных программ
• единство развивающих, воспитательных и образовательных целей и задач в совместной и самостоятельной деятельности взрослого и ребёнка
• учёта ведущего вида деятельности дошкольника – игры. Игра является важнейшим спутником детства, ведущим видом деятельности дошкольника.
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии, в том числе игровые. Игра для ребенка является непосредственной формой и средством познания мира. Для воспитателя правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разные образовательные и развивающие задачи. Содержание и организация образовательного процесса через игровую деятельность направлены, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность. Используя игру в образовательном процессе, необходимо обладать, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.
Дошкольный возраст - пора интенсивного развития творческих способностей, неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия игровых замыслов. Вместе с общим развитием ребенка значительно расширяется и круг его интересов. Интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию окружающей его действительности.
Одним из главных резервов становления личности является творчество на различных этапах его проявления. Одним из таких видов детского творчества является изготовление изделий из конструктора «Bunchems». Это вид деятельности, который способствует закреплению представлений о мире, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество.
«Bunchems» - конструктор нового поколения, представляющий собой маленькие шарики в виде репейника. Шарики крепятся между собой при помощи щупальцев, тем самым создавая разнообразные фигурки. Это уникальный симбиоз конструктора и пластилина, который дает возможность самостоятельно создавать «умные игрушки», наделять их интеллектом, характерами, создавать небольшие рассказы, истории, сказки.
Шарики-липучки имеют яркие, привлекательные цвета. Они выполнены из мягкой резины и очень приятны на ощупь. В наборе идут дополнительные аксессуары в виде глаз, носов, ртов, рук, усов, крыльев, которые делают поделки еще более забавными и живыми. Фигуры, собранные из конструктора «Bunchems» можно сжимать, гнуть, сгибать, после чего они быстро принимают исходную форму, не рассыпаясь и не деформируясь. В практике работы с детьми для развития творческих способностей, самостоятельности я использую конструктор «Bunchems».
Цель: познакомить воспитанников с инновационным конструктором, развивать самостоятельность в изготовлении поделок, в выборе способов изготовления и создание собственных способов крепления деталей, формировать умения действовать с опорой на рисунок и схему модели.
Конструктор «Bunchems» в основном используется в индивидуальной и подгрупповой работе в утренний и вечерний отрезок времени. Дети, с удовольствием делают поделку, при этом обговаривая все условия выполнения задания, учатся мыслить не стандартно, работать в коллективе, договариваясь между собой. Во время игры с конструктором у дошкольников развивается мелкая моторика рук, цветовосприятие, логическое и творческое мышление. В итоге дети получают удовлетворение от результата совместного творчества. Игра с мелкими игрушками способствует и сюжетосложению – развертыванию разнообразных комбинаций событий, активизирует комментирующую речь. В ней ребенок поднимается от предметно-ролевых действий до оперирования целостными событиями. В активизации сюжетосложения в значительной мере и заключается педагогическая ценность игры с мелкими игрушками.
При работе с конструктором «Bunchems» выделяются пять этапов:
1. Знакомство воспитанниками с деталями конструктора «Bunchems». На этом этапе подробно рассматриваются колючки-липучки, каких они цветов, дополнительные элементы (глаза, руки, ножки, шляпки, очки). Происходит знакомство с инструкцией, в которую водят схемы сборки фигур, конструкций. Проводятся игры «Найди такую же деталь на карточке», «Выбери детали по количеству и цветам».
2. Обучение технологии изготовления форм, конструкций, умению читать схемы. Воспитанники обучаются приемам конструирования: присоединение колючек друг к другу, сжатие, соединение дополнительных элементов с основой, внесение дополнительных деталей в конструкцию, отбор необходимого количества колючек для построения определенной поделки. Работа выполняется на плоскости.
3. Конструирование и самостоятельное конструирование. На этом этапе воспитанники, как правило, начинают конструировать простейшие постройки, переходя от простого к сложному. Они отбирают детали для конструирования по карточкам, соединяют элементы по алгоритму, предложенному воспитателем, собирают и испытывают свою постройку. Помимо конструирования по алгоритму, дети на данном этапе, поняв принципы действия конструктора, проявляют творческие способности и создают свои постройки: «Веселые букашки», «Забавные звери», «Разноцветные постройки».
4. Создание новых образов, конструкций на основе имеющихся базовых умений. У воспитанников появилось желание дополнить, видоизменить или даже создать свой собственный образ конструкции. Для этого были самостоятельно внесены дополнительные элементы: фетр, кусочки ткани, шерсть и др. Дети представляли себя в роли скульптора, дизайнера. Действуя в образе, дети особенно были увлечены деятельностью, как никогда работало творческое воображение, изобретательность дошкольников. Воспитанники создавали конструкции, не имеющие аналогов, но, если даже ребенок повторял ранее созданную конструкцию, то она является оригинальной для него самого, т. е. его индивидуальной культурной практикой.
5. Составление рассказов, историй, сказок и их инсценировка. В данном блоке воспитанники обыгрывали свои постройки, сочиняли истории и сказки с созданными ими героями. На развитие творческого воображения, самостоятельного придумывания историй были направлены игровые приемы с элементами ролевого поведения.
Таким образом:
• У дошкольников наблюдается рост произвольности воображения, который проявляется в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение;
• Дети создают красочные и оригинальные конструкции, наделяют их индивидуальными характеристиками это: эмоции, характер, внешность, сочиняют сказки, рассказы.
• У дошкольников развивается интерес к самостоятельному моделированию, коммуникационные умения при работе в паре, коллективе сверстников.
Спасибо за внимание!